Память человека устроена достаточно сложно. Мозговым центром, ответственным за нее, считается гиппокамп, хотя многие другие участки мозга также принимают участие в формировании и извлечении воспоминаний, например миндалевидное тело, которое считается средоточием эмоций.
Вы наверняка замечали, что триггерами воспоминаний могут быть зрительные, звуковые и даже тактильные образы, однако запахи триггерят нас сильнее. Это связано с тем, что обонятельная луковица, обрабатывающая запахи-сигналы, напрямую связана и с гиппокампом, и с миндалевидным телом, в то время как другие органы чувств сначала посылают сигналы таламусу (еще одной структуре мозга), а он, в свою очередь, перенаправляет их гиппокампу и миндалине. Именно в прямой и непосредственной связи с этими двумя центрами, столь важными для памяти, и состоит секрет того, почему запахи способны отбросить нас в прошлое. При этом мы не просто вспомним о каком-то событии, человеке, жизненной ситуации, но хотя бы на миг испытаем те самые чувства и эмоции, которые владели нами тогда.
Иными словами, воспоминания через знакомые запахи, как правило, эмоционально заряжены.
Болезнь Альцгеймера связана с обонянием!
Ученые знают об этом давно. В медицинской литературе немало написано о том, что потеря обоняния в пожилом возрасте – это признак надвигающейся деменции, и что лечащий врач должен регулярно спрашивать своего пожилого пациента, чувствует ли он запахи.
До недавнего времени считалось, что при болезни Альцгеймера образующиеся в мозге амилоидные бляшки и клубочки тау-белков нарушают связи между обонятельной луковицей и мозговыми центрами, отвечающими за обработку обонятельного сигнала. Новое исследование немецких ученых установило нечто новое: болезнь Альцгеймера, по сути, начинается именно в обонятельном центре.
Как всегда, ученые экспериментировали на мышах с искусственно вызванной мутацией, которая имела результатом симптомы, схожие с симптомами болезни Альцгеймера, а в мозге этих мышей было повышено содержание токсичных бета-амилоидных белков.
Используя сложные технологии, ученые наблюдали за тем, что происходит в различных областях мышиного мозга, и обнаружили, что между первым и вторым месяцами жизни в обонятельной луковице начался процесс дегенерации.
Дело в том, что микроглиальные клетки, отвечающие за иммунитет мозга и вычищающие его от остатков погибших клеток и инфекции, буквально набросились на нервные волокна (аксоны), контролирующие распознавание запахов, и «сожрали» их. Это происходило потому, что на поверхности этих волокон появилась молекула, являющаяся своеобразным посланием микроглии – «съешь меня!».
К двум месяцам обонятельный центр мышей утратил 14% нервного волокна, к трем месяцам – 27%, а к шести – 33%. Интересно, что к этому моменту ни гиппокамп, ни префронтальная кора мозга еще не успели пострадать, это произошло значительно позже, так что теперь мы знаем, как и где начинается болезнь Альцгеймера.
Кажется, открытие перспективное
Это что-то дает нам в практическом плане, кроме шанса на более раннюю диагностику? Смогут ли врачи вмешаться вовремя и замедлить (а еще лучше – остановить) процесс деградации?
Пока что такого рода решения нет, однако ученые из Центра нейродегенеративных заболеваний Германии продемонстрировали, что в теории это, как минимум, не является невозможным.
Экспериментаторы создали такую мышиную модель болезни Альцгеймера, в которой была заблокирована продукция белка TSPO, который необходим иммунным клеткам мозга для уничтожения нервных клеток. Оказалось, что такие мыши не утрачивали нервного волокна в обонятельном центре и справлялись с тестами на нюх так же хорошо, как и здоровые мыши.
Конечно, это только начало нового направления в поиске терапевтических вмешательств в развитие болезни Альцгеймера, но, по-видимому, оно со временем может дать свои плоды.
Интересно и важно, что наблюдаемые у мышей изменения были обнаружены и в мозге людей, умерших от болезни Альцгеймера. Кроме того, на МРТ-сканах живых пациентов, еще не получивших диагноз, но демонстрирующих некоторое снижение когнитивных способностей и памяти, обнаружилось большое скопление иммунных клеток и более активная сигнализация в обонятельной луковице. Удивительно, но эти изменения были примерно на том же уровне, что и у пациентов, уже диагностированных с болезнью Альцгеймера. Логично предположить, что нейродегенерация при деменции действительно начинается с обонятельных нервов и развивается там достаточно долго, прежде чем распространиться на гиппокамп и другие мозговые структуры.
То, что вы хотите узнать про ковид, но никак не соберетесь спросить
Возможно, в этот момент наш читатель насторожился. Из 200 разнообразных симптомов заболевания SARS-CoV-2 один имеет прямое отношение к теме нашего сегодняшнего разговора, ведь временная (короткая или длинная) утрата обоняния – это то, что пережили в пандемию многие из нас.
Неужели нам всем грозит Альцгеймер?
Вопрос серьезный, и ведущие мировые эксперты соединили свои усилия в поиске ответа на него. Результаты их работы были опубликованы в январе 2025 года.
Сразу же оговоримся: ученые рассматривали влияние на мозг и когнитивные способности именно длинного ковида, так что, если вы перенесли заболевание сравнительно легко и быстро, волноваться вам не о чем.
Международная исследовательская группа изучала данные 3500 взрослых из разных стран, перенесших длинный ковид. Ученые установили, что наиболее пострадавшими в части памяти и когнитивных способностей оказались те пациенты, в отношении которых работали три фактора влияния: пожилой возраст, тяжесть инфекции и утрата обоняния во время болезни. На сканах мозга исследователи наблюдали у них сокращение объемов лимбической и обонятельной системы.
Эмоциональный мозг
Лимбической системой ученые называют совокупность структур головного мозга, отвечающих за эмоции, память, обучение, мотивацию и поведение. Она включает гиппокамп, миндалевидное тело, поясную и парагиппокампальную извилины. Эту систему также называют «эмоциональным мозгом», благодаря ей мы переживаем чувства, формируем воспоминания и принимаем решения, связанные с нашими биологическими потребностями и социальным взаимодействием.
Ряд специальных тестов на внимание, память, речь выявил, что у перенесших ковид взрослых молодого и среднего возраста слегка пострадала способность к концентрации внимания, а в остальном их мозг вполне справлялся со своими функциями.
Что же касается тех, кому было за 60 на момент заболевания, то среди них серьезнее всех в когнитивном плане пострадали те, чья болезнь сопровождалась утратой обоняния: ослабление памяти и умственных способностей у них носило выраженный характер. Это еще раз демонстрирует, что обоняние и память очень тесно связаны между собой.
«Понимание того, как вирус действует на мозг, поможет нам не только в заботе о наших близких, пострадавших от длинного ковида, но и проложит путь для поиска профилактических мер и терапий нейродегенеративных заболеваний», – говорит руководитель исследования, доктор Габриэль Ираскуин.
Продолжаем ждать и надеяться, а пока что – бережем свое обоняние и не забываем регулярно справляться у пожилых родственников, чувствуют ли они запахи подаренных им цветов.
Источники:
Scientists Discover Why Alzheimer’s Disease May Begin In The Brain’s Smell Center
Коллажи Дмитрия ПЕТРОВА
