Первая в России парикмахерская для глухих открылась в Москве. В салоне «Nadin» работают только слабослышащие. Наш корреспондент убедился, что не обязательно владеть языком жестов, чтобы здесь подстричься

Первая в России парикмахерская для глухих открылась в Москве. В салоне «Надин» работают только инвалиды по слуху. Наш корреспондент убедился, что не обязательно владеть языком жестов для того, чтобы здесь подстричься


Салон-парикмахерская арендует у города небольшое помещение на первом этаже

Беспомощных стригут плохо

«Я ходила по домам, стригла глухих. Они жаловались, что в парикмахерской их не понимают, и стригут не так, как они просят», — рассказывает администратор парикмахерской Надежда Васильева. Я плохо понимаю ее слова из-за выговора, свойственного инвалидам по слуху, и прошу мужа Надежды, владельца парикмахерской Кирилла помочь мне. «Качество обслуживания тоже было не очень, — переводит он, — глухих стригут хуже, чем людей с полным слухом. К сожалению, иногда люди пользуются тем, что человек беспомощный, и выполняют свою работу спустя рукава. А иногда бывает так, что мастер тебя о чем-то спросит, а ты в этот момент отвернешься и не услышишь. Он начинает раздражаться, потому что думает, что ты его игнорируешь».

Инвалиды по слуху Надежда и Кирилл Васильевы решили помочь другим слабослышащим, и открыть в Москве первую парикмахерскую, где клиенты и мастера будут чувствовать себя комфортно. «Они придут и будут знать, что здесь все свои, и можно расслабиться», — говорит Кирилл. По его словам, из-за отличия от остальных людей, инвалиды по слуху живут несколько изолировано и стараются держаться вместе. Поэтому друг для друга они всегда «свои».


Табличка на входе предупреждает посетителей, что сотрудники — слабослышащие


Мастера салона-парикмахерской «Надин» общаются на языке жестов c корреспондентом из Всеросийского общества глухих


Мастер-универсал Татьяна, стаж работы 18 лет


Корреспондент канала «Москва 24» тоже решила попробовать качество услуг на себе

Для того чтобы открыть свое дело, был необходим начальный капитал. Супруги нашли в сети благотворительный фонд «Наше будущее» и победили в конкурсе проектов социального предпринимательства. Фонд дал беспроцентный кредит в один миллион; 400 тысяч вложила сама семья Васильевых, и в начале июня 2012 года названная в честь супруги парикмахерская «Надин» открыла свои двери в первый раз.

Как бюрократия заставляет себе кланяться

Надежда стала администратором, а Кирилл – владельцем, сменив профессию инженера производственных систем на частное предпринимательство. У салона есть номер для СМС-записи на стрижку. Если приходит сообщение, его читает Надежда. Если телефонный звонок – вызов переадресовывается на Кирилла. Из всех сотрудников он единственный, кто может свободно говорить с клиентами по телефону.

В два года Кирилл заболел гриппом, осложнение пошло на ухо, и в результате 95% слуха были утрачены. Но слуховой аппарат компенсирует потерю настолько, что по акценту почти невозможно понять, что социальный предприниматель плохо слышит. Два года Кирилл ходил по кабинетам чиновников и оформлял все необходимые бумаги. Не всегда в кабинетах могли понять, что он слабослышащий и раздражались в ответ на его просьбы. «Приходишь в контору, а там стекло и в нем узкое окошко внизу — звук рассеивается. Приходится наклоняться к самому окну, чтобы расслышать, что тебе говорят, — объясняет Кирилл. – Все равно не слышишь, и просишь написать на бумажке. А люди не понимают и злятся». Еще одним препятствием стали длинные столы, которые обычно отделяют чиновника от просителя. «Он на том конце стола сидит, его там и видно-то плохо, не то что слышно», — шутит Кирилл.


Косметологический кабинет


Елена, мастер маникюра/педикюра


Кирилл Васильев с супругой Надеждой. Особенность социальных предпринимателей в том, что они не скрывают секретов своего бизнеса и готовы делиться ими с другими


Проект можно с полной уверенностью назвать социальным предпринимательством, потому что он направлен на решение проблемы трудоустройства инвалидов по слуху и может быть перенят всеми желающими

Эту ситуацию социальный предприниматель объясняет отставанием в менталитете от Запада, где инвалиды по слуху уже давно включены в жизнь общества. «У меня брат в Голландии работает, — приводит Васильев пример в доказательство своих слов. – Один раз он нарушил правила, и попытался перед полицейским прикинуться глухим. Обычно его отпускают – что взять с инвалида. А голландский полицейский на жестовом языке объяснил, что брат нарушил закон и придется заплатить штраф. У них полицейских в обязательном порядке обучают языку жестов».

Дальше будет автомойка

Среди клиентов парикмахерской не только инвалиды по слуху, но и просто жители соседних домов. Сначала некоторые люди напрягаются из-за акцента или просьбы повторить свою фразу. Но потом понимают, что работники слабослышащие, и дальше все идет как обычно. Рядом есть несколько парикмахерских, но в одной стрижка стоит 60 рублей, а в другой – больше тысячи. Свою ценовую политику салон определяет как «чуть ниже среднего», так что парикмахерская находит своего клиента. Модельная стрижка мужчинам обойдется в среднем в 450 рублей, инвалидам по слуху — скидка 10%. В салоне работают пять человек – два мастера, и трое учеников. Мастера постепенно обучают новичков тонкостям своего искусства. Все работники – инвалиды по слуху. В будущем Кирилл Васильев планирует наладить сотрудничество с интернатами для глухих и обучать его выпускников.

Если все пойдет так же, как сейчас, то через полгода парикмахерская выйдет на окупаемость и начнет приносить прибыль, которая частично пойдет на погашение кредита. Штат будет увеличен до восьми человек. В планах на будущее – сделать проект сетевым и открыть такие парикмахерские по всей Москве. Затем Кирилл Васильев надеется открыть автосервис и автомойку для глухих. «Многие слабослышащие хотят работать в этой области, — объясняет свой выбор социальный предприниматель. – Чтобы открыть собственное производство, нужны слишком большие начальные инвестиции, поэтому приходится ограничиться сферой обслуживания».

Стричься было страшновато

Я решил опробовать качество услуг на себе парикмахерской. Сначала было немного страшно – вдруг скажешь мастеру слишком тихо или слишком громко, или как-то обидишь его своим отношением. Я стеснялся лишний раз сказать – где покороче, а где подлиней. Но потом я примерно понял – как надо говорить, приспособился, и общение стало более непринужденным. Чтобы объяснить Татьяне какую стрижку я хочу, не нужно кричать, достаточно просто говорить не очень быстро и оставаться в поле ее зрения. У мастера стаж больше 18 лет и поэтому она понимает, чего я хочу с полуслова. Конечно, поговорить за жизнь, как в ближайшей к дому парикмахерской, у нас не получилось. Но первоначальная неловкость в общении полностью сгладилась, и мы могли говорить не только о стрижке. Я объяснил Татьяне, что очень придирчив к стрижке и обычно недоволен результатом. Но в этот раз постригли даже лучше, чем стригут рядом с домом. А цена оказалась примерно такой же.

Адрес салона-парикмахерской «Надин»: ул. Беломорская, дом 20, корп.1.
Сайт http://salon.deafnet.ru/
SMS: 89151006679
ICQ: 635254960
Email: salon-nadin@mail.ru