Попрошайки в Москве: кто они, и что с ними делать?

Я встречал и тех, кто занимался этим профессионально, и тех, кто просил милостыню исключительно из нужды, прекрасно осознавая в то же время, кто зарабатывает деньги рядом с ними

Сегодня попрошаек в Москве приходится видеть каждый день. Они встречаются буквально на каждом шагу в метро, на улице, на дорогах. Кто они, и что с ними делать?

Среди просящих можно выделить следующие часто встречающиеся категории. Это различные инвалиды (глухонемые, ветераны афганской или чеченской войн и др.), священники, собирающие «на строительство храма», попрошайки с животными, взрослые или подростки с неизменно «умирающими» родственниками, «потерявшие документы и билеты до города N». Также это матери, просящие на лечение детей (чаще всего встречающиеся с растиражированной фотографией одного и того же младенца, или просто со «справками» о состоянии здоровья), беременные женщины, и, наконец, матери с малолетними детьми. Некоторых персонажей случается встречать на одних и тех же маршрутах в течение многих месяцев подряд, отдельные же лица попадаются в течение нескольких лет.

Все эти многочисленные встречи с уже давно знакомыми лицами не могут не вызывать подозрения. В определенный момент мне самому захотелось узнать, многие ли из тех, кто ежедневно просит милостыню, в самом деле, говорят правду и нуждаются в помощи, а не просто стоят с протянутой рукой, банально зарабатывая деньги. Я стал проявлять участие, интересоваться проблемами тех, кто просит помощи на улице и в метро. Чаще всего на мои предложения оказать какую-то посильную помощь (помочь обратиться в полицию с целью восстановления документов, купить билет до пункта назначения, или, в конце концов, банально купить еды) попрошайки либо вовсе не реагировали, молча проходя дальше или скрываясь из виду, либо проявляли агрессию.

Попрошайки и полицейские

Переломным моментом для меня стал случай, когда в вагоне поезда метро я встретил женщину с ребенком – маленькой девочкой четырех-шести лет, которую «мать-героиня» водила с собой для более эффективного сбора милостыни. Вот она на фото.

На мой вопрос о том, какого рода помощь им требуется, помимо, конечно, денег, просящая мать никак не отреагировала, а только спешно прошла дальше выпрашивать деньги. Тогда я проследовал вместе с женщиной к выходу из метро, стараясь не привлекать к себе внимания, и сообщил о ней дежурным полицейским. В ходе оформления документов выяснилось, что женщина проживала на территории РФ без необходимых документов, не имея даже подтверждения того, что ребенок действительно принадлежал ей. В тот раз по факту правонарушения были оформлены документы, а дело, как заверили меня сотрудники полиции, было передано инспектору по делам несовершеннолетних.

За попрошайничество с детьми предусмотрена ответственность по статье 151 УК РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий»: П.1: Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста… наказываются лишением свободы на срок до шести лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового».

Не всегда, однако, попрошайничество с малолетними детьми полицейским удается идентифицировать как таковое. Так, например, однажды я заметил мать с тремя детьми, стоящую в переходе между станциями метро с протянутой рукой. Как только я сообщил об этом полицейским и подвел их к месту совершения преступления, мать вместе с детьми двинулась в сторону станции и проследовала на платформу к поездам. Полицейские в тот раз сказали, что у них нет ни малейшей возможности задержать попрошайку, так как она не была поймана с поличным. Странно, конечно, встречать такое непостоянное отношение. В одном случае достаточно было одного сообщения и указания на скрывающуюся правонарушительницу, а в другом случае полицейским почему-то нужно было поймать попрошайку с детьми буквально за протянутую руку. Очевидно, что полицейским не всегда хватает решимости брать на себя очередное утомительное дело. Но интересно в данном случае другое: ради интереса я проследовал вместе с матерью-попрошайкой и ее детьми до следующей станции и дождался, пока она опять станет просить милостыню. Убедившись, что она принялась за свое занятие, я в очередной раз нашел полицейских и привел их на место преступления. Попрошайка-мать, едва завидев полицейских, опять принялась двигаться в сторону очередной станции. На мою просьбу задержать женщину за совершаемое ей преступление, апеллирование к статье 151 УК РФ, а также к состраданию к детям, полицейские ответили, буквально, следующее: «Ну чего ты хочешь? Это ж цыгане, они всегда использовали и будут использовать своих детей, и с этим ничего не поделаешь».

У полицейских, как кажется, порой нет никакого стимула заводить очередное дело, т.к. процессуальные издержки при нынешнем законодательстве будут значительны, а результат, как они считают – едва заметен. Но как тогда прекратить деятельность организованных сообществ, паразитирующих на чувствах людей? Лишь в одном из трех случаев, когда я обращался к представителям власти с просьбой задержать мать-попрошайку с детьми, полицейские предприняли какие-то действия.

Ложь, но не всегда

Попрошайничество в той форме, которую мы наблюдаем в Москве почти сплошь и рядом построено на лжи. В подавляющем большинстве случаев попрошайки просят деньги не для того, чтобы купить на них еду или выбраться из тяжёлой ситуации. Большинство просящих милостыню действуют в организованных сообществах, руководители которых используют беспомощных и отчаянных людей как средство для наживы. Такие сообщества, судя по ряду свидетельств СМИ и самих попрошаек, давно стали прибыльным бизнесом.

Многие уже слышали, как действуют многие из тех, кто просит милостыню и каковы их истинные мотивы. Не смотря ни на что, попрошаек вовсе не становится меньше, а люди все так же продолжают отдавать свои деньги фактически в руки преступных сообществ, использующих рабский труд несчастных и обездоленных. Возникает вопрос, стоит ли вообще подавать милостыню просящим? С одной стороны, бесчеловечно было бы ответить – «не сто?ит», так как не все просящие милостыню работают на неких коварных «хозяев». С другой стороны, подавая милостыню просящим, мы с большой вероятностью отдаем её в карман тех, кто заставляет всех этих людей добывать деньги посредством лжи и циничной игры на чувствах.

За то время, когда я собирал информацию о попрошайках, я встречал как тех, кто, прося милостыню, занимался этим профессионально, так и тех, кто просил милостыню исключительно из нужды, прекрасно осознавая в то же время, кто и каким образом зарабатывает деньги рядом с ними.

Так однажды на станции метро Проспект Мира я встретил молодого человека, с виду около двадцати лет. Парень стоял при входе на платформу, держа в руках табличку с просьбой о помощи и постоянно озираясь по сторонам, как если бы он кого-то или чего-то боялся. На табличке было написано: «Помогите доехать до дома. Украли документы и деньги». Подойдя к молодому человеку, я поинтересовался, как давно он находился в Москве и как попал в такую ситуацию. На мои вопросы он лишь невнятно ответил, что был на вокзале и собирался ехать домой в Оренбург, когда у него вырвали из рук сумку. Подробностей пребывания в столице, а также деталей своего маршрута молодой человек не сообщил. На вопрос, обращался ли он в полицию, парень ответил резко отрицательно, и как бы даже испугался. Видя его реакцию, я предложил свою помощь в восстановлении паспорта и покупке билета, и это мое предложение окончательно смутило парня настолько, что он, быстро убрав свою табличку, поспешил раствориться в толпе.

К сожалению, сфотографировать человека, стоящего с протянутой рукой, и записать его историю, получается нечасто. Просящие милостыню неохотно идут на контакт, и уж тем более отрицательно относятся к человеку с камерой.

Нечто нестандартное тем не менее, удалось записать со слов человека, изображенного на картинке слева, после того как его коллега, высказав свое отношение красноречивым жестом, проследовал в очередной вагон. Собеседник удивился моему желанию вмешиваться в существующий порядок вещей, назвав это тупиковым предприятием. Однако он, в отличие от других, не стал говорить шаблонными фразами. Он поведал, что нынешнее свое занятие он избрал самостоятельно и занимался этим уже более пяти лет. Заняться сбором милостыни в метро ему предложили некие работодатели, которые привезли его из Харькова в Москву. Собеседник также указал, что половину своего дохода ему приходится отдавать полицейским, которые, в свою очередь, обеспечивают просящим беспрепятственную работу.

Следует отметить также еще одного нетипичного персонажа, который своим видом и убедительностью вызвал куда больше доверия, чем ухоженные и аккуратно одетые нищие, говорящие чаще всего исключительно шаблонными фразами.

Пожилой мужчина сообщил, что просить милостыню он выходит от крайней нужды, поскольку его собственной пенсии на жизнь ему часто не хватает. При этом он категорически отрицал какие-либо связи с профессиональными попрошайками, которые лично его позиционируют, с его слов, как конкурента и врага.

Таковы лишь несколько историй из тех сотен и тысяч, кого ежедневно можно видеть на улице и в метро за своим неизменным занятием. Многие из просящих милостыню оказываются крайне немногословными. На любые вопросы отвечают стандартно, не желая привлекать к себе особого внимания. В тени общественного невнимания они продолжают заниматься тем делом, которое они видят как свой единственный выход.

Верить этим историям или нет – личный выбор каждого. Правда, было бы намного полезнее, если бы каждый лично дополнительно поинтересовался у просящих, хотя бы и после прослушивания их «публичной легенды», в чем состоит суть их проблемы, и как ее можно решить, не оставляя людей на произвол судьбы. Ведь именно беспомощность и одиночество, попавших в беду, вынуждает их идти на такой шаг. Те, кто пользуются сложившимися стереотипами, чтобы собирать деньги под маской анонимности, только выигрывают от такого невнимания общества к несчастью отдельных людей. Вынесение проблемы из-под ширмы анонимности и создание единой общественной площадки для решения проблем, попавших в беду, на мой взгляд, представляет собой, по крайней мере, первый шаг к излечению этого социального недуга.

Как им помочь?

Как же вообще возможно помочь попрошайкам, если не давать им денег? Сложно представить себе, что в один момент все перестанут давать им деньги. Желающие помочь находятся всегда. Но в самом ли деле они помогают? Какие мотивы ими движут? Задумываются ли они над проблемой? Многие просто не хотят думать, и делают так, как привыкли, не желая углубляться в подробности.

Но даже если случится так, что в один момент абсолютно все поймут, в чем дело, и решат никогда не давать им деньги, что тогда станет со всеми просящими о помощи, независимо от их мотивов? Можно предположить, что, во-первых, перестали бы существовать организованные сообщества попрошаек как предприятия, наживающиеся на чужом горе и сострадании. Люди же, которые были частью этих сообществ, останутся. Многим из них, действительно, некуда идти и не на кого больше надеяться. Что случилось бы с ними? Многие лишились бы так называемой «работы» и «поддержки», остались бы брошены на произвол судьбы. Большинство тех, кто обратился к работе с протянутой рукой уже и без того находились в отчаянном положении. Многие подростки, надо полагать, попали бы в другие неприятные истории. Ведь какие перспективы стоят перед ребятами, которые в 16 лет оказываются за порогом детского дома? Хорошее образование? Гарантированное трудоустройство?

Как можно остановить это лживое предприятие – организованное попрошайничество? Возможно, такая работа могла бы быть сделана, была бы на то административная и общественная воля. Административные усилия подразумевали бы борьбу с теми, кто ответственен за организацию преступных сообществ, общественная инициатива заключалась бы в создании учреждений и движений, которые заботились бы о слабозащищенных слоях населения. Специальные столовые, приюты, социальная и волонтерская работа – это все то, что так нужно нашему обществу, и что воспринимается нами, скорее, как фантастика, нежели нечто реальное и осуществимое.

Интерес к описываемой проблеме сделал меня в некоторой степени причастным к происходящим событиям. Нет, конечно, исправить или как-то повлиять на столь масштабное явление в одиночку невозможно. Но каждый в отдельности может добавить свой голос в хор тех, кто своими усилиями пытался или пытается в доступных ему пределах решить проблему. Я лишь в очередной раз прикоснулся к этой теме и напомнил, что такое явление как организованное попрошайничество существует, что проблема не была решена, и чем больше эта проблема уходит за периферию нашего общественного сознания, тем комфортнее чувствуют себя те, кто просит милостыню и не желает привлекать к себе лишнего внимания. Вне фокуса общественного внимания организованное попрошайничество успешно функционирует и воспроизводит себя в еще большем масштабе.

Чем больше людей услышат и поймут, в чем заключается проблема, тем больше людей перестанет просто откупаться от попрошаек, якобы очищая свою совесть, кидая им монету или мятую бумажку. Попрошайничество как «бизнес» станет менее прибыльным, и, надо надеяться, исчезнет вовсе. Но это на самом деле лишь часть решения проблемы, которая требует комплексного решения.

Каждому из нас для жизни нужны самые элементарные вещи – еда, одежда, крыша над головой и т.д. Но простых материальных вещей недостаточно для того, чтобы стать полноценными людьми, способными самостоятельно жить в обществе, полноценно взаимодействовать с другими и размышлять. Для полноценной жизни в обществе людям нужно человеческое отношение и внимание. Оказавшись по тем или иным причинам на обочине жизни, очень сложно будет войти в неё обратно. Выпавшие из ее течения и оставленные без внимания и человеческого отношения, люди продолжают существовать где-то за гранью общества, изредка врываясь в него со стороны, напоминая о своем существовании.

Давать деньги просто. Вы избавляете свой кошелек от лишнего веса и считаете, что сделали что-то доброе. При этом даже не нужно знать того человека. Дарить свое время намного тяжелее. Ведь в это время вы не заработаете деньги, и не потратите время на свое удовольствие, но вместо этого, когда вы посещаете детский дом, дом инвалидов или дом престарелых, когда вы просто проводите время с другим человеком, но разделяете с ним свою жизнь, это и есть самое ценное, что вы можете сделать, это и есть та жертва, которую вы можете принести, и которая может что-то изменить.

В следующий раз, когда пройдете мимо попрошайки, подумайте, кому вы дадите деньги. И сильно ли помогут ему ваши деньги, даже если они и пойдут в карман именно тому, кому вы их даете.


Переход между станциями Киевская кольцевой и Арбатско-Покровской линий метро. Небрежная надпись в руке старушки на куске картона с широко растиражированным призывом о помощи «ради Христа».


Женщина в вагоне поезда метро со справкой, заполненной небрежным почерком, просит о подаянии на лечение сына.
Надпись на справке: Киiвська Мiська Держав
Адмиiнiстрацiя … Дитяча Клiнiчна лiкарня №7


Пожилая женщина просит милостыню неподалеку от станции метро Новослободская, сидя на подоконнике здания. Надпись на картонке: «Помогите ради Христа на операцию руки»


Инвалид в коляске, заметив меня с камерой, рассмеялся. Зайдя в вагон поезда он представился ветераном Афганской войны и попросил денег на проживание.


Попрошайка в переходе со станции Новокузнецкая замоскворецкой линии на станцию Третьяковская Калужско-Рижской линии. Завидев меня с камерой, женщина резко отвернулась и закрыла лицо листом картона.


Девушка, предположительно собиравшая деньги на помощь приюту для животных, заметив меня, поинтересовалась, не идиот ли я, и грубо отправила меня в известном направлении.


Вновь переход между станциями Новокузнецкая и Третьяковская. Старушка стоит с протянутой рукой и небрежно составленной просьбой на листе картона.


Несмотря на запрет Священным Синодом Московской Патриархии любого сбора пожертвований в публичных местах, ряженые священники и монахи периодически появляются в вагонах метро, собирая милостыню с доверчивых граждан.


Женщина в подземном переходе у выхода из метро Китай-Город собирает милостыню, держа в руках лист картона с надписью: «Помогите ради Христа на лекарство во славу Божью».


Пожилая женщина в переходе между станциями метро собирает милостыню с надписью на листе картона: «Помогите ради Христа на хлеб».


Одна из смотрящих за попрошайками на фото кричит на свою «подопечную», забрав перед этим у неё из рук пакет с собранными деньгами.


Молодой человек без рук собирает подаяние на протезы в переходе между станциями Библиотека имени Ленина и Александровский Сад.


Пожилые женщины стоят в переходе между станциями метро, собирая милостыню буквально в пяти метрах друг от друга. Нередко в одном и том же переходе можно встретить до трех попрошаек.


Прохожая дает монету, по сути откупаясь от просящей милостыню пожилой женщины. Часто даже те, кто знает о существовании мафии нищих, продолжают давать просящим милостыню подаяния. Люди не могут противостоять столь массированной эмоциональной атаке, особенно когда горе другого, каким бы оно ни было, знакомо им не понаслышке.


Молодой здоровый парень уже около года появляется с протянутой рукой в разных переходах между станциями метро, собирая деньги на лечение матери. На многочисленные вопросы о его матери и о нем самом, молодой человек ответить затрудняется.


Женщина собирает милостыню с типичным объявлением на листе картона «Помогите, тяжело болен ребёнок».


Молодая девушка с просьбой о подаянии на лечение матери стоит в переходе между станциями Тургеневская и Чистые пруды.


Двое мужчин, просящих милостыню в вагонах поездов метро на платформе станции Алексеевская. При виде фотоаппарата мужчина справа показывает неприличный жест. Ранее на вопросы о его ситуации, о том, кто за ним присматривает и требуется ли ему какая-либо помощь, мужчина отказывался отвечать, стараясь быстрее удалиться. Мужчине на фото слева больше 70 лет. Родом с Украины, г. Харьков. В Москву более пяти лет назад пригласили некие работодатели. Часть заработанных денег отдает полицейским за гарантию спокойной работы.


Пожилая женщина, просящая милостыню около входа в кафе Макдонналдс. За пять минут, пока я наблюдал за ней, женщина успела «заработать» более пятисот рублей.


Попрошайка неподалеку от станции метро ВДНХ ходит с типичной картонной табличкой между машин, собирая милостыню. При виде фотоаппарата женщина обернулась и скрылась за машинами, не скупясь на оскорбления в мой адрес.


В особо людных местах можно встретить согнувшихся в три погибели сидящих на земле и без конца крестящихся старушек.


При виде камеры некоторые просящие милостыню бросают в снимающего горсткой монет из собранных подаяний. Часто спустя минуту после изрядной ругани, попрошайки берутся за старое, продолжая молиться в слух, креститься и благославлять подающих.


Пенсионер в переходе между станциями Проспект Мира кольцевой и Калужской-Рижской линий метро. По словам этого пожилого мужчины, к прошению милостыни он прибегает лишь тогда, когда к тому его подталкивает крайняя нужда.


Старушка, просящая деньги на платформе станции метро благословляла подающих милостыню людей, вытирая бегущие по лицу слезы.


Редко кто из прохожих интересуется у попрошаек, чем реально они могут помочь им, помимо банального откупа, которого ожидают попрошайки. На фотографии женщина распрашивала девушку о сложившейся ситуации и о способах помочь ей. Судя по тому, что женщина ушла, так ничего и не добившись от беременной попрошайки, последняя не ждала какой-либо»непредвиденной помощи. Тем временем, в десяти метрах от неё у противоположной платформы точно так же сидела еще одна беременная девушка с протянутой рукой.


Беременная девушка попрошайка на станции метро Новокузнецкая составляет компанию еще одной беременной девушке попрошайке, сидящей всего в десяти метрах от неё. При виде камеры девушка прижала к себе протянутую руку. Редкое ли это совпадение, две беременных девушки, сидящих в десяти метрах друг от друга с протянутой рукой на одной и той же станции метро? Боюсь, что не такое уж и редкое.


Избегающая ненужного лишнего внимания пожилая женщина просит милостыню на лечение внука «ради Христа» в переходе между станциями Киевская Арбатско-Покровской и Кольцевой линий метро. Популярная фотография внука до этого уже встречалась мне как минимум у двух других женщин, представлявшихся не то матерями, не то бабушками этого ребенка.


Опрятно одетые, чистые и ухоженные молодые девушки просят подаяний на корм домашним животным. Если кому-то не жалко людей и больных родственников, то хотя бы пожалеют домашних животных. В борьбе за милостыню все средства хороши.


Одна из многих бессовестных матерей, просившая в вагонах метро милостыню, используя для этого малолетнюю девочку. Женщина попыталсь скрыться от меня в очередном вагоне поезда. Эту мать неясно чьего ребенка задержали сотрудники полиции, которым, в отличие от их коллег, не потребовалось ловить цыганку за протянутую руку в вагоне поезда. Полицейские задержали женщину по факту моего обращения. На неё был составлен протокол, на место вызван инспектор по делам несовершеннолетних. Во время оформления документов цыганка щедро осыпала меня проклятиями, но замолчала, когда речь зашла о наличии у неё документов, удостоверяющих личность, подтверждающих принадлежность ребенка, подтверждающих право прибывания на территории РФ и т.п.

Также на тему:
Честные нищие

Просящие милостыню: живая икона или правонарушители?

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?