Плачет несчастный Федотка

Вторая передача нового цикла «Радиожурнал «Нескучный сад», недавно прозвучавшая в эфире радио «Радонеж», посвящена проблеме одиночества. «Нехорошо быть человеку одному», — сказал Господь Адаму в Раю. И дал ему жену. А кому-то — друзей или детей-сирот, или больных старичков. Но прежде всего каждому Господь дал Себя — полноту жизни. И потому проблема одиночества преодолима.
На вопросы ведущей Ольги Хармач и радиослушателей отвечал протоиерей Аркадий ШАТОВ

Вторая передача нового цикла «Радиожурнал «Нескучный сад», недавно прозвучавшая в эфире радио «Радонеж», посвящена проблеме одиночества. «Нехорошо быть человеку одному», — сказал Господь Адаму в Раю. И дал ему жену. А кому-то — друзей или детей-сирот, или больных старичков. Но прежде всего каждому Господь дал Себя — полноту жизни. И потому проблема одиночества преодолима.
На вопросы ведущей Ольги Хармач и радиослушателей отвечал протоиерей Аркадий ШАТОВ.

Ольга Хармач: Батюшка, почему людей так мучает одиночество?
о.Аркадий: Чувство одиночества бывает разным. Бывает ложное чувство одиночества, как в известном стихотворении:

Бедный Федотка – сиротка,
Плачет несчастный Федотка.
Нет у него никого,
Кто пожалел бы его.
Только мама, да дядя, да тетка,
Только папа, да дедушка с бабушкой.

Я сам встречал таких людей, у которых было много знакомых, близких, и они все равно чувствовали свое одиночество. Бывает мнимое одиночество, связанное с тем, что человек очень хочет, чтобы ему уделяли много внимания, его любили, а сам он не умеет жить жизнью других людей, не умеет любить. Он зациклен на себе, эгоцентричен. Он гипертрофирует какие-то свои чувства, скорби, переживания, как ослик Иа.
А бывает одиночество и реальное. В Библии, когда Господь сотворил человека, Он сказал, что нехорошо быть человеку одному. И действительно, когда человеку не с кем поделиться своими радостями, бедами, печалями, ему бывает очень тяжело и трудно. Я иногда приду домой после тяжелого дня, когда в этот день случились какие-нибудь неприятности, когда я узнал о тяжелых грехах своих духовных чад, когда просто устал, наконец. И, бывает, за чаем расскажешь зятю о своих трудностях, и тяжелое чувство меня немного отпускает. Зять меня пожалеет, утешит, и мне делается легче.
Бывает реальное одиночество, и Бог сотворил жену для человека, чтобы этого одиночества не было. Нехорошо быть человеку одному.
– Батюшка, но очень часто чувство одиночества бывает связано не с тем, что человеку не с кем общаться, а с тем, что он не может устроить свою семейную жизнь, например. И как смириться с тем, что то, что естественно для других, ему оказывается недоступно? В какой момент человеку нужно успокоиться и понять, что больше по этому поводу беспокоиться не нужно? Понять, что с этим нужно смириться?
– Я думаю, что до пришествия в мир Христа люди все были несчастны и все страдали – были они женаты или нет, богаты или бедны, голодны или сыты, болели или были здоровы… Все равно страдания были неизбывны, непреодолимы. Мир исказил грех.
Господь дал Адаму жену, и человеку стало хорошо не одному. Но когда в мир вошел грех, то человек, даже если у него есть жена, дети, все равно страдает и не может найти успокоения. Поэтому здесь вперед выходит проблема греха, а не одиночества. И если человек борется со своим грехом, если он ищет Христа, соединяется со Христом, жаждет духовного, а не материального, то он может преодолеть одиночество, как и любую другую трагедию земной человеческой жизни – нищету, голод или смертельную болезнь.
Мы знаем, что среди святых было очень много людей, которые много страдали и болели. И, тем не менее, они были радостными и обрели счастье не только на небесах, но и в земной жизни. Так, если человек верит во Христа, то ради Христа он готов даже отказаться от земного счастья. Как есть мученики вольные и невольные, так есть, может быть, и монахи или призванные к подвигу одинокой жизни. И свободно избравшие этот путь, и те, кто этот путь не избирает. Вот, например, святой праведный Алексий, человек Божий. Он добровольно отказался от того, чего ищут многие девушки или юноши, и был счастлив, нашел свое блаженство, свое счастье, как мученик.
Были мученики в 20 веке, которые пострадали за Христа. По словам старца Паисия, к этим мученикам Господь причисляет инвалидов, детей, которые лишены утешения, и тех людей, которых постигают болезни и страдания. Если человек добровольно их переносит, не ропщет, то это вменяется ему в мученичество.
Здесь, на земле, мы все страдаем в той или иной степени. Конечно, одиночество бывает трудно и тяжело для человека. Но если он несет свой крест благодушно, без ропота, то это становится для него подвигом. Самое главное, что после пришествия в мир Христа у нас есть тот, кто себя называет нашим другом – Христос. Тот, кого в тропаре великомученице Екатерине мы именуем «Небесным Женихом».
Сверхъестественное общение со Христом помогает человеку преодолеть естественное одиночество. Радость быть со Христом гораздо больше, чем радость быть с каким-то человеком. Если человек не получает чего-то по естеству, по обычным законам этого мира, это восполняется ему общением со Христом. И преодолевается это одиночество, и человек обретает намного больше, чем друга, детей или жену. Он обретает самого Бога в своей душе.
Радиослушатель: У меня есть знакомые молодые девушки, их дружба проявляется очень странно: они часто обижаются друг на друга, даже ревнуют, а то вдруг не могут друг без друга никуда пойти и ничего делать. Хорошо ли это и что нужно с этим делать?
о.Аркадий: Я думаю, что такие проблемы общения человеческого преодолеваются тогда, когда человек идет к Богу. И без перевода проблем на более высокий уровень, мне кажется, их решить невозможно. Все скорби и трудности нашей земной жизни, расположенные в ее плоскости, решаются только тогда, когда человек выходит за рамки этой плоскости. Когда он обращается с молитвой к Богу, когда его жизнь начинает строиться на вере во Христа.
Ольга Хармач: Батюшка, очень часто бывает, что человек окружен людьми, которые объединены как раз верой во Христа. Он верит, что среди них есть люди, которые не одиноки, счастливы. А ему кажется, что он один такой несчастный. «Эти люди так же верят в Бога, так же на Него надеются, но у них все хорошо, а у меня все плохо».
– Это, наверное, бывает по разным причинам. В человеке может появиться зависть, что очень плохо. Зависть – это вещь дьявольская, страшная. Такому человеку я не завидую, он не умеет любить. В Евангелии не пишется о том, что мы будем любимы другими людьми, хотя говорится, что если человек оставит отца и мать, то он обретет гораздо большее, чем у него было. Но нужно уметь совершить этот подвиг самоотречения, самопожертвования.
Когда человек перестает жить для себя, он начинает жить для других, жить для Бога. Он меняется и он становится интересен и близок очень многим людям. И есть такие одинокие (в смысле родственников) люди, которых все очень любят.
Часто бывает, что мы не можем найти человека, чтобы поухаживать за умирающими людьми. У всех свои дела, свои заботы, если у человека нет близких родственников, то очень трудно организовать какую-то помощь. А иногда она нужна круглосуточно.
Я знал одну женщину. Когда она умирала, люди записывались в очередь, чтобы подежурить около ее постели. Потому что с ней было радостно, всем с ней было очень хорошо.
Часто бывает, что человек находится в таком тяжелом состоянии, потому что он только требует от близких чего-то, а сам не умеет любить их, служить им, жертвовать собой. В этом случае нужно научиться жить для других. И если у тебя есть какая-то скорбь, одиночество, нужно помочь тем людям, чье одиночество больше, чем твое. Говорят, что если тобой овладело уныние, нужно найти человека, которому хуже, чем тебе, помочь ему, и уныние пройдет.
Как сказал святому праведному Алексию Мечеву, который потерял матушку, святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Иди к людям и, помогая им во скорбях, ты забудешь о своей скорби». Так и здесь, когда человек разделяет скорби других, помогает другим в их болезнях и печалях, то его собственная скорбь делается намного меньше. Он видит, что есть люди, которые страдают гораздо больше, чем он. И приходит какое-то трезвое, правильное состояние.
Вот, например, какая-то девушка, не имеющая мужа. Она может посвятить свою жизнь ученикам, пойти работать в школу учительницей, полюбить этих детей, у которых часто есть проблемы, взять в свое сердце, заботиться о них, любить их, служить им, помогать им учиться. И такой подвиг очень трудный, но и радостный, если есть любовь. Нужно научиться любить, тогда и одиночества никакого не будет.
– Но ведь человеку иногда доставляет радость его служение, а иногда – нет, ему бывает очень тяжело. И он отдает всего себя ближним, но при этом ему все-таки хочется какого-то тепла. Потому что служить детям, наверное, легче, чем служить больным людям, старикам.
– Вот вы работаете учительницей в школе. Вы получаете тепло от детей или нет?
– Получаю.
– Вам радостно общаться с детьми?
– Да, очень.
– Это тоже путь преодоления одиночества? Или нет? Хочется чего-то большего?
– Я думаю, это помогает преодолеть одиночество, но, наверное, даже если человек работает с детьми, он не всегда находится с ними, он когда-то остается один. Ему тоже, наверное, становится иногда одиноко.
– Мне кажется, человеку нужно такое тепло, и тот, кто его не имеет, живет очень трудно, искажается даже его душа. Вот дети из дома ребенка, которые в детстве не получили не получили такого тепла и любви, в чем-то ущербны. И восполнить потом этот недостаток любви бывает очень трудно. Так, наверное, в период подросткового возраста детям нужны друзья, но бывает, что мать заменяет им друзей. А вот в период взросления друзья очень нужны. В зрелые годы это не так для человека обязательно. Хотя важно, чтобы был кто-то рядом.
Человек должен перерасти какую-то свою потребность. Жизнь для этого человеку и дана, чтобы научиться жить в радости с Богом. Такие дружеские, естественные отношения не так важны для человека в дальнейшем. И проблема эта перестает быть такой острой. Хотя она остается, пока человек не достиг совершенства.
Я не думаю, что святой праведный Алексей Мечев чувствовал себя одиноким после смерти жены. Какое-то время – было, конечно. Я не думаю, что отец Иоанн Крестьянкин перед своей кончиной чувствовал себя одиноким. Он был монах, его любили другие люди, но любили потому, что он их любил.
Да, одиночество – это плохо. «Полюбите меня, а я полюблю вас». Нет, ты полюби других, тогда полюбят и тебя. Ты научись любить, и тогда твое одиночество прекратится, потому что на твою любовь обязательно отзовутся другие люди.
– Спасибо, батюшка. Но иногда бывает одиноко не только человеку, у которого нет мужа, жены, детей, или который живет один. Чувство одиночества бывает и у многодетных матерей, мужчин, которые весь день проводят на работе…
– Мне кажется, это то самое одиночество бедного Федотки, когда на самом деле есть очень много близких, знакомых, друзей. Это мнимое одиночество, не настоящее – без Бога, без духовной жизни, одиночество от усталости.
– То есть получается, что иногда человек просто не понимает…
– Либо он называет это одиночеством, но на самом деле это что-то другое. Я знаю одну замечательную женщину, у нее сын священник, и она мне все время на исповеди жалуется на свое одиночество. Хотя у нее замечательные сыновья, замечательная невестка, прекрасные внуки, которые все ее любят, эту бабушку. Она остается центром этой семьи. И она жалуется на одиночество. Она говорит: «Все друзья мои умерли, мужа со мной рядом нет»… Мне кажется, ей просто не хватает правильного устроения души.
Радиослушательница: Добрый вечер, это Наталья. Вы знаете, сейчас столько брошенных детей, стариков. Жалко и маленьких, и стареньких, ведь они все страдают. Всем одиноким людям нужно срочно идти к ним. Я после смерти ребенка организовала центр Архангела Гавриила, в память своего Гаврюшеньки, и спаслась только этим. И как же я благодарна людям, которые откликаются на просьбы о помощи, волонтерам.
Пожалуйста, идите в близлежащие дома ребенка, к «отказным» старичкам. Я сейчас наладила контакт с 8-м интернатом, мы договорились о том, что можно деток выводить на прогулки. Потихоньку мы преодолеваем все препоны. Я молюсь обо всех, кто помогал, кто откликался.
Телефон 452-30-49. Можете не звонить, а сразу идти в дома ребенка. А если хотите узнать, где вы наиболее нужны, пожалуйста, звоните.

о.Аркадий: Спасибо большое. Мне кажется, помощь в домах ребенка – это очень хорошо и правильно.
Я думаю, когда нас постигает скорбь, неудобство в жизни, недостаток чего-то, мы должны не просто просить у Бога и требовать: «Нет у меня жениха – дай мне жениха, мне ужасно, мне нехорошо, тяжело». А нужно задуматься: а почему мне Бог не дает жениха? В чем причина этого? Может быть, мне нужно чему-то научиться прежде, чем Бог даст жениха? А может быть, мой путь иной, и Господь зовет меня к подвигу более высокому? Почему это происходит? Может быть, я нужна не одному человеку, жениху, а другим людям? Тем же самым детям?
У нас есть директор детского дома, она одинокая женщина. И если бы у нее был муж, то не было бы этого детского дома, потому что все держится на ней. И кому-то нужно пожертвовать своим личным счастьем для того, чтобы служить другим, если мы христиане. О ком-то есть такая воля Божья. А то, что иногда бывает тяжело – это естественно. Без трудностей нельзя ничему научиться.
Одна старшая сестра в больничном отделении говорила, что нередко встречается в ее работе какая-то проблема, препятствие, искушение, не хочется идти в палату, ухаживать за больными, очень много трудностей бывает у сестер… Если человек сдается и начинает пребывать в плохом настроении, размазывать эту манную кашу по тарелке, то делается еще хуже. А если себя превозмочь, помолиться Богу, попросить у Него сил и постараться относиться к своему служению так же ответственно, так же серьезно, как бывает, когда ты воодушевлен чем-то, то этот период проходит. И еще большая радость приходит, еще большая благодать дается от Бога, открываются другие силы, появляется другое умение в душе.
Научиться ходить очень трудно – ты падаешь. Легче ползать на четвереньках. Но если все время ползать на четвереньках, то ходить никогда не научишься. А если у тебя нога больная, то вообще бывает тяжело. И говорить научиться трудно бывает. Трудно научиться писать, надо себя преодолевать. Вообще, приобрести какой-то навык, если идет речь о навыках не естественных, а сверхъестественных, о любви, о вере настоящей – это очень трудно. И когда человек их приобретает, все трудности кажутся не настоящими, не смущают его.
Радиослушательница: Здравствуйте, батюшка, меня зовут Екатерина. У меня такой вопрос: если человека совершенно не печалит его одиночество, и он радуется, что он может жить так, как он хочет, ни от кого не зависеть, не говорит ли это об эгоизме?
о.Аркадий: Катя, я думаю, что может и так быть, если человек использует одиночество только для того, чтобы себе устроить жизнь… Сейчас многие люди не хотят выходить замуж, жениться. Они хотят жить так, как им нравится. «Я, – говорит, – еще не нагулялся, не сделал того-то, ничего в жизни не достиг. Вот когда я достигну чего-то, получу все удовольствия, тогда я буду искать себе супруга». Это в другую сторону крен, греховный.
Ольга Хармач: Батюшка, когда человек ощущает себя одиноким, он пытается найти разные способы борьбы с одиночеством. И иногда он, чтобы как-то компенсировать недостаток общения, пытается наладить дружбу со своим духовником. Потому что батюшка может выслушать, он терпеливый, внимательный. Но очень часто духовники почему-то считают такие отношения с недопустимым. Как вы к этому относитесь?
– Бывает так, что старые духовные чада становятся друзьями батюшки. И он с ними куда-то ездит, проводит с ними время, ходит к ним в гости. Отношения устанавливаются действительно дружеские, при этом они могут оставаться благоговейными, друзья из духовных чад могут сохранять дистанцию.
Но для людей молодых это опасная вещь, потому что некоторые девушки, которые не вышли еще замуж, пытаются в духовнике найти близкого друга. Они начинают обижаться на духовника, ревновать, надоедать ему вопросами, не имеющими отношения к исповеди, звонками.
Я не хочу никого обидеть, понимаю всю тяжесть положения одинокой православной девушки, которая хочет выйти замуж, сейчас таких очень много. Но все-таки они должны понимать, что духовник – не друг. Он должен служить посредником между этой девушкой и Богом. Для того, чтобы помочь утвердиться в вере, а не для того, чтобы вести с ней долгие разговоры на исповеди, отвечать на ее телефонные звонки или ходить к ней в гости. И если складываются такие отношения, то они неправильные и девушка не получает духовной пользы.
Бывает так, что девушка выходит замуж, и всякие вопросы у нее куда-то уходят. А раньше были духовные вопросы, проблемы, трудности. То есть она выходит замуж и перестает ходить на исповедь, или ходит редко. Мне кажется, это говорит о том, что до того была не настоящая духовная жажда, а неудовлетворенное одиночество. И, конечно, с одной стороны, это реальная проблема. Но, с другой стороны, решать ее за счет того, чтобы низводить духовные отношения до дружеских, конечно, неправильно.
– Батюшка, как понять человеку, что его отношения с духовником складываются неправильно?
– Я думаю, так: если отношения становятся душевными, если есть особая привязанность, появляется обида, ревность, зависть к другим, если они больше времени отнимают у духовника, то здесь что-то не так, это неправильно, с этим надо бороться.
Радиослушательница: Меня зовут Евгения Петровна, я человек старый и одинокий. У нас в храме есть приход, но нет общины. Священники замечательные. И у меня такое предложение, чтобы все-таки при храмах были общины.
о.Аркадий: Евгения Петровна, я думаю, что вы совершенно правы, но как вы это себе представляете? Мы примем такое решение во время нашей передачи, но как его осуществить?
– Нет, мы с вами, конечно, не можем принять такое решение, но в храме должна быть семья.
– Я согласен с вами.
– Даже если после службы начать вместе петь, как-то общаться, чтобы была семья. А не так: помолились и ушли.
– А кто же мешает нашим прихожанам общаться между собой? Вот я когда не был священником, был тоже прихожанином разных храмов, мирянином, я общался со своими друзьями. Мы собирались на дому. Сейчас говорят: вот нет у храма каких-то мест, чтобы собираться. Но находились великолепные семьи, у которых были большие квартиры, мы обязательно собирались, устраивали семинары, беседовали, обменивались книгами. Почему это нужно устраивать священнику? Это могут сделать сами прихожане.
Я думаю, что вы очень правильно сказали, но все-таки, как говорят, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Не всегда современные священники могут организовать общину, у них нет такого опыта. Если священник молодой или воспитан в другом толке, он не понимает важность такого общения. И потом, оно может быть иногда даже опасно. То есть душевная сторона может перевесить сторону духовную. Я знаю общины, где это происходит.
Радиослушательница: Меня зовут Елена. Вы говорите об одиночестве, но меня волнует другое: как можно научиться терпению, особенно с детьми? Вот вы говорили о том, что работа с детьми дает радость, можно им себя всю отдавать. Но нужно столько терпения! Особенно со своими детьми. Держусь, держусь до последнего, но бывает такое упрямство! Причем специальное. Нет – и все. Как научиться с собой бороться, не сердиться, не давать волю гневу?
о.Аркадий: Один замечательный и мудрый человек на этот вопрос отвечал так: терпеть можно научиться только одним способом – терпеть. Конечно, есть доля шутки в этом утверждении. Можно научиться терпению с помощью Божьей. Если молиться Богу, если каждый раз каяться в отсутствии терпения, укорять себя, сетовать об этом, плакать, просить у Бога помощи, то терпение появится. Но без того, чтобы просто терпеть, терпению не научишься.
Во втором номере журнала «Нескучный сад» за 2006 год был опубликован опрос на тему: можно ли прожить без друзей, как проверяются друзья, что вообще такое дружба. Об этом корреспондент журнала «Нескучный сад» Марина Нефедова спрашивала разных людей – от самых общительных до замкнутых. Наиболее интересные ответы мы предлагаем вашему вниманию.
Вот мнение Виктора Владимировича Ржевского. Виктор Владимирович родился в Москве в 1957 году, окончил актерское отделение школы-студии МХАТ, снимался в кино. Потом ушел из актерской профессии. Сейчас Виктор Владимирович – староста храма Трех святителей на Кулишках.
«Если ты впустил человека в свое сердце, и он это ощущает, то даже если ты будешь говорить ему нелицеприятные вещи, он услышит тебя и поймет, что ты не просто его осуждаешь, а искренне переживаешь за него. Мне кажется, что дружба – это земное проявление любви, которая будет между людьми в Царствии Небесном. Часто люди дружат потому, что связаны конкретным делом. Например, бизнесом. Такие отношения только похожи на дружбу. Их цель конечна. Когда она достигнута, дружба может закончиться. Но бывает дружба иная. Друг для христианина, как мне кажется, это ближний, с которым он хочет из этой временной жизни перейти в вечность и вместе быть на трапезе со Христом. В дружбе всегда присутствует третий: ты, друг и Бог».
Вот мнение протоиерея Владислава Свешникова. О.Владислав – настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, доктор богословия, заведующий кафедрой нравственного богословия православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
«Подлинные супруги имеют в начале и в основе своих жизненных отношений именно дружбу. Человек видит в своем друге более ярко и остро, чем в других людях, образ Божий и поэтому влечется к нему с особенной силой. И в этом смысле можно сказать, что супруги, если они не являются друзьями, плохие супруги. Это почти не муж и жена, а люди, играющие роль мужа и жены. Настоящая дружба – это всегда чудо».
Вот мнение Олеси Александровны Николаевной, поэта, прозаика, эссеиста.
«Жить без друзей очень страшно. Эта ситуация близка к опыту ада, потому что в аду, наверное, человек испытывает ужас абсолютного отчуждения, внутренней изоляции, полной отсутствии любви. Бывает, что Господь поставит человека в особые трудные обстоятельства. Но ведь известно, что и в тюрьме, и в лагере человек склонен сострадать и помогать ближнему, любить его. Проблема отсутствия друзей не внешняя – не с кем дружить, некого любить, никто меня здесь не достоин, – а внутренняя. За каждой дружбой стоит удивительный сюжет о том, как Господь сводит людей. И, наверное, в любого человека, который появляется в нашей жизни, мы должны всматриваться. Мне кажется, каждый человек нам послан, чтобы мы его полюбили, чтобы мы чему-то от него научились.
Вот мнение Натальи Загребиной. В настоящее время она замужем и растит четверых детей.
«Желание иметь друзей связано с преодолением человеческой замкнутости на себе, с преодолением эгоизма. Славянское слово «друг» означает «другой», ближний. А желание стремиться к кому-то другому совершенно необходимо человеку. Есть друзья, с которыми видишься часто, и в них испытываешь потребность. А есть те, с кем видишься раз в год – и это тоже друзья. Есть один-два человека, с которыми нужно все самое трудное, самое радостное, самое грустное пережить вместе.
Бывает, что дети не уложены, хотя уже пора, в раковине полно грязной посуды, а ты разговариваешь с подругой по телефону, муж возмущается. Но ведь это тоже часть дружбы. Бывает, человеку необходимо именно сейчас твое внимание и приходится чем-то жертвовать. Нужно трудиться над тем, чтобы не терялась человеческая связь. Дружба – это немалый душевный труд.
Мне очень понравилось определение дружбы, данное моими детьми. Я их спросила: а у вас много друзей? Моя младшая дочь, ей 5 лет, говорит: «Да, очень». И начинает перечислять: мама, папа, бабушка, дедушка, крестные, тетя Лена, Катя. Они же все мне делают подарки. С одной стороны, это смешно. Но я вдруг поняла, что, действительно, друг – это тот, кто что-то дарит. Не обязательно стиральную машину или коробку конфет. Дружба – это дар себя.

Радиослушательница: Здравствуйте. Я хотела посоветоваться и поделиться своим опытом. Я хочу сказать, что надо не терпеть, а ликвидировать причину детского упрямства. Когда мой сын был маленьким, я видела, что он растет очень упрямым. Я сама была такой. И я поняла, как надо поступить.
Когда сын что-то просил, настаивал, я всегда соглашалась. Пусть даже в ущерб себе, чтобы он не заострял внимания на том, что нужно настаивать на своем. Потом я говорила: «Видишь, как это нехорошо, давай по-другому поступим». Я отступала, и он ему не приходилось настаивать, требовать. Он видел, что делают так, как он просит. И потом, постепенно, можно показать, что для человека главное – это послушание родителям. Тогда ликвидируется причина конфликта, и родителям будет легче.
о.Аркадий: Большое спасибо.
Ольга Хармач: Батюшка, постоянное общение с друзьями – это один из способов борьбы с чувством одиночества. Правильно ли поступает человек, который пытается заглушить в себе это чувство постоянным общением с кем-то, хождением в гости?
– Я думаю, что одиночество возникает, когда человек не ощущает любви Божьей. Когда он хочет ее получить за счет других людей. Но люди никогда не дадут того, чего человеку дает Бог. Поэтому в этом случае лучше всего молиться Богу. А Евангелие прямо говорит нам: не делайте добра тем, кто ответит на него, а делайте добро тем, кто вам ответить на него не сможет. Евангелие призывает нас научиться любви бескорыстной, возвыситься над естественным порядком вещей.
Но, с другой стороны, по человеческой немощи мы нуждаемся в друзьях. И у самого Христа были друзья, он Лазаря называл своим другом. Так что, если это общение нормальное, естественное, если оно не требует всего времени человека, конечно оно нужно и хорошо.
– Батюшка, а если человек заменяет дружбу компьютерными играми?
– Компьютер – это ужасно, он замыкает человека на себе. Это вещь вредная.
– А если общение с друзьями человек заменяет чтением книг? Или если он считает, что лучший друг – это животное?
– Я думаю, что человек существо удивительно богатое, его жизнь включает в себя разные элементы, в том числе и общение в животными. Я знаю одну замечательную девушку, которая общается с лошадьми, с собаками. Сейчас она вороненка спасла, крыло ему перевязала. Но это не значит, что животные заменяют место друзей. Сердце человеческое широко, и оно может вместить очень много, все многообразие отношений с существами, с людьми, с животными, которые есть в этом мире.
Радиослушатель: Добрый вечер. До вас дозвонился Миша Рыцарев из Новосибирска. Вы не говорили о том, каким святым и как следует молиться о помощи в случае одиночества. Я был примерно месяц в Оптиной пустыни. Там монахи говорят, что с их помощью люди много чего добиваются. А ученые говорят, что психологическая совместимость и дружба зависит от национальности.
– Мы стараемся говорить все-таки о факторе духовном. И друзья должны быть духовно близки, прежде всего. Часто бывает, что люди совершенно разные оказываются замечательными друзьями. И психологический фактор находится на каком-то втором плане.
Радиослушатель: У меня есть вопрос. Один из недавно умерших старцев говорил одному из своих духовных чад: «Всех люби и всех бойся». Я не совсем понимаю. Идет речь о духовной дистанции даже между близкими друзьями? Но если она есть, то это подразумевает некоторое одиночество…
– Эти слова говорил отец Павел Груздев. Он подразумевал дистанцию и осторожность в общении с другими людьми. Потому что общение может быть не только любовью, дружбой, но и привязанностью, и в нем могут быть какие-то перекосы.
Ольга Хармач: Значит, одиночество – это не всегда плохо?
– Я думаю, что одиночество – это очень хорошо. Я иногда хотел бы одиночества, но мне его Бог не дает. Иногда приходится общаться с разными людьми, заниматься разными делами, и одиночество бывает необходимо и нужно. Сказано в Евангелии: чтобы помолиться, нужно затворить дверь, остаться одному и в одиночестве обратиться к Богу. Святые искали одиночества, уходили в пустыню, уходили в леса.
– А если многодетной маме иногда хочется побыть одной? Куда-то уйти без детей? Это плохо?
– Я думаю, что иногда это хорошо, потому что маме тоже нужно побыть с Богом, помолиться. Наверное, это важно для нее. И иногда надо побыть в тишине. Но, в то же время, нужно нести свой крест и следовать воле Божьей.
Если говорить о друзьях, то друзей можно найти и на работе, и во время учебы. Одна из выпускниц училища сестер милосердия рассказывала о том, как она нашла друзей, когда училась в училище. Для молодых людей есть такой способ встретить друзей, как найти место, где учатся единомышленники, люди, которые вместе с тобой одинаково думают, идут на служение больным, на подвиг.
Наверное, ответить на все вопросы по этой теме невозможно, поскольку у нас все время возникают новые проблемы и трудности. Но если жить с Богом, молиться, то все можно преодолеть. И даже одиночество, которое так тяжело переживается людьми, может быть во благо человеку, если он ищет спасения своей души, если он с Богом.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?