На прошлой неделе российские интернет-пользователи столкнулись с немного подзабытым, но все еще действенным видом сетевого мошенничества. По множеству электронных почтовых ящиков неизвестные люди разослали письма с просьбами о помощи маленькому мальчику. Признаки мошенничества анализирует Владимир БЕРХИН.

На прошлой неделе российские интернет-пользователи столкнулись с немного подзабытым, но все еще действенным видом сетевого мошенничества. По множеству электронных почтовых ящиков неизвестные люди разослали письма с просьбами о помощи маленькому мальчику. Признаки мошенничества анализирует Владимир БЕРХИН.

В письме от имени анонимного волонтера некоего Детского фонда помощи рассказывалась трагическая история больного мальчика и содержалось множество эмоциональных призывов собрать с миру по нитке 3 млн 200 тыс. руб. на лечение в некой клинике Дрезден. В качестве сайта таинственного фонда помощи был указан адрес портала «Милосердие.ру».
Вот это письмо целиком:

Добрый день вас беспокоит волонтер ДЕТСКОГО ФОНДА ПОМОЩИ, мы обращаемся ко всем не безразличным и добрым людям нашей страны не останьтесь в стороне очень просим, нам нужна ваша помощь в сборе средств хотя бы 10,50,100р или более, мы собираем помощь ребенку который попал в очень трудное положение ПОЖАЛУЙСТА НЕ ОСТАНЬТЕСЬ РАВНОДУШНЫМИ!
Кто может помогите со сбором на лечение Никите Кудрявцеву в Германию в клинику Дрезден. все это произошло почти 3года назад когда мать была тяжело беремена,на 34 неделе начался резус конфликт,мать положили на сохранение где она пролежала 2месяца. Когда наступил день родов мама рожала 16часов . малыш был крупным и пришлость использовать акушерское пособие . Родился Никита на удивление врачей здоровым 7-9баллов по шкале апгар,но через три часа началась гемолитическая болезнь новорожденных да еще и вирус . В роддоме сделали переливание крови что помогло стабилизировать состояние только до вечера а потом снова начались судороги. На следующий день перевели в реанимацию где пробыл на грани жизни и смерни 14дней,затем перевели в патологию новорожденных где с мамой провели они почти 3месяца, вообщем можно было расписывать и расписывать но сейчас состояние ухудшилось и сейчас ему ставят страшные диагнозы, как частичная атрофия мозга,микроцефалия и эписиндром, судороги идут постоянно в Москве ставят крест и ничем помочь не могут остается последняя надежда на Германию!
ВСЕХ КТО МОЖЕТ ПОМОЧЬ В СБОРЕ СРЕДСТ УМОЛЯЕМ ПОМОЧЬ НУЖНО СОБРАТЬ 3млн 200т рублей — сейчас у родителей есть только почти 300т, просим кто может перечислять любые средства даже самые незначительные на (cбербанк) # (здесь находились реквизиты карточки)
наш сайт www.miloserdie.ru

На примере данного письма легко показать, как именно узнать мошенника – ведь это именно мошенническое письмо, которое выдает себя за просьбу о помощи.

1. Старый сбор, деньги уже собраны.
Небольшое расследование в интернете показывает, что мальчик Никита Кудрявцев действительно существует, он действительно болен, и ему действительно помогали благотворительные фонды – Помоги.орг и Русфонд. Велись и частные сборы. Однако деньги были собраны, сбор прекращен.

2. Не подтвержденная документами сумма.
В письме ничего не сказано ни про документы, ни про отчёты. Неизвестно, откуда взялась сумма в три с лишним миллиона рублей, что это за «клиника Дрезден» и так далее.

3. Сбор на личную карточку, без указания назначения платежа.
Средства предлагалось перечислять на чью-то личную карточку. Причём даже не указано, чья именно, кто её держатель. То есть предлагается в прямом смысле этого слова отдать деньги непонятно кому.

4. Отсутствие контактов, анонимность лица, отправившего письмо, ссылка на две разные организации.
Никаких реквизитов и контактов «Детского фонда помощи» в письме нет. Сайт Милосердие.ру не является сайтом этой организации, и никогда не вел сборов на данного мальчика.

5.Текст старый и взят целиком из другого источника.
Текст, который рассылается в письме – не оригинальный. Он взят вот отсюда, то есть ему уже два года. Это тоже однозначный признак мошенничества – за два года ситуация не могла остаться вовсе неизменной, да и текст не настолько удачен, чтобы повторяться слово в слово. К тому же, скопировав текст, автор письма не потрудился исправить ошибки и описки, чтобы однозначно выводит письмо из числа заслуживающих доверие: если люди не прикладывают даже минимальный труд, значит, их не очень волнует результат. Можно поверить, что конкретная мама не умеет писать без ошибок, но невозможно предположить, что и волонтер в «детском фонде помощи» так же небрежен.

6. Отсутствие конкретных фактов в самой просьбе.
В тексте рассказана история без конца и начала, с пропуском важных подробностей. Непонятно – ни в каком городе мальчик, ни сколько ему лет, ни что у него за семья – вообще ничего. Отсутствуют контакты сборщика или хотя бы мамы. Это тоже признак нежелания «светиться». В большинстве случаев именно мошенники скрывают свои подлинные имена и местонахождение.

Не верьте обратным адресам! Их можно подделать
Единственное, что было похожим на правду в этом письме – это адрес, с которого оно приходило, который действительно, когда-то очень давно использовался сотрудниками православной службы «Милосердие». Но известно, что мошенники умеют подставлять чужие адреса в качестве исходящего своих писем, для этого явления у почтовых серверов даже есть специальный термин – «спуфинг». Так что если содержание письма выглядит подозрительно – не верьте убедительному обратному адресу! К тому же вы всегда можете задать вопрос солидной организации, от которой якобы пришло письмо – на ее сайте всегда есть живые контакты. Именно так, кстати, была обнаружена фальшивость письма в этом случае.

Аналогичного содержания, но несколько иной формы письма рассылались в это же время от лица фонда «Подари Жизнь», со ссылкой на сайт фонда.

Здесь мошенничество выглядит немного иначе. Разберем и это письмо в деталях:

О нас
Мы – это:
Благотворительный фонд помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь»
Учрежден 26 ноября 2006 года актрисами Диной Корзун и Чулпан Хаматовой. Является юридическим лицом.
Инициативная группа «Доноры – детям»
Волонтерское объединение, не имеющее постоянного состава, юридического лица, расчетных счетов и интернет-кошельков.
Наши задачи
• сбор средств на лечение и реабилитацию детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями;

• помощь онкологическим и гематологическим клиникам, где лечатся дети и молодые взрослые;
• привлечение общественного внимания к проблемам больных детей;
• содействие развитию безвозмездного донорства крови;
• оказание социальной и психологической помощи больным детям;
• содействие работе волонтерских групп при детских онкогематологических клиниках.
Наша история
Фонд возник не с нуля. Его первыми сотрудниками стали те, кто много лет в качестве волонтеров помогал врачам лечить детей, а детям лечиться. Когда-то понятия «жалость, милосердие, доброта» считались проявлениями слабости и говорить о них вслух было не принято. Конечно, всегда были люди, которые помогали своим близким и друзьям, но благотворительности как движения – многочисленного и направленного на помощь совсем незнакомым людям, попавшим в беду, – такой благотворительности не было.
Господа бизнесмены и предприниматели!
Любая Ваша помощь будет неоценима!
Номер счета получателя платежа: (здесь номер карточки)
Наименование банка получателя платежа: отделении №8615 Сбербанка России г.Кемерово
Назначение платежа: Пожертвование на благотворительную деятельность
С уважением,
Общественный фонд Подари жизнь
podarizhizn12@mail.ru

Что в этом письме должно насторожить сразу?

Это якобы официальное письмо от организации, оно подписано фондом. Но письма от организаций выглядят совершенно иначе. Начиная с отсутствия контактного лица для обратной связи, нормальных реквизитов и внятной цели написания письма. И кончая тем, что в письме нарушается важнейший принцип сетевого этикета – там не указано, где и как можно отписаться от получения писем от фонда «Подари Жизнь».

Есть и иные признаки.

1. Несерьезный адрес.
Солидная организация не будет использовать в официальном адресе какие-то беспомощные цифры, Бывает, что организации используют общедоступные почтовые сервисы, но чаще адрес для официальных писем выглядит примерно как pressa@имяорганизации.ру или подобный образом.

2. У письма нет четкой темы.
Из письма абсолютно неясно, по какому, собственно, поводу, его прислали. Если по поводу помощи Никите Кудрявцеву причина письма очевидна, то в данном случае совершенно непонятно – с чего вдруг фонд решил о себе напомнить. Это признак письма в космос, без долгосрочной цели, просто ради «срубить бабла по-легкому».

3. Заимствованный текст.
Текст в письме – просто кусок текста с сайта фонда, никуда не ведущий и ничего не сообщающий. Это, как и в предыдущем случае – признак мошенничества.

4. Нет контактной информации и официальных реквизитов.
Ни одна уважающая себя и жертвователя организация так не поступает. Тем более, организация не просит помощи у предпринимателей и бизнесменов, не оставляя обратного телефона.

5. Сбор на карточку частного лица.
С какой стати московский фонд якобы собирает средства на счет частного лица, причем в Кемерово – непонятно.

Впрочем, о том, что эти письма – мошеннические, можно узнать, даже их вовсе не читая или не вникая в их текст, не загугливая отрывков. Признак очень простой:

6. Нормальные фонды не рассылают спама.
Причина этого в самой природе спама и прочей непрошенной навязчивой рекламы. Подобная реклама рассчитана на разовый случайный успех. Спам не формирует общего позитивного отношения к рекламируемой компании, товару или услуге, он рассчитан на то, что в силу широты охвата случайно попадётся на глаза тому, кому именно в этот момент и нужен именно этот товар. Более того, у большинства получателей, для которых спам является непрошенным вторжением в их личное пространство, рекламируемые объекты вызовут скорее отторжение в дальнейшем. Поэтому серьёзные, рассчитывающие на длительную работу компании никогда не рекламируются с помощью спама, смс-рассылок, непрошеных обращений в социальных сетях и прочих подобных методов.

Так же и нормальный фонд, который работает не с одним благополучателем и его разовой проблемой, а нацелен в будущее, не будет ссориться с потенциальными жертвователями, навязываться им без спросу.

Если же фонд ведет рассылку для своих постоянных жертвователей, подписчиков и сторонников, то в каждом письме указывается возможность отписаться от нее – это правило стало уже общепринятым.

Будьте бдительны!