Почему не отпевают самоубийц?

Тяжесть греха следует понимать не в юридическом смысле. Совершенно неверно думать, что Церковь карает самоубийц за нарушение какого-то особо важного правила. Нет, суть запрета на поминовение самоубийц за богослужением в том, что Церковь, как и всегда, не хочет совершать насилия над душой человека

Добрый день, уважаемая редакция сайта!
У моего мужа 7 лет назад умер отец, самостоятельно лишив себя жизни. Для захоронения отца на территории кладбища муж брал разрешение в местной епархии (мы живем в городе Людиново Калужской области). Отпевания и прочих необходимых в этих случаях действий тогда, естественно, не совершалось, но я слышала, что спустя 7 лет можно получить письменное разрешение на поминание усопшего в церковных таинствах. Так ли это?
Я хожу в храм по возможности довольно часто, исповедаюсь и причащаюсь, причащаю ребенка, муж бывает в храме только по необходимости. До нашего брака он храм практически не посещал, после – исповедовался и причащался дважды. На вопрос: «Готов ли он ради отца ходить в храм и молиться о его прощении?» ответил утвердительно «Да». Мне кажется, что для нас очень важно не упустить этот момент. Заранее благодарна Вам, с поклоном, Инна.

Отвечает протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии:

Уважаемая Инна!
Впервые слышу, чтобы в наше время для погребения самоубийцы на кладбище требовалось церковное благословение. Может быть, это было церковное кладбище? До революции действительно самоубийц на христианских кладбищах не хоронили. Этим давали людям понять и почувствовать, сколь тяжек грех самоубийства.
Но тяжесть греха следует понимать не в юридическом смысле. Совершенно неверно думать, что Церковь карает самоубийц за нарушение какого-то особо важного правила. Нет, суть запрета на поминовение самоубийц за богослужением в том, что Церковь, как и всегда, не хочет совершать насилия над душой человека.
Каждый из нас избирает себе место в вечности, избирает всей своей жизнью. Кто-то располагается быть с Богом (и у каждого такое расположение – в своей мере). А кто-то располагается не быть с Богом (и это несчастное расположение у одних людей более интенсивно, а у других менее). Когда мы о человеке, который не захотел быть со святыми, просим Бога «Со святыми упокой», мы скорее усугубляем, чем облегчаем его страдания.
Как это может быть? А вот представьте, что в храме идет Пасхальная заутреня, все христиане радуются, а какого-то человека обманом затащили в храм, у него душа к богослужению не лежит, он рвется на улицу, пусть даже там, на улице, будет ветер и снег, а в храме тепло и светло. Хорошо ли будет насильно удерживать этого человека, не давать ему выйти из храма или уговаривать архиерея, чтобы он все-таки ввел в храм человека, который стремится из него выйти?
Но ведь Царство Небесное – это Храм Божий, в котором вечно идет торжественная служба Богу. Вне Царства Небесного – тьма кромешная, но тот, кто хочет во тьму, должен быть отпущен во тьму. Поэтому умышленных самоубийц по церковным правилам не отпевают. Этому есть и канонические основания («Канонические ответы свт. Тимофея Александрийского», 14), такова была и практика Российской Церкви до революции, и этого требовало тогдашнее законодательство. Но к умышленным самоубийцам не относятся те, кто лишили себя жизни в безумии, беспамятстве или по неосторожности. Этих людей отпевают и поминают на общих основаниях.
Вообще мы любые сомнения должны толковать в данном случае в лучшую сторону. По существующему положению родственники умышленного самоубийцы могут обратиться к правящему архиерею за благословением на заочное отпевание. Никаких сроков тут не установлено. Обычно благословение на заочное отпевание дается. Отчасти из сострадания к скорбящим родственникам, из желания доставить им хоть какое-то утешение, а отчасти из сознания, что нам не все открыто. Может быть, человек, уже совершив непоправимое действие, все же успел перед смертью покаяться в нем и получить прощение от Бога…
Но если близкие люди уверены, что умерший сознательно, а не в болезни и не в аффекте, отверг жизнь, которую Бог даровал ему, чтобы он подготовился к вечности, то пусть они подумают, утешение они ему доставят непрошенным и нежеланным заочным отпеванием или еще большую боль. Это касается, кстати, не только умышленных самоубийц, но и всех, кто решительно при жизни отказывался соединиться с Церковью. Знал я одну семью много лет назад — нескольких братьев и сестер, крещенных в детстве еще до революции. Все были верующие, а одна сестра – рьяная атеистка. Даже говорила, чтобы ее рядом с верующими родственниками не хоронили. Перед смертью она долго болела, дочь предлагала пригласить священника, чтобы исповедаться и причаститься хотя бы перед смертью. Она твердо отказалась и попросила положить ей в гроб под подушку партбилет. Так и сделали. А отпевать и поминать в Церкви не стали, хотя среди знакомых были и вполне церковные люди. Потому что духовное насилие не свойственно Православному христианству.
Церковное поминовение на литургии, на молебне, на панихиде – это внутренняя жизнь Тела Христова, и участвовать в жизни этого Богочеловеческого организма могут только члены Церкви. Но это отнюдь не означает, что православному христианину нельзя лично молиться Богу о своих близких, живых и усопших, даже если они вне Церкви. О живых молимся, чтобы Господь призвал их к покаянию, даровал им истинную веру, соединил их Святой Своей Соборной и Апостольской Церкви. Об умерших вне Церкви (к ним относятся и умышленные самоубийцы) молимся, чтобы Господь, насколько возможно, облегчил их вечную участь.
Относительно воцерковления вашего мужа. Призывает человека ко спасению Бог. Наши ухищрения и заманивания сами по себе пользы не приносят. А насколько нам удается, бывает, человека своими силами к чему-то доброму привлечь, настолько потом бывает отступление. С другой стороны, пути Господни неисповедимы. Бывали случаи в истории Церкви, когда человека обрекали на пожизненное одиночное заключение, а оно становилось для страдальца затвором, в котором он достигал высоких степеней христианского совершенства.
Кто знает? Может быть, вы так помучаете-помучаете своего супруга какое-то время, а он, несмотря на все ваши усилия, все равно обратится к Богу. А может и не обратиться. Так что поступайте, как считаете полезным для него и для вас, только не надейтесь на свои усилия и, тем более, методы. Чем больше будете надеяться на себя, тем меньше будет пользы от ваших методов. А чем больше будете полагаться на Бога, тем больше будете ему молиться и тем больше будете видеть силу и милость Божью.

Cм. другие ответы о.Константина посетителям нашего сайта:

Надо ли бояться страданий?

Как не развратиться со строптивыми?

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?