«Люди уходили от нее цветущими и полными сил»: памяти Елены Рыдалевской

23 декабря ушла из жизни исполнительный директор фонда «Диакония» Елена Рыдалевская. Воспоминаниями о ней делятся друзья и соратники

«Если бы хоть малая толика христиан была такими!»

«Каждым днем своей жизни она доказывала, что христианство актуально, – говорит протоиерей Георгий Митрофанов, знавший Елену Евгеньевну более четверти века. – Как священник и прихожанка мы вместе прошли долгий путь духовного становления России – 1990-е, нулевые и десятые годы. Мы вместе переосмысляли и принципы своего мировоззрения, и обстоятельства жизни страны».

Елена Евгеньевна Рыалевская

Елена Рыдалевская – врач-нарколог, исполнительный директор благотворительного фонда «Диакония», соавтор книги «Не умру, но жив буду» и одноименного фильма о реабилитации наркозависимых в Свято-Георгиевском приходе Иваново-Вознесенской епархии.
27 ноября 2009, во время теракта в поезде «Невский экспресс», Елена Рыдалевская, которая ехала в одном из незатронутых взрывом вагонов, оказала первую помощь более чем 20 раненым.
Вы можете помочь фонду «Диакония» в память о Елене Рыдалевской.

«Елена Евгеньевна являла для меня образ православной христианки, которая живет ответственно и осознанно.

В жизни ее были тяжелые переживания и даже кризисы, что естественно для человека живого, неравнодушного и мыслящего. Проходя через эти кризисы веры, она развивалась, и люди вокруг нее видели живую церковную жизнь».

«Я бы отметил в ней удивительное, редко встречающееся сочетание серьезной церковности (способности действовать по послушанию, быть внимательной к мнению духовника и священников) с умением руководить и самостоятельно развивать организацию, – добавляет протоиерей Александр Степанов, работавший вместе с Еленой Рыдалевской в фонде «Диакония». – Ей была свойственна глубина вероисповедования, которая ежеминутно проявлялась на практике. И при этом у нее был удивительно позитивный жизненный настрой».

В работе она была настоящей диакониссой

Елена Рыдалевская стояла у истоков церковной помощи людям, страдающим различными видами зависимости.

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий (Кондратьев), член общественного совета при ФСКН России, глава Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по благотворительности и социальному служению говорит, что именно Елена Рыдалевская привела его к теме зависимостей. «Много лет мы оставались очень близкими людьми. До последних дней у нас были совместные планы, которые теперь, к сожалению, не исполнятся. Мне будет очень ее не хватать – и человечески, и профессионально. Заменить ее сложно», – добавляет епископ.

Протоиерей Максим Плетнев, руководитель программы помощи зависимым «Фавор», также познакомился с Еленой Евгеньевной еще 1990-е. «Была такая организация «Возвращение», – один из первых реабилитационных центров в России, – рассказывает он. – С 1998 года я окормлял «Возвращение» как духовник, а Алена была руководителем реабилитационного центра.

К ней всегда можно было обратиться за помощью. Помню, когда меня только назначили руководителем координационного центра помощи зависимым, я связался с ней. Я был третьим священником в храме, у меня не было ни спонсоров, ни сотрудников, ни своего прихода, который мог бы быть базой – и тут координационный центр! Приходилось создавать все с нуля. Мы с Еленой встретились, и я услышал множество добрых советов и слов поддержки».

Отец Максим отмечает, что Елена умела тонко подбирать сотрудников, многие в «Диаконии» даже называли ее «мамочкой» – такие были отношения в коллективе. То же было в отношениях с подопечными – например, человек попадал в «Диаконию» на инвалидной коляске, а уходил цветущим и полным сил, с надеждой на новую жизнь.

Вообще все нынешний проекты по реабилитации — авторские, поясняет священник. Существует общая схема, но каждый руководитель привносит что-то свое. Например, «Диакония», в отличие от многих программ, – центр низкопороговый, туда человек может приехать, даже еще не оправившись до конца от алкоголя. «Во многих программах реабилитации человек сначала пару месяцев проходит мотивационный центр, и только потом его берут на реабилитацию, а в «Диаконии» подопечного просто сажали на небольшой карантин, и дальше он быстро включался в работу», – добавляет он.

«Я всегда говорил, что Лена была настоящей диакониссой, – вспоминает Роман Прищенко. – У нее была диаконическая харизма, и, чтобы реализовать этот дар от Бога, она себя просто не щадила. Каждый раз, когда мы встречались, я говорил: «Надо заботиться о себе!» В ответ она только смеялась.

«Смотрела на людей по-евангельски»

«Всю свою жизнь она посвятила наркозависимым, бездомным и ВИЧ-инфицированным, – говорит протоиерей Александр Степанов. – С одной стороны, это было очень материнское отношение к людям, с другой – удивительная трезвость – умение организовать, построить, поставить. Другого такого человека я, честно говоря, не знаю.

Более комфортного человека для сотрудничества трудно было найти! Ко всему, что ей говорили, она всегда относилась со вниманием, ей было абсолютно чуждо «искание своего». И это при том, что она была несомненным лидером».

«Она видела людей подлинно евангельски, особенно страждущих», – добавляет протоиерей Георгий Митрофанов.

«Елена Евгеньевна была, с одной стороны, очень легким человеком, а с другой — очень глубоким, – отмечает Роман Прищенко. – И в этой глубине можно было черпать, черпать и обогащаться. Она знала меня в мои тяжелые времена, и помощь от нее всегда была очень ненавязчивой. Такую помощь было легко принимать».

«Голгофа пройдена, надеемся на Воскресение!»

«Когда диагноз Елены Евгеньевны был еще только под подозрением, у нас произошел разговор о том, насколько она готова к своей кончине. Это не значит, что она хотела умереть – напротив, ей было интересно жить. Но у нее была христианская готовность к смерти – это очень редкое качество, я утверждаю это как священник кладбищенского храма, – рассказывает протоиерей Георгий Митрофанов. – Неделю назад, когда ее состояние серьезно ухудшилось, я читал над ней чинопоследование «егда человек долго страждет».

Я молился о непостыдной и мирной кончине православной христианки, и когда дочитал, по ее рукопожатию понял, что она готова принять смерть, о которой мы когда-то говорили».

«Это была праведная кончина, и есть большая надежда на милость Божию, потому что Алена была настоящим человеком и христианкой, – говорит протоиерей Максим Плетнев. – У каждого человека должна быть своя Голгофа и своя Пасха. По течению ее болезни я знаю, что Елена Евгеньевна Голгофу прошла. Будем надеяться на Воскресение!»

Фотографии предоставлены БФ «Диакония»

Фонд «Диакония» помогает бездомным, зависимым, ВИЧ-инфицированным, а также людям в тяжелой жизненной ситуации.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?