«Пластилин надо трогать. С ним надо играть»

Лепка из пластилина – это искусство! Научите ребенка играть с пластилином – и вы вырастите человека с ярким творческим мышлением. Так считает москвич Алексей Микулин, настоящий пластилиновый мастер

Старый черный паровоз уже подает сигналы, пассажиры торопятся занять места. Вот девушка машет платочком – на перроне новобранцы, стриженые, уже в форме, с вещмешками, скоро отправляться… Супружеская пара с собачкой важно идет вдоль вагонов, носильщик везет чьи-то чемоданы, машинист выглядывает из окна – все ли сели?

Весь этот шумный многоголосый вокзал – в квартире старого дома в центре Москвы. Мы в гостях у Алексея Микулина. Это пластилиновый вокзал. Несколько лет назад Алексей вернулся к своему детскому увлечению – лепке из пластилина, теперь он создает уникальные работы.

«Если кукла выйдет плохо – назову ее Бедняжка!»

Алексей Микулин

На недавнем Балу фонда «Детские сердца» Алексей выставил свои работы и провел мастер-класс. Кстати, это полезно и интересно не только для детей, но и для взрослых. Вернуться в детство – кому этого не хочется! К тому же через родителей проще вовлечь в процесс ребенка.

Правда, Алексей замечает, что работа с пластилином – дело кропотливое. К своему творчеству относится очень трепетно и полагает, что и за один мастер-класс постигнуть искусство работы с пластилином невозможно. «Сначала в голове должна созреть идея, какой-то план, что ты хочешь делать. Затем ты принимаешься за эскиз», – рассказывает Алексей.

Эскиз – это работа в миниатюре. 3D модель будущей большой работы. На картоне размером примерно 10 на 10 сантиметров – крохотные паровозики, маленькие фигурки, – и вот все то же самое, только на огромной платформе под колпаком из оргстекла – подлинник! Работа «На перроне». Кстати, все работы Алексей заботливо накрывает такими коробами-колпаками: пыль – враг пластилина, сядет на работу, и уже ничем ее не убрать.

Что это за существа? Алексей предполагал, что это львы. Кому-то они кажутся мышками, кому-то – ежами.

Эти условные животные, считает мастер, отлично передают мимику: на лицах маленьких человечков труднее продемонстрировать эмоции.

Кстати, на мысль сделать героями работ таких забавных существ Алексея натолкнул его сын Миша. Михаил перенял от папы интерес к лепке и уже в 8 лет начал создавать свои первые работы, а героями у него были пингвины – и каждый со своим выражением «лица».

Алексей поддержал интерес сына и даже опубликовал небольшой тираж двух книжек про пластилиновых пингвинов. Это было совместное творчество: Миша придумывал сюжет и лепил, Алексей пересказывал историю литературным языком, и рождалась книжка. Мама Миши, Алла, тоже приложила руку к семейной работе: вычитывала и редактировала текст. «Это часть воспитательного процесса», – замечает Алексей. И действительно, такая совместная работа, вдохновение, рождение идей очень сближают.

Алексей предпочитает лепить из нашего самого обычного пластилина, из которого мы с вами лепили в детстве. «Отечественный пластилин никак не изменился, появился даже плюс – теперь гамма цветов гораздо разнообразнее, и сами цвета стали ярче, это очень интересно – сюжеты можно придумывать самые разные», – замечает Алексей. А вот импортные аналоги мастеру не очень нравятся: европейский пластилин более жирный, имеет химический «мыльный» запах и плохо крепится между собой, детали не лепятся.

«Лего мешает креативить»

Алексей – инженер по профессии. Интерес к пластилину у него появился с самого детства. Наш герой отчетливо помнит такую историю: мама (кстати, архитектор, и, возможно, такая любовь к масштабности и при этом умение создавать прекрасные макеты с мельчайшими деталями – наследственные черты характера Алексея) как-то собиралась в гости к подруге – тоже архитектору, и решила придумать необычный подарок, все же люди креативные! «Мама взяла кирпич, облепила его пластилином, получился торт, а на нем она налепила массу розочек, листочков и так далее. В праздничной коробке мама понесла “торт” на праздник», – вспоминает Алексей. Мальчик увидел, как из обычных предметов с помощью фантазии, умелых рук и пластилина можно создавать шедевры!

Алексей убежден: в наших детских садах и кружках для юных талантов лепку преподают неправильно. «Детей учат просто лепить. Колобка или козу… Наверное, это развивает мелкую моторику. Но никак не развивает фантазию! – поясняет мастер. – Ведь пластилин – это прекрасная возможность для проявления творческого мышления и для игры! Девочки любят куклы, мальчики машинки, игру в солдатиков… Так почему бы именно это и не лепить, а главное – надо создавать из пластилиновых фигурок “истории”, “сюжеты”! Вот почему детям скучно лепить пластилиновых колобков. Они не видят смысла в этом занятии. Но они бы были в восторге, если бы узнали, что в пластилин можно играть!»

Конечно, дети не всегда усидчивы и им трудно долго выполнять кропотливую мелкую работу. Поэтому чаще они упрощают – делают фигурки не такими сложными, например. В доме Алексея – два верстака: один его, другой – сына Миши.

У Миши на верстаке тоже развернутый сюжет: в данный момент мальчик работает над крепостью. Здесь есть и поле, и холмистый ландшафт, и деревья, и крепостная стена, пушки, человечки… Войнушка, как любят мальчишки. Но детали проще, зато не уходит интерес к предмету. Например, если присмотреться, то видно – у человечков нет рук и ног, но, как ни странно, переданы их движения, мы понимаем, кто что делает или собирается сделать.

Ребенок не просто лепит статичные предметы – он играет в свою пластилиновую армию! Здесь явно кипит жизнь.

Правда, серьезную конкуренцию пластилину сегодня создает конструктор лего. Миша им тоже очень увлечен. Но Алексей все равно голосует за пластилин: «Лего – тупиковый путь. В лего есть инструкция. Или ты делаешь по инструкции – и у тебя получаются замечательные вещи, или не следуешь ей, и тогда у тебя или деталей не хватает на твою поделку, или, наоборот, остаются лишние, да и собранный предмет не так впечатляет, как работа, задуманная по инструкции. А вот в пластилине ты можешь делать что угодно, а еще и менять формы, образы, сюжеты. Пластилин так же пластичен, как наша фантазия. Лего же убивает креативность».

Пластилиновый мир

Работы Алексея – модульные, «многоэтажные» и «густонаселенные». Вот одна из старых работ Алексея – рынок в Венеции. Лавка мясная и рыбная, а вот Алексей внезапно поднимает крышу дома – оказывается, она снимается! А внутри – кипит жизнь! Мясник разделывает тушу, рядом эпидемстанция, проверяющая качество товара, директор рынка выписывает справки торговцам, в соседнем ряду – продажа овощей, хлеба, молочных продуктов. Поднимаем крыши домиков, заглядывая внутрь, потом снимаем верхние этажи – и на нижних, и даже в подвалах что-то происходит! Чувствую себя Гулливером в стране лилипутов!

Алексей убежден, что именно такие игры рождают творческие идеи. Когда ребенок – или взрослый!  – сам придумывает сюжет, населяет этот пластилиновый мир всевозможными героями, мини-историями.

Здесь нет ограничения в виде инструкций или определенного количества деталей, как в конструкторах типа лего, здесь ты все создаешь сам!

А вот коммунальная квартира. Алексей Микулин 30 лет прожил в коммуналке на Мясницкой, поэтому детали такого быта знает в деталях. Вот холл, анфилада парадных комнат и спальни на задках. «Вот общая кухня с несколькими плитами, здесь – ванная комната, где уже кто-то моется, а кто-то ждет очереди. Туалет – с висящими на крючках разными сиденьями, как это практиковалось в коммуналке, – показывает мастер детали этой работы, и тут действительно изображена каждая мелочь! – В комнатах у каждого свой стиль. Здесь живет старушка, которая еще помнит стиль прошлых лет и даже пользуется ночным горшком. Вот комната скульптора – человек он творческий, так что все, что ему нужно, это колбаса, водка и глыба глины, из которой он вырубает фигуру. Здесь живет милиционер, – временно, поэтому телевизор у него стоит на чемодане, обустраиваться нет смысла. И милиционер пьет кефир – ведь он же «правильный парень». По соседству – чья-то комната-кабинет, с письменным столом, как обычно, с зеленым сукном и зеленой лампой…». На каждом сантиметре работы – свой насыщенный сюжет.

Алексей очень любит Москву, и у мастера немало работ, посвященных городской жизни. Например, «Окраина», где изображена, условно, жизнь какого-то отдаленного столичного района, может быть, Марьиной рощи. А вот работа «Лубянская площадь» – только совсем вне политики: здесь снуют туда-сюда старые московские трамваи, все точно передает атмосферу Москвы 1930-х годов, когда трамваи были основным и популярным видом транспорта. Но есть и работы других жанров: вот военная крепость, вот парижские дворики с мушкетерами, на другой полке – морской сюжет…

В коробке с карандашами цирк, как обычно, полон,
Идет по канату клоун, жонглируя обручами.
В коробке с карандашами
Дети спешат на площадь,
И на ветру полощат
Флаги над малышами…

Помните эту детскую песенку? Коробка с пластилином – точно такой же волшебный источник вдохновения! Алексей Микулин замечает, что пластилиновые работы – это как картина в 3D формате. Только это не просто статичные сюжеты.

«Пластилин надо трогать. С ним надо играть», – убежден мастер. И рекомендует такую игру как полезное и интересное семейное времяпрепровождение. Сесть всей семьей за стол, придумать интересный сюжет и слепить общими усилиями множество героев и превратиться в жителей этой пластилиновой страны – это захватывает!

Пластилин ждет возрождение: лепка может стать современной актуальной настольной игрой, вытеснив уже ставшие привычными «монополии» и импортные конструкторы. Не бойтесь творить!

Фото: Павел Смертин

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?