Пессимисты и оптимисты спорят о современной семье

“Во взаимоотношениях между людьми деградация личности сказывается в склонности к спорам, скандалам и другим проявлениям нелюбви. Сознание современного общества деградировало настолько, что часто считает этот набор искажений не болезнью личности, а определенным типом личностного развития”.

20-21 декабря в Царицынском комплексном центре социального обслуживания (КЦСО) проходил круглый стол «Укрепление семьи – форма служения Богу и Отечеству».
Все семейные реалии с их взлетами и падениями описаны в евангельской притче о блудном сыне, считает настоятель храмов иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне и Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, духовник города Москвы протоиерей Георгий Бреев. Старший сын жалуется отцу на самого отца, несправедливо устроившего пир в честь блудного сына. Всю жизнь бывший образцом послушания и почитания родителей, он не желает войти в отчий дом. Христиане понимают эту притчу как ропот человека на Бога.
Пессимистически смотрит на современную семью настоятель храма Трех Святителей на Кулишках протоиерей Владислав Свешников. Его доклад был посвящен кризису семьи и кризису личности, так как именно кризис личности лежит в основе разрушения семьи. Этот кризис «вдвойне опасен еще и потому, что меньше других обращает на себя внимание и почти не осознается общественной мыслью». Отец Владислав выделил 3 основных аспекта деградации личности: психологический, нравственный и духовный. Психологически это проявляется в неврозах и других болезненно-патологических типах поведения, нравственно – в непонимании объективных моральных принципов и идеалов и отказе от их реализации, духовно – в игнорировании или искаженном понимании сверхземных бытийных ценностей. В результате в человеке развивается брезгливое отношение к жизни общества и одновременно ослабляется возможность социальной адаптации. Человек теряет способность трезво анализировать собственные переживания. Во взаимоотношениях между людьми деградация личности сказывается в склонности к спорам, скандалам и другим проявлениям нелюбви. Сознание современного общества деградировало настолько, что часто считает этот набор искажений не болезнью личности, а определенным типом личностного развития.
По словам о. Владислава, деградация личностного бытия наблюдается и в православной среде. Внутренняя жизнь большинства православных людей связана не столько с духовными и нравственными, сколько с психологическими переживаниями. Эта проблема еще почти не осмыслена в современном богословии.
Пессимистом назвал себя и декан факультета психологии Российского православного университета имени святого апостола Иоанна Богослова священник Андрей Лоргус. Но если отец Владислав точно описал процессы, происходящие в обществе, и проблемы современного человека, то отец Андрей высказал несколько спорных мыслей. Например, он утверждал, что традиция неполных семей складывалась в нашем обществе многие десятилетия, «воспроизводится многими поколениями». Но многие помнят, что в 1980-е годы неполная семья нормой не считалась.
Недоумение вызвали и слова отца Андрея, что росту разводов и так называемых гражданских браков способствует система социальной защиты неполных семей. «В случае развода (разрушения семьи) или даже отказа от воспитания своих детей человек заранее обеспечен социальной помощью. Социалистическая гиперопека семьи, которая сложилась у нас на муниципальном советском уровне, помогает и способствует разрушению семьи», – заявил отец Андрей. Неясно, правда, в чем именно о. Андрей усматривает эту самую «гиперопеку».
Однако основной темой доклада отца Андрея была взаимосвязь священнического служения и работы психолога. После слов отца Владислава о том, что подмена духовных переживаний психологическими почти не осмыслена богословами, переход к психологической теме был более чем уместен. Отец Андрей рассказал о разнице исповеди и психологической помощи, напомнил, как трудно складывался диалог между Церковью и светской психологией.
Когда заговорили миряне, оптимизма прибавилось. Декан факультета психологического консультирования Московского государственного психолого-педагогического университета, кандидат психологических наук Федор Василюк отметил, что психологи составляют потенциал для социального служения Церкви. Он назвал радостным событием открытие факультета психологии в РПУ, также отметил работу в этом направлении профессора Бориса Братуся в МГУ и поделился своим опытом подготовки молодых психологов, сочувственно относящихся к христианству.
Выступление коллеги Василюка, директора воскресной школы, психолога-консультанта Православного центра «Живоносный источник» Ирины Мошковой было полностью посвящено проблемам семьи. Она справедливо заметила, что при пессимистической позиции круглый стол теряет смысл. Подлинный духовный смысл семьи – добровольное единение людей в любви. «Дети рождаются и должны рождаться не только для исправления демографической ситуации, а именно потому, что люди любят друг друга, что каждый ребенок есть укрепляющее начало, созидающее жизнь», – сказала Мошкова. (Об этом же писал митрополит Антоний Сурожский: «Цель брака есть брак. Рождение детей – его составная часть, но в брак не вступают для того, чтобы иметь детей; в брак вступают для того, чтобы осуществить жизнь взаимной любви, то есть преодоление индивидуальной изолированности, расширение личности, которое один немецкий автор называет “жизнью единой личности в двух лицах”»). Полноценная личность может родиться только в духовно-здоровой семье. Духовно-здоровая семья – не семья без трудностей и проблем, а семья, которая умеет правильно реагировать на трудности. Именно правильной реакции не хватает современной семье.
Ирина Мошкова рассказала об опыте, накопленном за 9 лет работы специалистами центра «Живоносный Источник». Эффективное воспитание возможно только при совместной работе священников, богословов, психологов, педагогов и родителей. Священники и богословы должны открыть педагогам и родителям Библию как кладезь педагогической мудрости. Примеры такого открытия есть в святоотеческой литературе – труды святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Феофана Затворника, и у авторов первой половины XX века и наших современников – «Домашняя Церковь» протоиерея Глеба Каледы, труды протоиерея Василия Зеньковского, священника Александра Ельчанинова, митрополита Антония Сурожского, проповеди и статьи протоиереев Димитрия Смирнова и Владислава Свешникова.
Психологи должны изучить опыт взаимоотношений, существующих в современной семье, различные воспитательные установки, методы и средства воспитания (а они могут различаться и в разных православных семьях), уметь вовремя заметить признаки зарождающегося социального сиротства.
Надо грамотно построить работу воспитательных и образовательных учреждений. Задача педагога – не подменять родителей, а помогать воспитывать детей. Успеваемость ребенка напрямую зависит от обстановки в семье. Единица воспитательного процесса – не ребенок, а целостная семья.
Необходимы родительские встречи, клубы, семинары, вовлекающие отцов и матерей в обсуждение трудных воспитательных проблем. Чаепития, семейные праздники, походы и экскурсии, паломнические поездки, занятия в кружках и студиях дарят не только совместный досуг, но и новый опыт общения, взаимной поддержки.
Психолог-консультант Царицынского КЦСО Глеб Слобин рассказал о проблемах и профилактике социального сиротства. Наряду с фактическими сиротами и детьми из асоциальных семей он выделил категорию детей из формально благополучных семей. В этих семьях родители не пьют, работают, часто хорошо зарабатывают, но, как и в асоциальных семьях, не видят в ребенке человека, не считаются с его внутренним миром. Такие родители, как правило, ориентируют ребенка на социальный успех, навязывают ему престижный вуз, не считаясь с его желаниями и интересами. То есть ребенок выступает как средство для реализации родителями своих эгоистических амбиций. Он может взбунтоваться и даже уйти из дома, а может, наоборот, впасть в уныние, потерять интерес к учебе и к другим людям. Только с любовью и терпением можно помочь таким детям, подсказать им конструктивный выход из внутреннего разлада.
Интересно и содержательно прошел и второй день круглого стола. Известный нашим читателям Леонид Могилевский эмоционально и горячо рассказывал о работе с детьми-инвалидами в доме-интернате №8, о необходимости взаимодействия государственных, общественных и церковных организаций.
Семья может стать мало церковью даже тогда, когда воцерковлен только один из членов семьи, и даже когда воцерковлен только ребенок, считает клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» священник Александр Лаврин. Для этого христианин должен стать в семье человеком, благодаря которому легче жить. Тогда и неверующие сродники постепенно станут причастны к церковной жизни. Но нельзя регулировать обретение веры, это органичный процесс. Воцерковление быта возможно только при воцерковлении души.
Современные мамы и бабушки выросли в детских садах, поэтому они не умеют рассказывать сказки, играть с детьми, утверждает заместитель директора по программным вопросам Семейного клуба родительского опыта «Рождество» Анастасия Крячко. Отец Василий Зеньковский называл игру психическим лоном, «в котором оформляются эстетические, духовные и религиозные движения души ребенка». В клубе «Рождество» проводятся тренинги и семинары, которые помогают родителям понять, на каком языке говорит ребенок. На занятиях рассказывают о календарном укладе жизни, прокладывают дорожку от праздника к празднику, объясняют, какое семейное чтение, какие песни, какое рукоделие может изменить домашнюю среду. Можно быть современными людьми и опираться на традиционную культуру. Наши проблемы – не только проблемы сегодняшнего дня. Они были всегда. И именно традиция помогала их решать. Правда, и к традиции нужно относиться избирательно. «Разрыв, который образовался в традиции, в семейной преемственности, ко благу, потому что он помогает нам сегодня пристально вглядеться в прошлое и понять, что там проникнуто духом истины, а что – страстями человеческими».
Итоги круглого стола подвел отец Георгий Бреев. Он сказал, что оптимизм никогда не должен покидать верующего человека, поделился и своим жизненным опытом, сделавшим его «неисправимым оптимистом». Он поступал в семинарию во времена хрущевских гонений, его прорабатывали агитаторы, объясняли ему, что он лишает себя будущего. Мальчишкой будущий духовник Москвы бегал купаться на Царицынские пруды, видел разрушенный храм, который ему через много лет посчастливилось восстанавливать. Уже будучи священником, он неоднократно проходил мимо разрушенного храма в Крылатском и молил Бога лишь о том, чтобы его дети дожили до восстановления этого храма. И этот храм восстанавливается под настоятельством отца Георгия. Тем более не ожидал он в молодости, что священнослужители и ученые будут совместно обсуждать актуальные общественные проблемы.
Отец Георгий напомнил, как пророк Илия сказал Господу, что все сыны Израилевы оставили Его завет, убили пророков, и он остался единственным верным. А Господь ответил, что еще семь тысяч израильтян не преклонились перед Ваалом, то есть не изменили Богу. (3-я книга Царств, 19, 10-18). Эта история актуальна и в наши дни. Сегодня по-человечески действительно трудно, почти невозможно быть оптимистом. «А посмотришь в Писание – там можно найти любую жизненную ситуацию: как она создавалась, чем была порождена и какой из нее был выход. Впоследствии Бог вновь и вновь являл Свою милость, никогда не оставляя ни единого человека, ни семью, ни Церковь. Только надо верить, проникаться духовным оптимизмом», – сказал в заключение духовник города Москвы.

Леонид ВИНОГРАДОВ

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version