Преподобный Серафим Саровский – один из самых любимых и почитаемых святых в России. Мы помним его житие: падение с колокольни, встречу с медведем, нападение разбойников и многодневное стояние с молитвой на камне.
Предлагаем вам подборку материалов о преподобном старце, из которых вы узнаете другие интересные детали его жизни и познакомитесь с неожиданными наставлениями. Расскажем о том, как он утешал унывающих, как учил начальников обращаться с подчиненными, как воспитывал духовных чад и почему второе обретение его мощей вызвало такое ликование среди верующих.
«Обуйся и иди торговать хлебом!»
Преподобный Серафим Саровский любил людей и умел находить простые слова, чтобы помочь человеку, вернуть ему радость и смысл жизни. Однажды к нему пришел какой-то босой странник из Киева.
Старец в это время работал на огороде, но бросил свои дела и сказал страннику: «Прекрати богомоление, обуйся и сними с себя вериги!» В статье «Как преподобный Серафим лечил уныние» Ксения Орабей рассказывает, почему святой дал такой странный совет страннику.
Вериги под одеждой этого мужчины были незаметны, но у отца Серафима было другое зрение. Видел он не только вериги, но и то, что этот человек взял на себя подвиг, который был ему непосилен. Теперь он и сам унывал, и семья его тосковала. Старец посоветовал ему вернуться домой к жене и детям и торговать хлебом. Тот, кто с радостью старается выполнить свою работу наилучшим образом, тоже занимается богоугодным делом.
Гость удивился: раньше он, и правда, торговал хлебом, а потом, чтобы «угодить Богу», бросил семью и стал босиком ходить по монастырям. После разговора со старцем мужчина воспрял духом, вернулся к семье и понял, что это и есть его путь.
Преподобный Серафим хорошо знал, что такое уныние и говорил: «Бывает иногда человек в таком состоянии духа, что, кажется ему, легче бы ему было уничтожиться или быть без всякого чувства и сознания, нежели долее оставаться в этом безотчетно-мучительном состоянии».
Как бороться с таким состоянием? Чтобы вернуть вкус к жизни, святой Серафим советовал принимать любые события в своей жизни как из рук Божиих, даже не пытаясь найти ответ на вопрос, почему это случилось.
«Господь его терпит, так и ты прощай»

Мы знаем преподобного Серафима как милостивого святого. Две евангельские заповеди – любовь к Богу и любовь к людям – наполняли всю его жизнь. Когда он был молодым и сильным, и лихие люди напали на него, избив и проломив голову, он не сопротивлялся, решив, что на все воля Божия.
Добр был ко всем. «Радость моя, Христос Воскресе!» – так ласково встречал преподобный Серафим Саровский всех своих гостей. Арсений Загуляев в статье «Преподобный Серафим Саровский: «Управляй милостью, а не ранами» рассказывает о том, как святой старец учил начальников обращаться со своими подчиненными.
В трапезной Дивеевского монастыря работала одна стряпуха. Настоятельница монастыря велела ей экономить продукты и поэтому стряпуха держала сестер впроголодь. Дошло до того, что голодные монахини мечтали о лишнем куске хлеба. Узнал про это батюшка Серафим, позвал стряпуху к себе и стал на нее ругаться.
Стряпуха во всем обвинила настоятельницу: дескать, она велела так поступать. Но преподобный не согласился: «Не она моих сироточек-то кормит, а я их кормлю. Пусть начальница-то и говорит, а ты бы потихоньку давала да не запирала. Тем бы и спаслась! Нет, матушка, нет тебе моего прощения! Сиротам да хлеба не давать?». И велел ситуацию исправить.
Будущему наместнику Троице-Сергиевой Лавры преподобному Антонию Радонежскому (Медведеву), в молодости подвизавшемуся в Сарове, преподобный Серафим велел «быть милостивым и снисходительным к братии; матерью будь, а не отцом к братии; и вообще ко всем быть милостивым и по себе смиренным. Смирение и осторожность жизни есть красота добродетелей».
Всех начальников преподобный Серафим учил относиться к подчиненным милосердно. Однажды один человек спросил старца, не противно ли Богу то, что он наказывает своих работников? Дело в том, что без этого ему вообще неясно, как сохранить нравственность подчиненных.
Саровский чудотворец отлично знал, как это сделать.
– Милостями, облегчением труда, а не ранами, – ответил великий святой, – напои, накорми, будь справедлив! Господь его терпит, так и ты прощай…
Вот тебе послушание – умри за брата

Послушницы Елена и Марфа Дивеевские были любимыми духовными дочерями преподобного Серафима. Судьба Елены Дивеевской удивительна. Однажды у ее старшего брата стали отказывать ноги. Они нашли старца Серафима из Саровского монастыря, о котором много слышали, поскольку жили неподалеку, и попросили его о помощи.
Преподобный помолился, помазал ноги больного освященным маслом и тот исцелился. С тех пор Мантуров стал ближайшим помощником старца. О том, что дальше произошло с Еленой, рассказывает Ксения Орабей в статье «Преподобные Елена и Марфа Дивеевские: любимые духовные дочери Серафима Саровского».
Елена росла красавицей, любила бывать в свете, была веселой и интересной девушкой. Нашелся и жених, но неожиданно без всякой причины невеста передумала идти под венец. Впоследствии Елена мечтала только о том, чтобы принять постриг.
В 1925 году Елена приехала в Дивеево, ей было 20 лет. Старец наставлял ее: «Быть львом в этом мире трудно и мудрено, радость моя. Это я на себя возьму; а ты будь голубем, и все между собою будьте как голубки.
Всегда будь в молчании, ни с кем не говори, отвечая только на самые наинужнейшие вопросы и то «будто с трудом», а станут много спрашивать, отвечай: «Я не знаю»… Вечером выйди на двор и молись 100 раз Иисусу, 100 раз Владычице и никому не сказывай, а так молись, чтобы никто того не видал, даже бы и не подумал, и будешь ты как ангел!»
Призвав Елену быть голубем, преподобный Серафим назначил ее начальницей Мельничной общины. От начальствования Елена решительно отказалась: «Всегда и во всем слушалась я вас, но в этом не могу! Лучше прикажите мне умереть, вот здесь, сейчас, у ног ваших, но начальницей – не желаю и не могу я быть, батюшка!» И сестрам говорила: «Что я за начальница?! Не знаю, как буду отвечать за свою душу, а тут еще отвечать за другие?!..» Но старец благословил ее руководить сестрами.
По молитвам духовного отца Елене удалось быть и голубем, и начальником в одном лице. Елена тайно помогала сестрам: давая сверток с деньгами, вещами или продуктами, говорила: «Вот, матушка, такая-то просила меня передать это тебе!»
Когда ее брат Михаил Мантуров снова внезапно заболел, старец объяснил Елене, что тому пришло время умирать. А он ему еще нужен, в обители дел еще так много… «Так вот и послушание тебе: умри ты за Михаила-то Васильевича, матушка!» – сказал старец монахине.
«Благословите, батюшка», – не колеблясь, ответила она. И умерла.
В статье рассказывается и о святой Марфе Дивеевской, которая была самой юной в общине. По преданию, именно ей старец рассказывал о духовном смысле всего происходящего в обители, о том, что будет в будущем с Дивеевским монастырем, о посмертных судьбах сестер.
«Преподобный Серафим велел передать, что наступило время открытия его мощей»

Мощи Серафима Саровского обретали дважды: в 1903 и в начале 1990-х. Наш автор Елена Тростникова – свидетель серафимовских торжеств 1990-1991 годов – предлагает посмотреть на двухсотлетнюю историю обретения мощей святого как единое событие, относящееся больше даже не к прошлому, а к настоящему.
«Я уверена, что и сейчас Cвятая Русь сходится у раки мощей преподобного Серафима, и она жива, и она сильнее всего, что кажется нашему замутненному взору силой, – пишет автор в статье «Как преподобный Серафим Саровский возвращался к людям. Истории очевидцев».
В Синодальный период почти не канонизировали святых, но помог сам преподобный Серафим. В середине 1890-х годов в Дивеево приехал митрополит Серафим (Чичагов), тогда еще священник Леонид. С тех пор, как похоронили старца Серафима, прошло уже больше 60 лет. Отец Леонид зашел к монахине Паше Саровской, которая помнила преподобного.
Старенькая и больная Паша гостю очень ему обрадовалась. Монахиня сказала, что давно его ждет, поскольку преподобный Серафим велел ему передать, что наступило время открытия его мощей и прославления, и об этом следует доложить Государю.
Скромный отец Леонид смутился, сказав, что он не может быть вхож к Государю, чтобы вот так, запросто, поговорить с ним о таких вещах. Но Паша сказала, что об этом ей ничего неизвестно, ей сказали – передать, вот она и передает.
Тогда отец Леонид решил собрать свидетельства и воспоминания тех, кто помнит преподобного, напечатать книгу и подарить Императору. «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» была издана в 1896 году и преподнесена Государю.
Эта книга во многом и повлияла на решение о канонизации святого. Когда для этого собирали документы, вдова помещика Николая Мотовилова, который записывал свои разговоры с преподобным, передала его архив писателю Сергею Нилусу. Но тот очень расстроился, что бумаги ему достались в ужасном состоянии.
«Пыль, галочьи и голубиные перья, птичий помет, – вспоминал Нилус. – Все бумаги ветхие, исписанные беглым и до такой степени неразборчивым почерком, что я просто в ужас пришел: где тут разобраться?!».
Почти в состоянии отчаяния, не в силах разобрать ни слова, писатель взмолился преподобному Серафиму…Наутро все написанное стало ему понятно. Так Нилус расшифровал «Беседу о цели христианской жизни», которая стала жемчужиной в копилке духовного опыта русских святых.
Елена Викторовна вспоминает, как обрели мощи преподобного Серафима в запасниках Ленинградского Музея истории религии и атеизма, располагавшегося в Казанском соборе, как святыня прибыла в Москву.
«Когда мы приблизились к Каланчевскому путепроводу, по нему проносилась электричка, – рассказывает автор статьи. – Наш настоятель воскликнул: «Вы видите, куда она едет?» На электричке была указана станция: «Новый Иерусалим». Мы и правда чувствовали себя тогда на пути к Небесному Иерусалиму, к Царству Небесному. Точнее, это Царство «приблизилось» к нам, как сказано в Евангелии».