Пока проект закона «об образовании» не стал законом «об образовании»

Новый закон «Об образовании»: чем он будет отличаться от предшествующего, если мы не проявим активность и не заявим о своей гражданской позиции

Сегодня, в преддверии Нового года, я поздравляю вас с тем, что современные технологии дают возможность гражданам нашей страны участвовать в обсуждении законопроектов. Так, на сайте по решению Президента России Д.А.Медведева на общественное обсуждение вынесен проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Обсуждение законопроекта началось 1 декабря 2010 года, завершится оно 1 февраля 2011 года в 12:00. Ознакомиться с этим законопроектом и оставить свои отзывы может любой желающий.


Научный семинар лаборатории исследований гражданского общества

Специалистам во всех областях

Начнем с того, что каждый человек, дети которого учатся, учились или будут учиться в школе, считает себя специалистом в области образования. Возможно, в этом есть доля истины, потому что наша государственная система устроена так, что если твои близкие заболели, то стоит самому разобраться в медицине, прежде чем начинать лечение, рекомендованное поликлиническим терапевтом, а если ты ждешь ребенка, особенно не первого, тебе придется ознакомиться с азами акушерства и гинекологии, а уж к пятой беременности ты точно будешь знать об этом больше, чем молодая докторша в районной женской консультации. Я даже не говорю о том, что любой из нас умеет чинить электропроводку лучше электрика из ЖЭКа, а прочищать засорившиеся трубы – лучше сантехника.

Возвращаясь к вопросу об образовании, замечу, что если мы хотим действительно выступать в качестве специалистов в этой области, нам надо, как минимум, изучить терминологию. В первой главе «Общие положения» мы можем познакомиться с основными понятиями и терминами, такими как: «образование», «квалификация», «воспитание» и т.д. Почему это важно? Недавно на школьном форуме дорогой моему сердцу православной гимназии обсуждался вопрос о качестве образования. И многие говорили по этому поводу хорошие слова. Но продуктивной дискуссии в полном смысле этого слова не получилось, потому что каждый из писавших, в т.ч. и я, под «качеством образования» подразумевал что-то свое: смутные ностальгические воспоминания из собственной школьной жизни. А потом я прочитала первую главу законопроекта, увидела четкое определение этого самого «качества» и поняла, что говорить надо было вовсе не о собственных душещипательных переливах школьного вальса. Итак, первая причина, по которой стоит ознакомиться с официальным текстом, – возможность усвоить термины и оперировать ими для более плодотворных споров, тех, в которых рождается истина.

Вторая и, наверное, главная, причина – это сам текст. Что нас ждет в ближайшие годы в сфере образования. Мало кто из нас поймет, прочитав законопроект, чем он отличается от ныне действующего, но для этого существуют комментарии. Отдельные люди – учителя, преподаватели вузов – и даже целые объединения, в том числе, родительские, объясняют, чем новый закон будет отличаться от предшествующего, если мы не проявим активность и не заявим в обсуждении о своей гражданской позиции.

Спорная формулировка, или нам, родителям

В терминологию законопроекта внесено такое словосочетание, как «образовательная деятельность». Отныне образовательной деятельностью называются «целенаправленные последовательные действия, осуществляемые управомоченным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем по организации и осуществлению образовательного процесса (обучения)». Что стоит за этим лаконичным определением? Эта формулировка, разрешая образовательную деятельность только «управомоченным юридическим лицам» и «индивидуальным предпринимателям» фактически запрещает родителям воспитывать и обучать собственных детей. То есть родитель, обучающий своих детей (например, в рамках «семейной формы обучения»), если он не зарегистрируется как «индивидуальный предприниматель», может быть обвинен в незаконном предпринимательстве или в неуплате налогов! Конечно, в определение необходимо внести и родителей.
Пункт нового закона о правах родителей вообще противоречит ныне действующему. Так, в нынешнем законе читаем:
«Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей): Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.

В новом законопроекте нигде нет упоминания права родителей дать образование ребенку в семье. Этот пункт просто убрали. Также в ныне действующем законе семейное обучение есть как форма получения образования:
Статья 10. Формы получения образования: С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования».

А в новом законопроекте семейное обучение, а также экстернат, в перечне форм получения образования отсутствуют:

    Статья 21. Формы получения образования и обучения

  • В Российской Федерации образование может быть получено, как посредством обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне таких организаций, в том числе путем самообразования.
  • Обучение по основным образовательным программам с учетом потребностей и возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися (воспитанниками) осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах.
    Лично я считаю, что качественное образование в семье дать почти невозможно, а интегрироваться в общество без коллектива вообще нереально, но в определенных ситуациях семейное образование доказало свою эффективность на практике, почему же надо лишать людей этой возможности?

    Нам, православным

    Несовершенство нового закона очевидно и в пунктах о форме обучения и во многом другом, например, ст. 50 разд.10 предусматривает запрет использования образовательного процесса в целях религиозной пропаганды. При этом определение понятия «религиозная пропаганда» в тексте отсутствует, правда, из контекста можно понять, что речь идет о запрете экстремистской деятельности по религиозному признаку, а не о религиозной пропаганде. Но если статья будет принята в этой редакции, то под этот запрет попадут все православные образовательные учреждения. Думаю, стоит оставить комментарии под этой статьей.

    В обсуждении законопроекта есть много интересных предложений наших сограждан, к которым также имеет смысл присоединяться. Так в комментариях к ст.17 написано: «Хотя образовательные учреждения должны оставаться светскими, но многообразие мировоззренческих подходов должно учитываться. Весной этого года группа евреев ходатайствовала, чтобы их освободили от экзаменов, попавших на праздник. Они получили такое разрешение. Важно конкретно прописать, что ученики могли бы освобождаться от занятий в какой-то день, праздничный для их религии, при этом с ответственностью, что они обязательно сделают все задания за пропущенный день. Должно быть два ходатайства за освобождение ученика от учебы в определенный день по религиозным причинам: от кого-либо из родителей и от священнослужителя. Это исключит массовость пропусков. Не будет такого, что ученик просто прогуливает под прикрытием религии».

    Можно ли выгнать из школы

    В тексте законопроекта написано то, что особенно волнует родителей учеников, не слишком усердных в учебе и ведущих себя безобразно: можно ли отчислить ребенка из школы? Законопроект гласит: «К дисциплинарной ответственности привлекается обучающийся, достигший к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста 14 лет. Отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как мера дисциплинарного взыскания применяется к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет. Отчисление как мера дисциплинарного взыскания не применяется к обучающемуся, не завершившему освоение основной образовательной программы общего образования. К обучающимся, совершившим дисциплинарный проступок, применяются меры педагогического воздействия (беседа, обсуждение на педагогическом совете и иные), определенные уставом организации».

    Так что, дорогие родители, не бойтесь! Выгнать вашего ребенка, если он младше 15 лет, из школы практически невозможно. Правда, есть два момента: если ваш ребенок просто мелкий хулиган и все его взрывы хлопушек с возрастом пройдут, школе, действительно, придется несладко, но это все же будет временное явление. Кроме того, неординарные личности часто бывают в детстве не в меру шаловливы. Но если ваш ребенок действительно регулярно совершает крупные проступки, если ведет себя агрессивно и склонен к нарушению закона, жить с этим все равно придется, к сожалению, вам, как бы ни было утешительно то, что до 9 класса включительно выгнать такого ученика из школы почти невозможно.

    Сегодня мы обсудили лишь небольшую часть проблемных мест нового закона. Полный текст выложен на сайте, адрес которого приведен выше. Я же со своей стороны постараюсь вернуться к этой теме еще раз до конца января, пока законопроект не стал законом.

    Анастасия ОТРОЩЕНКО

    Об авторе:
    Анастасия Отрощенко – многодетная мама,
    учитель русского языка и литературы в Димитриевской школе.
    Работала редактором программы на радиостанции «Радонеж», редактором рубрики ряда современных журналов различной тематики, литературным редактором в издательстве.
    Читать предыдущий выпуск колонки Анастасии Отрощенко
  • Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

    Читайте наши статьи в Телеграме

    Подписаться

    Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?