Поющие отцы

Много у меня друзей по всей России и за границей, где бывал неоднократно — и в Германии, и в Италии, и в Америке. Там у них за честь посидеть с русским протодиаконом. Встречаться с друзьями я очень люблю. Люблю для них попеть самые разные песни из репертуара Шаляпина и “Битлов”. Моя матушка с пониманием относится к моей деятельности

На Куликовом поле возле села Монастырщино, по преданию, похоронены русские воины, павшие в Куликовской битве. В их память в последние дни мая здесь собираются исполнители авторской песни. Фестиваль «Куликово поле» приурочен к дню памяти св. блгв. кн. Димитрия Донского. В этом году по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского КИРИЛЛА в нем впервые принял участие ансамбль духовенства Ярославской епархии.


Выступление поющих отцов стало откровением и для жюри, и для пяти тысяч зрителей. В какой-то момент кто-то в толпе по-бабьи охнул: «Батюшки!» И пошло: «Батюшки еще! Батюшки!» И те на жаре, в черных подрясниках, пели про дороги, пыль да туман, про Отчизну, про любовь и верность. Когда звучала «Славянка»: «Встань за веру, русская земля!» — люди подпевали. А с первыми словами «Журавлей» Расула Гамзатова поле встало в память о павших.
Тяжело пришлось другим исполнителям: конкурировать с ансамблем духовенства оказалось непросто. Нервничало жюри, никто не ожидал такого поворота. Спокойны были только отцы. Три дня они приходили и уходили со сцены под аплодисменты, неловко кланялись, благодарили. Их полюбили, спрашивали: на будущий год приедете? Точно? Отцы смущались: как владыка благословит…
Самая колоритная фигура ансамбля — отец Георгий Лаврентьев. По его виду сразу можно определить, что он протодиакон. Одного веса только за 140 килограммов. А голос — настоящий русский бас. Таких сейчас мало сохранилось.
«Голос привел в Церковь, — рассказывает протодиакон Георгий Лаврентьев. — В школе увлекался гитарой, сам учил аккорды в подъездах. Служил в рядах Ярославского гарнизона в ансамбле песни и пляски. За два года армии с концертами объездил весь Северный округ. После службы устроился на завод топливной аппаратуры. Организовал свой ансамбль. Тут предложили в ресторане попеть. Несколько лет проработал в ресторане. Но такая жизнь претила. И вот однажды, года двадцать два назад, знакомый меня привел в Крестобогородскую церковь. Я увидел другой мир. До этого знал театры, концерты, рестораны, стадионы… но полумрак церкви, служба мне были неведомы. Очень поразило количество людей: что они все тут делают? Мне предложили петь на клиросе. Сразу — в басы. В течение двух лет пел на клиросе, узнавал службу. Только на второй год что-то стало доходить: что, зачем, почему? Потом диакон из Крестов ушел в армию, и мне предложили занять эту вакансию. Отправили на благословение к митрополиту Иоанну (Вендланду). Настоятель дал мне характеристику: “Подходит как диакон, но не уверен в себе”. Митрополит Иоанн на свой страх и риск меня взял. И не ошибся — я так считаю. Ну а потом при владыке Платоне меня перевели в собор, протодиакона дали.
В службе многое зависит от протодиакона.
С самого первого возгласа. Устами протодиакона идет молитва к Богу. Если непонятно, что бубнят, какая же это молитва?! Протодиаконы в храме при архиереях — это как в армии гвардия, элитные войска. Фундамент для архиерея. Всегда волнуюсь перед службой и во время нее. Привычка не работает. Боишься разочаровать людей. Домой пришел, все в душе перебираешь, как, чего, где не так.
Что голос зависит от размеров человека, не думаю, хотя мощи надо же где-то находиться. Вот и прячу все в себе на радость всем. Однажды велосипед не выдержал моей массы. Прямо у самого собора колеса и сложились пополам. Прохожие говорят: “Вон поп как разъелся”. Стыдно стало. Быстрей с велосипеда, выкинул его сразу.
Много у меня друзей по всей России и за границей, где бывал неоднократно — и в Германии, и в Италии, и в Америке. Там у них за честь посидеть с русским протодиаконом. Встречаться с друзьями я очень люблю. Люблю для них попеть самые разные песни из репертуара Шаляпина и “Битлов”. Моя матушка с пониманием относится к моей деятельности, язык не поворачивается назвать это работой».
Диакон Димитрий Поляков — противоположность отцу Георгию — очень тонок. Когда они вместе с протодиаконом, невольно вспоминаешь название чеховского рассказа. Вырос в священнической семье. Пишет стихи и песни. С особым чувством декламирует, всегда жестикулируя. Матушка поет в областной филармонии. Правда, сейчас она дома — недавно появился на свет второй сын.
Братья Мальцевы — протоирей Андрей и протодиакон Николай — в церкви с младых ногтей. Сыновья почитаемого в Ярославле протоиерея Игоря, уже почившего. Были времена, вспоминает о. Николай, когда отец приносил его в церковь в большой сумке, чтоб никто не видел, что малыша к храму приучают. Своей статью, голосами братья напоминают былинных русских богатырей. Мальцевы — настоящая православная семья, где каждый друг за дружку. На семейных праздниках поют и родители, и дети. Мальчики так же, как когда то их отцы, в храме служат старшими иподиаконами.
У всех участников ансамбля музыкальное образование. Трое — из семей священников. Все служат в Федоровском соборе Ярославля. Вместе и на архиерейских богослужениях. А поначалу, как отцы сами, смеясь, рассказывают, пели вместе во время трапез. Со временем стали приглашать на епархиальные мероприятия: то на Рождественском концерте поют, то по завершении конференции, то Пасхальный концерт открывают. Наконец, владыка благословил создать Ансамбль духовенства Ярославской епархии.
Основной состав — пять человек. Только на помощь в ответственных концертах из Углича приезжает протоиерей Иоанн Гощук. В ансамбле все решается коллегиально, лидера трудно выделить. Репертуар подбирается сам собою. Поют то, что нравится всем участникам ансамбля. Чаще всего мнения сходятся. Поют всегда без фонограммы.
Любимую песню никто из ансамбля назвать не решается. Говорят, таких песен много, зависит от настроения. Все любят старых «Песняров», нравятся «Битлы»: с ними связана молодость, их песни исполняют в тесном кругу, но чаще просто играют на фортепиано их музыку.
Еще одна находка ансамбля — тенор Алексей Попов. У него пока только фамилия поповская, он солист архиерейской капеллы и работает в одной ярославской фирме. Но успел с отцами спеться и стал постоянным членом коллектива. Так что владыка Кирилл уже подумывает, не сделать ли его иподиаконом, чтобы не выбивался из коллектива.

Читать дальше

Текст и фото Юлии СТИХАРЕВОЙ

В заключение предлагаем вам прослушать еще одну песню в исполнении ансамбля духовенства Ярославской епархии: «Не для меня…» (Размер 3,6 Мб, формат .wma):

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?