Такая мелочь, как отсутствие крышки на подкладном судне, задевает чувство собственного достоинства пациента. А если при этом человек страдает от боли и лежит в больнице многие недели?

На портале Change.org была опубликована петиция, автор которой Елена Крылова критикует оборудование российских больниц.

Она жалуется на отсутствие в палатах ширм или шторок (для создания личного пространства), розеток и кнопок экстренного вызова возле кроватей пациентов, находящихся в тяжелом состоянии. Кроме того, она пишет, что судна для лежачих больных должны быть снабжены крышками во избежание неприятного запаха в помещениях. Итого четыре пункта.

Петиция адресована министру здравоохранения Веронике Скворцовой и премьер-министру Дмитрию Медведеву. На данный момент ее подписали почти 65 тысяч человек. Среди них – жители Архангельска, Брянска, Владимира, Вологды, Екатеринбурга, Красноярска, Москвы, Перми, Рязани, Тюмени и других городов России.

Елена Крылова попала в аварию 12 октября 2016 года в Таиланде, после чего восемь месяцев была прикована к кровати. «Сейчас хожу с костылями, до кухни могу дойти, до туалета. Я уже не лежачий человек», — рассказала она «Милосердию.ru».

Список самых необходимых для тяжелобольных пациентов вещей Елена составила, побывав в трех больницах: в государственной больнице в Таиланде, в Городской клинической больнице № 81 имени В.В. Вересаева (Москва) и в ЦИТО (Национальный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии имени Н.Н. Приорова, Москва), в отделении № 5.

Худшей в этом небольшом «рейтинге» оказалась ГКБ № 81. В таиландской больнице из четырех перечисленных вещей не хватало только крышки на судне. В ГКБ № 81 была только розетка.

В ЦИТО не было ширмы, тем не менее, лишь побывав в этом учреждении Елена поняла, что медицинскому персоналу вполне по силам заботиться о комфорте лежачих пациентов, и все средства для этого давно изобретены. «Это прекрасное место, которое стало для меня примером. Эта больница продумана до мелочей», — рассказывает она.

«Мы кричали, но никто так и не пришел»

Кнопка вызова медсестры. Фото с сайта moe-online.ru

Первая просьба в петиции – снабдить крышками судна для тяжелобольных пациентов. «Если палата состоит полностью из лежачих больных и в ней пять человек – легко представить, что эти «ароматы» могут стоять почти круглосуточно. Санитары, к сожалению, не могут постоянно ухаживать за больными», — написано в тексте обращения.

Что будет, если просто попросить медсестру закрыть судно крышкой? «Не спрашивала, — говорит Елена. — Потому что ты не знаешь, что должна быть крышка. Мы газетками закрывали». О том, что судна с крышками существуют, и санитарка может их быстро выносить из палаты, Елена узнала только в ЦИТО. Обычно пациентам, которые впервые попадают в больницы, такие вещи неизвестны.

Вторая просьба – установить кнопки вызова медсестры возле каждой кровати. Особенно они необходимы лежачим больным, без такого устройства человек даже не сможет позвать на помощь, если его состояние резко ухудшится. Кроме того, и в больницах порой возникают экстренные ситуации.

«Ночью раздался сигнал пожарной тревоги, — рассказывает Елена. — Мы лежим, нас пять человек, все лежачие. Мы кричали, кричали, но к нам никто не зашел в палату. Одна женщина, которая хоть как-то могла ходить, с трудом дошла до двери. Посмотрела – в коридор никто не выбегает, все тихо. Бабушки, которые со мной лежали, решили: ладно, как будет, так и будет, значит, суждено. А я думала: если и правда пожар, то хоть бы в окошко выпрыгнуть. Но сама даже встать не могла».

Впоследствии выяснилось, что в больнице действительно произошло возгорание: один из пациентов каким-то образом поджог бинты на своей ноге. Пожарная сигнализация, как ей и положено, сработала из-за дыма. «Если бы в палате была кнопка вызова медсестры, мы бы ее нажали, и медсестра увидела бы, что мы беспокоимся. Может быть, она зашла бы к нам и сказала, что все в порядке», — говорит Елена.

«Это очень унизительно»

Фото: Оксана Романова

Третья просьба – установить розетки возле каждой кровати. Когда их нет, пациент не может зарядить телефон и остается без связи с родственниками. Планшеты, ноутбуки и даже телевизоры нуждаются в электропитании. А ведь все эти приборы помогают тяжелобольным людям хоть как-то отвлекаться от своих страданий.

Четвертая – шторки возле кроватей лежачих пациентов. «Это создает иллюзию личного пространства, где можно спокойно сходить в туалет в судно, не боясь встретиться взглядом с соседом напротив. Ведь это очень унизительно и доставляет невероятный дискомфорт», — пишет Елена Крылова.

Задумавшись над мелочами, которые задевают чувство собственного достоинства пациентов, Елена расспросила своих соседей по палате в ЦИТО, как устроен быт в других больницах. Выяснилось, что четырех необходимых вещей, перечисленных в петиции, не было нигде. По крайней мере, их не было в тех больницах, где побывали знакомые Елены. Это несколько медицинских учреждений в Тульской области и в Подмосковье.

Тогда Елена и решила написать петицию. «Всегда помню, что моя кровать в больнице никогда не бывает пустой. Там всегда кто-то лежит», — говорит она.

На самом деле в ее обращении речь идет не о «горшках», а о самоуважении. И об уважении к пациентам.

«По большому счету, нужно менять санитарные нормы, многие из которых существуют еще с советских времен. Эта система очень инертна. Минздраву переписать нормы не сложно, но это повлечет расходы, а деньги есть не у всех больниц», — так прокомментировал петицию для газеты Metro президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. По его словам, во многих больницах главврачи сами понимают потребности лежачих пациентов и там все, о чем просят граждане, подписавшие петицию, уже существует.

Что рассказали в Департаменте здравоохранения

Фото: Оксана Романова

Мы обратились в Департамент здравоохранения города Москвы и в Городскую клиническую больницу № 81 с просьбой прокомментировать жалобы Елены Крыловой.

Ответ пришел один – из Департамента здравоохранения:

«По информации, полученной от администрации ГБУЗ «ГКБ им. В.В. Вересаева» отвечаем на Ваши вопросы:

  1. Все судна для лежачих больных пластиковые и только с крышками.
  2. Кнопка экстренного вызова, электрическая розетка и индивидуальная лампа освещения располагаются рядом с каждой кроватью и есть во всех отделениях больницы.
  3. Для создания комфортных условий пребывания лежачим пациентам в каждом отделении имеются передвижные ширмы».

Что пишут бывшие пациенты из разных городов

Фото: Оксана Романова

Хочется верить, что с тех пор, как Елена проходила лечение в ГКБ № 81, там действительно успели снабдить все палаты для лежачих больных и новыми суднами с крышками, и ширмами, и даже розетками и кнопками.

Но комментарии под петицией говорят о том, что далеко не во всех российских больницах эти вопросы решены. Вот некоторые из записей:

«Мой постельный режим после операций был коротким, но хватило на всю оставшуюся жизнь. Подписываюсь под каждым из перечисленных пунктов».

«Да, я все это наблюдала не один раз».

«Лежала в реанимации два раза и знаю, что это все действительно нужно».

«Я подписываюсь, потому что моих друзей сбила машина, и я знаю, что все вышеперечисленное (особенно крышки для судна и шторка для пациента, отделяющая от остальных) действительно смогло бы хоть как-то сгладить пребывание и без того морально и физически подавленного лежачего пациента».

Фото: Оксана Романова

«Полностью поддерживаю — мама была в такой палате».

«Знаю из личного опыта все, о чем пишет автор петиции»

«Был в такой ситуации. Все правильно».

«Со всем вышесказанным столкнулась лично. Недолго, всего полторы недели беспомощного лежания. Теперь это самый большой страх».