В начале февраля 2014 года представители десяти НКО Санкт-Петербурга познакомились с опытом своих эстонских и финских коллег. И узнали много неожиданного.

В начале февраля 2014 года представители десяти НКО Санкт-Петербурга познакомились с опытом эстонских и финских коллег, посетив некоммерческие организации Таллинна и Хельсинки.

Опыт Финляндии и Эстонии — близких соседей — особенно интересен для петербуржцев. А с Эстонией у нас общее прошлое, тем любопытнее посмотреть, какие процессы в третьем секторе произошли здесь за последние 25 лет.

Эстония: если не считаться с НКО, то не изберут

В отличие от России, деятельность НКО в Эстонии основана на коалиционных объединениях. Коалиции НКО, как правило, формируются по профессиональному принципу, вокруг одной целевой группы. Именно коалиции становятся той движущей силой, которая занимается выстраиванием взаимоотношения третьего сектора и власти, привлечением НКО к разработке законопроектов, оказывает ресурсную и информационную поддержку участникам объединения. Пример — Союз некоммерческих организаций и фондов Эстонии, в который входят более 100 НКО.

В Эстонии власти развивают гражданское общества через привлечение отдельных граждан или общественных объединений к разработке предложений в план развития страны. Так, политическим фракциям рекомендовано присылать законопроекты на общественное рассмотрение, данная норма значится в Концепции развития гражданского общества в Эстонии. Интересен пример так называемого «Народного собрания», когда 500 жителей Эстонии, выбранных случайным образом, пригласили для обсуждения задач государственной важности. Все предложения ушли на рассмотрение в парламент и некоторые даже стали вноситься в качестве поправок в законы Эстонии.

Питерцам запомнились слова эстонского министра внутренних дел: «Если не запрашивать мнение НКО и не учитывать его, то нас не изберут снова».

Деньги эстонские некоммерческие организации получают в основном от государства и органов местного самоуправления, а частная поддержка – это лишь маленький процент от общего числа средств. Государство закупает у НКО услуги, в том числе и социальные. У каждого министерства есть свои программы финансирования, в которых может принять участие любая НКО.

Однако, как рассказали в Таллиннской палате людей с ограниченными возможностями, есть значительные проблемы с критериями выбора поставщика услуг от НКО. Выяснилось, что в таком выборе не достаточно прозрачности, зачастую решающим фактором является низкая цена. Именно поэтому Таллиннская палата ведет работу по изменению таких критериев в сторону улучшение качества услуги и ухода от принципа: чем дешевле, тем лучше.

Финляндия: членов НКО больше, чем жителей, а финансирование идет через игровые автоматы

На пять миллионов жителей Финляндии приходится 133 тысячи НКО, это примерно в десять раз больше, чем в пятимиллионном Петербурге. А общее число членов всех НКО в три раза превышает численность населения. Каждый гражданин является или являлся членом какой-то НКО.

В Финляндии легко формируются неформальные сообщества – через интернет и не только. Здесь в течение одного месяца можно зарегистрировать общество – достаточно иметь в составе хотя бы трех человек и обратиться в Бюро патентов и организаций. Бюро предоставляет образцы уставов, подробные инструкции, и его специалисты всячески помогают тем, кто хочет зарегистрировать общество.

В сферу общественной деятельности входит все – от родительских комитетов, которые есть в каждой школе и каждом детском саду, до крупных зонтичных ассоциаций, которых около тысячи. Одной из крупнейших является ассоциация SOSTE, созданная в 2012 году, объединяющая 257 НКО сферы здравоохранения и соцобеспечения. Государству удобно иметь дело с одной организацией, а не со множеством мелких, поэтому оно всячески поощряет такие объединения.

Одной из влиятельных социальных организаций страны является Центральный союз организаций по работе с пожилыми людьми Финляндии. Организация была основана в 1949 году и на протяжении более полувековой истории разрасталась, количество членов, входящих в ее состав, увеличивалось к 2013 году до 340 организаций. Союз активно влияет на политические решения и законодательные инициативы в отношении пожилых людей через взаимодействие с парламентом и министерством. Представители организаций, входящих в Союз, постоянно работают при органах власти, в рабочих группах, помогают в работе парламента при распределении бюджета.

Муниципалитеты активно – особенно в последние лет 10 – привлекают к оказанию социальных и медицинских услуг населению НКО. В современном законодательстве за муниципалитетом остается ответственность за то, что услуги будет предоставлены гражданину, но сами услуги могут оказывать и НКО, и муниципалитет или коммерческие организации — они конкурируют между собой.

При этом источники финансирования НКО вызвали удивление петербуржцев: оказалось, что помимо государственного финансирования активную роль в поддержке сектора играет «Общество игровых автоматов», которое было создано еще в 1938 году. «Общество игровых автоматов» вместе со Спортивной лотереей — два крупнейших источника средств для финских НКО социальной сферы и спорта.

Всю свою прибыль, а это несколько сот миллионов евро в год, они распределяют среди некоммерческих организаций. Игровые автоматы расположены повсюду в местах массового скопления людей – в магазинах, подземных переходах и т.д. Правда, играют в них на небольшие суммы. Несмотря на то, что Общество игровых автоматов является негосударственным, фактически у государства монополия на распределение прибыли – средства распределяют чиновники, входящие в управляющие структуры этих организаций.

В состав петербургской делегации входили НКО, оказывающие помощь бездомным, инвалидам, кризисным семьям, пожилым. Были и те, кто отстаивает права женщин и семей, занимается экологической безопасностью, лечением и профилактикой алкоголизма. Все участники поездки входят в региональную Коалицию «За общественное участие в принятии решений и системную поддержку НКО» Санкт-Петербурга. Организовал поездку так называемый ресурсный центр для НКО — Центр развития некоммерческих организаций.

За 5 дней участники посетили 12 организаций двух стран. Среди них Союз некоммерческих организаций и фондов Эстонии, Харьюский Центр предпринимательства и развития, Фонд открытой Эстонии, Круглый стол по правам человека (Эстония), Таллиннская палата людей с ограниченными возможностями, «Сделаем!» Всемирная уборка (Эстония), Финляндская лига родителей, SOSTE — Финляндская ассоциация социального благополучия и здоровья, Центральный союз организаций по работе с пожилыми людьми Финляндии, Союз женских организаций Финляндии, Центральный союз организаций по защите прав детей (Финляндия), Ассоциация женских организаций – Мультикультурный центр «Моника» (Финляндия).