Сестры Крестовоздвиженской общины. 1854 год
Русско-турецкая война, начавшаяся в 1853 г ., имела, помимо прочих, и религиозные причины. Накануне её Наполеон III потребовал от турецкого султана передачи всех святых мест в Палестине и «ключей от Гроба Господня» в руки католиков. Речь шла, прежде всего, о храме Воскресения Христова, в котором хранился Крест Господень. По церковному Преданию, это тот самый Крест, чудесным образом обретенный святой царицей Еленой в 4 веке, на котором был распят Иисус Христос. Иерусалимский патриарх Макарий, прибывший на место священной находки, поднял (воздвиг) лежащий на земле Крест так, чтобы он был виден большой толпе народа, которая пришла ему поклониться. Поэтому само это событие, происшедшее 14 сентября, названо Воздвижением Креста Господня, в память о котором установлен ежегодный христианский праздник. Обретя Крест, св. Елена построила на Голгофе храм Воскресения Христова – величайшую святыню христианского мира. В течение многовековой истории храм несколько раз перестраивался и воздвигался заново, переходил в руки еретиков и вновь возвращался к православным. Св. Елена особо почитала св. Крест, как знамение воинских побед её сына, св. императора Константина. Так, перед битвой с нечестивым римским императором Максенцием св. Константину в полдень явился на небе Крест, изображенный звездами с надписью «Сим побеждай».
В середине девятнадцатого века претензии католиков на святые места попытались пресечь греческие иерархи, обратившись за помощью к своему православному могущественному собрату – России. По некоторым сведениям, эта просьба окончательно убедила императора Николая I начать войну с Турцией, позже переросшую в конфликт с Англией и Францией.
О том, что противная сторона также осознавала религиозную подоплёку этой войны, свидетельствует, например, варварски-глумливая бомбардировка Одессы в православную Великую субботу 1854 г . французским и английским флотом, когда, в основном, пострадало мирное православное население. Двунадесятый праздник Крестовоздвижения, отмечаемый 14 сентября 1854 года, проходил в обстановке большого патриотического подъема, так как в начале сентября войска неприятеля высадились в Крыму и начали осаду Севастополя.
Смысл праздника Воздвижения Креста Господня, как и любого другого церковного праздника, отражен в праздничном тропаре, кратком церковном песнопении. До Февраля 1917 он пелся так: «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы Благоверному императору (имя рек) на сопротивные даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство»3. Потом, после падения монархии и в первые годы советской власти – со словами: «победы православным христианом». В дальнейшем пели – и до сих пор во многих православных храмах поют. – с «купюрой» – «победы… на сопротивные даруя». Православные греки и сегодня сохранили этот тропарь в том виде, как его пели ромеи, граждане Византийской империи: «победы василевсам на варваров даруя». Музыкальный мотив тропаря как патриотическая тема лег в основу финальной части Праздничной увертюры «1812 год» П.И. Чайковского, написанной им к освящению Храма Христа Спасителя. Недаром и воинские казачьи храмы в России часто называли Крестовоздвиженскими.
Таким образом, тропарь и праздник Крестовоздвижения имели монархический и военно-патриотический смысл. В России из-за поздних редакций тропаря первоначальный смысл праздника Воздвижения Креста Господня ускользает даже от людей церковных. Помимо праздничных дней тропарь Крестовоздвижения всенародно пелся в военное время и в первые годы гонений на православную Церковь при большевиках.
С песнопением «Спаси, Господи люди Твоя» Крестовоздвиженская община помощи раненым и больным воинам провожалась из Петербурга в Крым и следовала по всей России. Великая княгиня Елена Павловна, назвав созданную её общину Крестовоздвиженской, выразила этим общее чувство преданности православному монарху и православному отечеству в годину тяжких испытаний.
Н.И. Пирогов и сестры Крестовоздвиженской общины, 1855 год
Л.А. Карпычева
Опубликовано в: Информационный бюллетень ОВЦС. Круглый стол по религиозному образованию и диаконии. М., 2004. Март. С. 5-6.
1 См., например: Учебник для сестер милосердия и пастырей, несущих служение в больнице. Под общей редакцией канд. мед. наук, председателя общества православных врачей Санкт-Петербурга, иерея Сергия Филимонова. Духовная цензура игумена Николая Парамонова. СПб. 2000. С.25.
2 Беляков Н.Е., Михалович В.А., Поташева Г.А. К истории Крествоздвиженской общины сестер милосердия и храма св. Елены. Доклад на конференции «Христианская благотворительность и помощь больному». СПб. 2003.
3 По-русски: «Спаси, Господи, людей Твоих и благослови достояние (наследие) Твое; даруй победы над врагами Благоверному Императору (имярек) и Крестом Твоим сохраняй Твой народ».
Источник: Сайт Санкт-Петербургской Покровской общины сестер милосердия