Подробности жизни святого

Я вижу своими глазами, я могу потрогать, как горшочек, в котором Серафим Саровский сушил сухарики, – это много значит для нас, не умеющих верить

Бытовые детали являются как бы вещественными доказательствами существования святого, его реальности – с одной стороны, и близости нам – с другой.

Мне всегда нравились те жития святых, где встречались какие-то подробности, детали, особенно, если они были бытовыми. Например, инкерманские каменоломни в Крыму, где трудился священномученик Климент, папа Римский, вещи преподобного Серафима Саровского – горшочек, в котором он сушил сухарики, его одежда, Марфо-Мариинская обитель, построенная Великой княгиней Елизаветой Федоровной, ее личные вещи. Эти детали являются как бы вещественными доказательствами существования святого, его реальности – с одной стороны, и близости нам – с другой. «Я вижу своими глазами, я могу потрогать» – это много значит для нас, не умеющих верить.

К счастью, есть святые, о жизни которых мы можем узнать довольно много. В музее-усадьбе «Царицыно» проходит выставка, рассказывающая о бытовых деталях, мелких подробностях жизни царя-мученика Николая, последнего российского императора: «Панорама империй. Путешествие на Восток цесаревича Николая Александровича в 1890–1891 годах». Название звучит, на мой непросвещенный взгляд, довольно занудно и, честно говоря, изначально оно не располагало нас к посещению выставки в компании 14-16-летних подростков. Тем не менее, опоздав на концерт из-за московских пробок (в музее «Царицыно» есть и концертные залы), мы вынуждены были пойти «хоть куда-то», чтобы оправдать более чем двухчасовое пребывание в автомобиле.

Выставка, как это видно и из названия, рассказывает об одном годе жизни Николая II. В 1890 году будущему императору исполнилось 23 года. Он закончил 13-летний курс обучения. Надо сказать, что учебные занятия цесаревича велись по тщательно разработанной программе: первые восемь лет были посвящены предметам расширенного гимназического курса. Особое внимание уделялось изучению политической истории, русской литературы, английского, немецкого и французского языков. Последующие пять лет посвящались изучению военного дела, юридических и экономических наук.

Теперь же ему предстояло 300-дневное путешествие на Восток – в Японию, Египет, Китай, Гонконг, Цейлон, Индию. Возвращаться цесаревич планировал через Сибирь – через российские города, деревни, этнические поселения. Чужеземный, особенно для России того времени, Восток показан его глазами: многочисленные фотографии, выдержки из дневников самого Николая Александровича и его сопровождающих, газетные статьи и телеграммы («Segodnya shtormit…»). Путешествие в восточные страны, на родину Ходжи Насреддина и Шахерезады, это не просто экзотика. Для будущего императора была очевидна политическая важность восточного путешествия. Историограф путешествия князь Э.Э.Ухтомский писал о направлении, выбранном для поездки: «в ту сторону, куда лежит историческая дорога, по которой продвигается русский народ». Эту важную функцию многодневной поездки отражают разные документы: «График распределения работ по укладке рельсового пути на Сибирской железной дороге», «Панорама левого берега реки Шилки», карты с проложенными маршрутами.

Но все же главная ценность выставки заключается в предметах быта – в 11 залах «Царицына» выставлено 1166 экспонатов, привезенных сюда из 13 разных российских музеев. Удивительно смотрятся вещи, которые Николай Александрович сам покупал в качестве сувениров в тех или иных странах – будущий император любил бродить по восточным базарам инкогнито, а также великолепные подарки, которые ему дарили в течение всего путешествия. Фигурки японских самураев, модели кораблей, индийские ткани, оружие, шахматы, китайские шкатулочки для чая, японские веера, деревянная упряжка с маленькими фигурками собак – всего и не перечислишь. Отдельные залы выставки отданы под этнографическую коллекцию – одежда тех времен – придворные платья дам и военные мундиры, национальные одежды казахов и других народов «нашей Азии», наряд гейши, комбинезончик новорожденного младенца, сшитый из оленьих шкур, одеяния и барабан шамана, набор парадных доспехов самурая. Особое внимание детей привлекла настоящая юрта, воздвигнутая в одном из залов. На взрослых же большое впечатление произвели такие редкие артефакты как Андреевский флаг из рыбьей кожи – подарок алеутов, и блюдо из орской яшмы, украшенное вензелем цесаревича под короной, выполненным из уральских драгоценных камней, поднесенное от башкир Орского уезда.

Два часа пролетели быстро, здесь можно было провести и гораздо больше времени. Чай с пирогами в кафетерии был встречен на ура. Стоимость посещения выставки невысока – школьники, пенсионеры, многодетные родители могут посетить выставку за 20 рублей, граждане, на которых не распространяются льготы, платят за вход 100 рублей. Особо отмечу, что музей «Царицыно» хорошо оборудован для людей с ограниченными возможностями – пандусы, лифты, подъемники и специальные туалеты для инвалидов-колясочников.

Анастасия ОТРОЩЕНКО

Об авторе:
Анастасия Отрощенко – многодетная мама,
учитель русского языка и литературы в Димитриевской школе.
Работала редактором программы на радиостанции «Радонеж», редактором рубрики ряда современных журналов различной тематики, литературным редактором в издательстве.
Читать предыдущий выпуск колонки Анастасии Отрощенко

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?