Православный роддом – мечта или реальность?

Как сообщили на секции “Социальное служение Церкви” Рождественских чтений, в 23 километрах от Москвы по Щелковскому шоссе есть земля, пожертвованная на такой проект.

Лучшей проповедью о Христе назвал дела милосердия председатель Комиссии по церковной социальной деятельности при епархиальном совете города Москвы, настоятель храма святого благоверного царевича Димитрия протоиерей Аркадий Шатов в своем докладе «Воспитание сестер милосердия», открывшем проходившую 1 февраля в рамках Рождественских чтений секцию «Социальное служение Церкви». Но еще больше нужны дела милосердия Церкви для сохранения и приумножения любви в душах прихожан. «В наше время любовь оскудевает не только в мире, который нас окружает, но и в самой Церкви. Люди могут иметь христианскую внешность, знать церковные праздники, заботиться, как им кажется, о спасении своей души, но совершенно не иметь любви, сострадания и сочувствия», — сказал отец Аркадий. Современный человек склонен к мечтательности, легко абстрагируется от окружающей реальности. Читая святых отцов, проникается их мыслями, но при этом спокойно может пройти мимо замерзающего бездомного или не заметить нужды молящегося рядом с ним в храме. Чтобы любовь не оскудела окончательно, необходимо возрождать традиции служения первых диаконис или сестер милосердия XIX – начала XX века, а для этого – воспитывать вдохновителей и организаторов такого служения, людей, которые посвятят ему всю жизнь, будут примером для нас – ведь милосердным должен быть каждый христианин.
Сострадание и сочувствие надо прививать с детства. Большие надежды отец Аркадий возлагает на воскресные школы. Если дети привыкнут хотя бы в праздники посещать больницы или детские дома, готовить для больных и сирот подарки, выступать с концертом, в их чистых, еще не испорченных грехом душах будут посеяны семена любви. Главное, с возрастом не прерывать воспитание. От взрослых, прежде всего священников и педагогов, требуется мудрость, чтобы находить дела служения ближнему с учетом возраста прихожан. Отец Аркадий привел в пример группы помощи бездомным при комиссии. Большинство работающих в группе – молодые люди. Патронажная работа на квартирах им не очень интересна, а здесь есть элементы авантюрности, приключений – молодежь это привлекает.
Церковное социальное служение – служение Христу. Если человек забывает об этом, при самых лучших намерениях неизбежен «синдром выгорания». При служении ближнему особенно необходима помощь Божия, следовательно – усиление духовной жизни, молитвы, более глубокое воцерковление. Тогда жизнь сохранит гармонию, не станет однобокой. В противном случае церковное социальное служение останется церковным лишь по названию, но по сути обесценится, потеряет глубину.
Главный врач больницы святителя Алексия Екатерина Богданова рассказала об истории больницы, о трудностях, связанных с прекращением бюджетного финансирования. Оборудование не обновлялось 10 лет. В больнице с неврологическим отделением нет необходимой для неврологических больных томографической аппаратуры. Пациентов отделения приходится возить в другие больницы. Терапевтический корпус требует капитального ремонта. Больница – первое в России церковное лечебное учреждение, поэтому наряду с материальными здесь планируют решать и духовные задачи: формирование в коллективе православных традиций медицинской помощи и медико-социального служения, создание на базе больницы условий для профессионального обучения и православного воспитания медицинских кадров. Для этого необходимо не только финансирование, но и взаимодействие с приходами, монастырями и братствами. На днях мы писали о первых результатах такого взаимодействия – все 14 выпускниц курсов патронажных сестер при Свято-Димитриевском училище будут работать в больнице святителя Алексия.
Отсутствие финансов тормозит и создание православного роддома. Идее этого роддома был посвящен доклада клирика Казанского собора на Красной площади священника Игоря Фомина. Отец Игорь – член епархиальной комиссии, возглавляет подкомиссию помощи
многодетным семьям . Вместе с помощником они провели опрос православных многодетных родителей, и никто не усомнился в необходимости создания православного роддома. В современных роддомах на беременных женщин оказывают прессинг, пытаясь вынудить на аборт. У отца Игоря трое детей, и он рассказал, что его матушка всегда приходила из женских консультаций на грани нервного срыва. Так же часто рожениц без всякой необходимости уговаривают сделать кесарево сечение. Причина – за любое хирургическое вмешательство дежурная бригада получает дополнительные деньги. Бывают случаи, когда кесарево сечение – единственная возможность благополучных родов, но гораздо реже, чем оно сейчас применяется. О том, что это не такая безобидная операция, мы уже писали.
В результате такой нездоровой обстановки в роддома православные люди все чаще предпочитают рожать дома. В Москве существует 20 обществ, готовящих беременных женщин к родам на дому. Но вот в Голландии, где 80% родов проходит дома, во время родов у подъезда дежурит реанимобиль, и в случае необходимости роженица и младенец за 5 минут будут доставлены в ближайший роддом, с которым заранее заключен договор о помощи. В Москве такие домашние роды обеспечить невозможно и по материальным причинам, и из-за пробок, следовательно, домашние роды – всегда риск. Так что ориентироваться всё-таки надо на создание православного роддома, в котором будет создана семейная атмосфера, проводиться групповые духовно-нравственные и теоретические занятия, физическая подготовка и индивидуальные консультации. В 23 километрах от Москвы по Щелковскому шоссе есть земля, пожертвованная на такой проект.
Есть мнение, что по сравнению с врачами других специальностей гинекологи наименее восприимчивы к христианскому просвещению. Отец Игорь заверил, что это не совсем так, что специалистов, желающих работать в будущем роддоме, больше, чем мест. Кроме того, в Москве есть роддом (№ 71), в котором ликвидирован абортарий. Об этом на прошедшем в декабре круглом столе рассказал врач-гинеколог этого дома Роман Гетманов. Есть достижения и в других городах. О работе с женскими консультациями Екатеринбурга в интервью нашему сайту рассказывал священник Евгений Попиченко.
Присутствовавшая на секции сестра из Екатеринбурга после доклада отца Игоря сказала о первых положительных результатах этой работы – в роддоме, где они работают, уже только трое из восьми врачей пока не отказались от детоубийства. Просветительская работа в государственных роддомах и женских консультациях, конечно, необходима, но это не исключает возможности открытия православного детского дома. Где, кстати, тоже не исключено миссионерство – отец Игорь заверил, что туда будут принимать не только воцерковленных рожениц, но всех, кто хочет родить ребенка в здоровой моральной обстановке, для кого семья является ценностью.
Еще одна уникальная форма миссии – биоэтика. Так считает диакон Михаил Першин, несколько лет преподающий этот предмет студентам-медикам. В своем выступлении он рассказал об истории и причинах появления биоэтики как дисциплины. Во многом выступление отца Михаила повторило его прошлогоднее интервью нашему сайту.
Что такое хоспис? Это не дом смерти, но место подготовки к вечности, считает руководство первого российского хосписа, открывшегося в 1990 году в Петербурге. В 1992 году на его базе было создано Свято-Елизаветинское сестричество. Сегодня в хосписе есть стационар на 25 коек, а также выездная служба, обслуживающая всех онкологических больных Приморского района (в районе проживает более 400 тысяч человек).. Примерно 90% пациентов хосписа (ежегодно в стационаре умирает около 370 человек и еще вдвое больше – на дому) перед уходом из жизни исповедуются и причащаются. Главное в работе здешних сестер – подготовка пациентов к христианскому уходу из жизни. Здесь требуется особая деликатность, об этом в рубрике «Вопрос-ответ» говорил один из основателей хосписа профессор Андрей Гнездилов.
На секции хоспис представляла старшая сестра Свято-Елизаветинского сестричества Елена Кабакова. Она рассказала, что вместе с сестрами милосердия за больными ухаживают петербургские семинаристы. Был случай, когда учащиеся с первого по пятый курс всей группой в свободное от учебы и послушаний время приходили в хоспис, беседовали с больными, выводили их на прогулку.
Паллиативная помощь – не только уход за больным, но и поддержка его семьи. Об этом в сестричестве задумались, когда через два месяца после смерти в стационаре одной женщины, учителтьницы, в хоспис пришел ее 13-летний сын, оборванный и грязный. Оказалось, что его сестра-сектантка по требованию мужа выгнала мальчика из дома, он 2 месяца скитался по друзьям и по дворам, а потом пришел к матери, не зная, что ее уже нет в живых. После этого случая стали внимательнее смотреть за семьями пациентов. Часто, особенно если болеет и умирает мать или единственный опекун, ребенок бросает школу, уходит на улицу.
В результате был открыт православный детский дом для детей, чьи родители умерли в хосписе. Сейчас там проживает 8 человек, двоих уже после 18 лет выпустили во взрослую жизнь. С детьми работают православные психологи, ребят возят в паломнические поездки. Большинство выросли в неверующих семьях, много пропадали на улице. Наиболее эффективной формой воцерковления таких детей стали летние лагеря, которые проводятся совместно с военно-патриотическим клубом «Пересвет» при Троице-Сергиевой лавре.

Леонид ВИНОГРАДОВ

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?