Согласно справке, Сето или Сету – это «финно-угорский народ, псковская чудь. Ныне проживает в Печорском районе Псковской области Российской Федерации и на юго-восточных рубежах Эстонии, до 1920 года входивших в состав Псковской губернии Российской империи.
Точную численность сету установить трудно, так как данный этнос не внесен в список народов, проживающих на территории РФ и Эстонии. При переписях населения сету вынуждены были записывать себя эстонцами и русскими.
Иногда сету сознательно относят к эстонцам. Однако это неправильно, так как между ними существуют значительные этнокультурные и языковые отличия, основное из которых – конфессиональное: эстонцы в большинстве своем лютеране, а сету – православные.
По этнолингвистической классификации народ сето относиться к финно-угорской группе уральской языковой семьи. Как и эстонцы, сето попадают в западную (прибалтийско-финскую) часть данной группы. Основой языка считается вырусский диалект эстонского языка, а по сути – западносетусский язык Выру, почти исчезнувший в самой Эстонии в связи с распространением в ней литературного языка. Сами сету не сомневаются, что владеют самостоятельным языком, не имеющим аналогов в Эстонии.
Существуют две версии происхождения народа сету. Согласно первой из них, сету – коренной финно-угорский народ; сохранившийся до наших времен «осколок» древней чуди, с которой встретились славянские кочевники при колонизации северо-запада Восточно-Европейской равнины. По второй версии, сету – потомки эмигрировавших в средние века с территории современной Эстонии на водские земли эстов, вступивших в конфликт с немецкими колонистами. Впоследствии сету пополнялись переселявшимися в Новгородскую республику с запада эстонцами (начиная с Ливонской войны XVI века вплоть до двадцатых годов XX века).»
Православные Сеты – частые гости в Свято-Успенском Псково-Печорском монастыре, а уж на престольный праздник Успения они приезжают туда в праздничных национальных костюмах. Предлагаем вашему вниманию фоторепортад Константина Шапкина с празднования дня памяти Успения Пресвятой Богородицы в Псковских Печерах, где ему удалось встретиться с представителями этого малого народа.
Несут почитаемый чудотворный образ Успения. В этой древней иконе Успения, украшенной литым серебряным окладом – около 600 кг
Богослужения возглавил Высокопреосвященный Евсевий, епископ Псковский и Великолуцкий
Крестный ход
Cлева: о.Харалампий, ответственный за работу от монастыря с детьми, справа, с Распятием – о.Илиан, монастырский голубевод
фото К.Шапкина