В России 83 миллиона человек каждый месяц пользуются терминалами для оплаты услуг. Если бы каждый из них жертвовал в месяц хотя бы по 100 рублей, некоммерческим организациям (НКО) было бы гораздо проще собирать деньги на лечение больных детей, помощь немощным старикам или спасение дикой природы. Но сегодня этот и другие современные и удобные способы перечисления пожертвований не достаточно урегулированы законодательством. Какие поправки необходимо внести в российские законы, чтобы эти механизмы заработали в полную силу, обсуждали члены рабочей группы по развитию благотворительности в Общественной палате РФ 12 октября.
Одним из важных критериев оценки эффективности благотворительности считается количество частных пожертвований. В России их объем невелик. И одной из причин этого является то, что существующие способы сделать пожертвование труднодоступны и требуют от человека дополнительных усилий. Можно перечислить средства по квитанции, для чего надо заполнить бланк, доехать до банковского офиса и, скорее всего, отстоять там не всегда маленькую очередь. Можно приехать в офис благотворительного фонда. Можно дождаться очередной акции и опустить деньги в ящик для пожертвований. Гораздо проще делать пожертвования через терминалы оплаты, WebMoney или отправив sms.
До 2009 года вопрос о пожертвованиях через терминалы оплаты никак законодательством не регулировался, рассказала ведущий юрист CAF-Россия (признан в РФ иноагеном) Инна Моторина. В 2009 году были приняты закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и поправки в закон «О банках и банковской деятельности». Но возможность перечисления пожертвований через платежных агентов (терминалы оплаты, webmoney и т.п.) никак не обозначена в законе, поскольку этот вид перечислений является наиболее подозрительным с точки зрения отмывания средств. Человек, подходя к терминалу оплаты, никому не показывает свой паспорт. «Многие в некоммерческом секторе продолжают говорить, если пожертвования через платежных агентов прямо в этих законах не поименованы, это не значит, что осуществлять их нельзя. Но мы и юристы, которые работают с CAF, не согласны с этой позицией, потому что законодательство о банковской деятельности вовсе не предполагает принципа: что прямо не запрещено – разрешено», – прокомментировала ситуацию Инна Моторина.
Представители НКО подготовили предложения законодательных поправок, которые позволили бы показать государству, что благотворительные организации готовы к контролю за перечислением пожертвований. Для этого юристы предложили ограничить размер пожертвований через платежных агентов: проводить идентификацию плательщика при пожертвовании более 5 тысяч рублей. (При прочих платежах идентификация начинается с 15 тысяч рублей). На чеке из терминала должна быть указана информация о социально ориентированном НКО, которому перечислено пожертвование: название, адрес, телефон, ОГРН, ИНН. Возложить на платежных агентов обязанность уведомлять налоговые органы, если сумма пожертвований для этого НКО через этого платежного агента превысила 1 млн. Обязать НКО сообщать в налоговые органы либо о факте заключения договора с платежным агентом, либо о превышении объема полученных средств 1 млн. рублей.
Все это пока только предложения. В целом собравшиеся согласились с ними и обсуждали технические подробности. Существенным дополнением было пожелание учесть возможность для частных лиц предоставлять для оформления налоговых вычетов документы, подтверждающие сумму пожертвования.
Пожертвования по sms могли бы быть популярней, если бы значительная часть пожертвования не уходила бы на оплату налога на прибыль. Дело в том, что чаще всего небанковские платежные агенты (а к ним относятся операторы сотовой связи) продают услугу «пожертвование» (ей является sms), после чего от своего имени жертвуют деньги на благотворительные цели. А юридические лица не освобождены от уплаты налога на прибыль, даже если они перечисляют пожертвования.
Две других схемы, позволяющих более эффективно распорядиться деньгами частных sms-благотворителей, описала Влада Муравьева, менеджер отдела общественных связей и социальных проектов Агентства социальной информации. Может использоваться схема «небанковский платежный агент – банк – НКО». Абонент отправляет смс и этим дает три поручения: банку – открыть ему счет; оператору – вернуть часть предоплаты путем перечисления на этот банковский счет; банку – перечислить полученные от оператора деньги в пользу НКО. Это сложная схема и не все операторы ее используют, опасаясь, что проверяющие структуры сочтут ее не соответствующей законодательству.
И есть третий вариант, который на сегодняшний день не разрешен законодательством – прямое перечисление небанковскими платежными агентами по поручению их клиентов предоплат в пользу третьих лиц в виде пожертвований. Подготовить необходимые для этого поправки в законодательство поручено фонду «Подари жизнь».
В завершение встречи Дмитрий Даушев, координатор программы «Сторонники Всемирного фонда дикой природы (WWF) (признан в РФ иноагентом и нежелательной организацией) в России» рассказал о современном способе пожертвований, который сейчас никак не действует в России. Это direct-debit. Благотворителю достаточно указать в бланке номер своей банковской карты, какую сумму можно списывать ежемесячно с его счета и поставить подпись. Больше благотворителю ничего делать не нужно – всеми необходимыми переговорами с банком занимаются представители НКО. Там сверяют подпись с образцом, хранящимся в банке, и если все совпадает – механизм запускается. Благотворитель всегда может прекратить перечисления. «В Польше больше половины платежей даже не начинаются, потому что подпись не достаточно похожа на хранящуюся в банке», – говорит Дмитрий Даушев, иллюстрируя безопасность способа и ответственность банков. В мире более 60% пожертвований делаются через direct-debit. О необходимых законодательных поправках для появления такого механизма пожертвований в Москве обещали подумать представители WWF и Greenpeac (признан в РФ иноагентом и нежелательной организацией).
Ирина РЕДЬКО