Отвержение. Жалость. Милосердие: из истории отношения к особым людям

История отношения общества к особым людям. Этой актуальной сейчас теме посвятил свое исследование санкт-петербургский арт-психотерапевт Александр Колесин

Люди с различными умственными и физическими отклонениями рождались во все века человеческой истории после грехопадения. Это и понятно, ведь любая болезнь – следствие поврежденной грехом человеческой природы. Но вот отношение общества к этим людям менялось.

Этим изменениям посвятил свое исследование санкт-петербургский арт-психотерапевт Александр Колесин. В своем интервью он подробно рассказывает о тех исторических документах, на которые он обратил внимание после того, как задумался над темой особых людей в различных культурах.

– Каковы, на ваш взгляд, истоки базовых моделей общественного отношения к особым людям?

– Александр Колесин: История социальной защиты особых людей – это история непрерывного изменения отношения к ним как представителям социума, рода, семьи. По немногочисленным письменным источникам реконструируются утилитарные установки архаических обществ в отношении людей с нарушениями физического, сенсорного, интеллектуального, психического развития. В учебниках и энциклопедиях, в научных и популярных публикациях по истории благотворительности тиражируются рассказы о том, что в древней Спарте хилых младенцев бросали в пропасть, законодательство Древнего Рима не распространяло на слепых и глухих людей право наследования имущества, дети-калеки подвергались общественному и государственному остракизму в Древнем Египте и государствах Месопотамии.

В античных полисах к людям с врожденными увечьями относились как к неполноценным, независимо от того, какой политической модели придерживалось общество – тоталитарной (например, спартанская традиция умерщвления физически неполноценных детей) или демократической (афинское законодательство предписывало выявлять неполноценных детей в момент рождения, отделять их от здоровых и оставлять на произвол судьбы).

Чтобы понять эти установления, надо помнить, что в античных представлениях ребенок принадлежал не семье, а городу-полису или роду (римская familia). В свою очередь, государство (в лице совета старейшин или жрецов-авгуров) наделяло биологических родителей правом воспитать ребенка. Если рождался мальчик, то необходимо было воспитать будущего воина-защитника, если рождалась девочка, то воспитывали будущую мать-продолжательницу рода. Родители были обязаны вырастить этого ребенка, воспитать его в традициях государства, научить профессиональным занятиям. Если же в семье рождался увечный ребенок, из которого не мог получиться полезный член общества, то его советовали умертвить. Греческие философы Платон по евгеническим соображениям, а Аристотель по экономическим – одобряли опыт Спарты. «Пусть в силе будет тот закон, – писал Аристотель, – что ни одного калеки ребенка кормить не следует». Римский стоик Сенека утверждал: «Мы убиваем уродов и топим детей, которые рождаются на свет хилыми и обезображенными. Мы поступаем так не из-за гнева и досады, а руководствуясь правилами разума: отделять негодное от здорового».

Я повторяю общие места из истории дефектологии, но хочу обратить внимание на малозаметный факт. Родителям особого ребенка советовали отделаться от «негодного» ребенка, но за ними оставляли право не следовать этому совету. Если у них было достаточно средств, то они могли выкормить этого ребенка и содержать его до самой смерти. Это очень важное свидетельство – даже дохристианские общества не отнимали у своих членов право на милость сердца. При этом все понимали, что у такого спасенного ребенка было мало шансов на полноценные гражданские права в будущем. Любопытно отметить, что умственно отсталых людей в правовом пространстве Античности практически не существовало.

Подобным отношением к особым людям пропитаны тексты из ветхозаветной еврейской истории, содержащие много негативных упоминаний о людях с инвалидностью. Например, в Главе 21 Книги Левит говорится, что человек, «у которого на теле есть недостаток, не должен приступать, чтобы приносить жертвы Господу; недостаток на нем, поэтому не должен он приступать, чтобы приносить хлеб Богу своему» (Лев. 21, 21).

Новая страница истории социальной защиты особых людей началась после земного Пришествия Богочеловека. Отцы неразделенной Церкви, восточные пустынножители, святители первых веков оставили бесценное сокровище – святоотческую литературу, пронизанную светом милосердного служения особым людям. Христианизация населения мировой Римской Империи и варварских народов Старого Света породила многочисленные культурные варианты отношений к особым людям, в которых переплелись старые языческие традиции, ветхозаветный догматизм и новое христианское мироощущение.

Западноевропейская христианская цивилизация выработала устойчивую религиозно-догматическую установку, которая четко прописывала место и значение особого человека в земном мире. Квинтэссенцией католического вероучения о природе инвалидности является книга Якова Шпренгера и Генриха Инститориса «Молот ведьм». Согласно этому авторитетному источнику средневековой богословской мысли, колдовство ассоциировалось с инвалидами, а матери, родившие инвалидов, сжигались на кострах как ведьмы. Приведу некоторые тексты.

«Если спросят, случаются ли при помощи демонов подмены детей и может ли демон переносить с места на место людей, даже против их воли, то на первый вопрос нужно ответить утвердительно, ибо и Вильгельм Парижский, в последней части сочинения “О Вселенной”, говорит, что при попущении Божием демон может подменить ребенка и перенести с места на место. Такие дети всегда ужасно плачут, и молока четырех или пяти матерей едва ли хватило бы накормить их; они нисколько не толстеют, но делаются необычайно тяжелыми. Из-за чрезмерного ужаса, какой они могут испытать, матерям этого не следует ни утверждать, ни отрицать, но указывать, чтобы они искали совета у сведущих людей. Бог же допускает подобное за грехи родителей, когда, например, мужья проклинают своих беременных жен, говоря: “Хотел бы, чтобы ты черта носила” и подобное; нечто подобное иногда произносят и несдержанные женщины» (Я. Шпренгер, Г. Инститорис. Молот ведьм // Амфора, 2007 – с. 41: Глава III. О способе, коим ведьмы переносятся с места на место).

«Бывают еще другие ужасные попущения Господни: у матерей отнимают родных детей и подкидывают чужих. Некоторые из этих подкидышей всегда остаются тощими и плачут. Четыре мамки не в состоянии утолить голода этих детей. Другие дети появляются на свет через посредство демонов-инкубов. Эти демоны, как известно, не являются их отцами. Их отцы – это те, чье семя получили демоны в облике суккубов. Таких детей демоны подкидывают матерям, унося родных детей этих последних. Случается также, что демоны являются мамкам во сне и, принимая облик грудных детей, совершают с ними половое соитие.

Почему все это допускается Божьей любовью? На это имеется два основания:

1) потому что родители слишком сильно любят детей; на пользу таких родителей и совершается подобное;

2) потому что женщины, с которыми это происходит, в большинстве случаев суеверны и совращались уже демонами до того много раз.

Так же как ревнивый муж не может терпеть даже признаков прелюбодеяния, так и Христос, искупивший таких суеверных женщин своей драгоценной кровью и обручившийся с ними через веру, не может терпеть даже признаков их прелюбодеяний с демоном, с противником спасения. Нет поэтому ничего удивительного в том, что у таких женщин выкрадываются их собственные дети и подкидываются дети, зачатые в прелюбодеянии» (Я. Шпренгер, Г. Инститорис. Молот ведьм // Амфора, 2007 – Стр. 70: Глава VIII. Некоторые сокровенные средства против некоторых тайных искушений дьявола).

В 2010 году на семинаре «Социальной школы КАРИТАС», посвященном изменениям отношения общества к людям, имеющим инвалидность (на примере Германии и России), я познакомился с одним из крупнейших ныне здравствующих специалистов по истории социальной работы профессором Бодо Шуманом. Доктор Бодо Шуман, педагог, исследователь, основатель и бывший руководитель Эльбских мастерских для инвалидов в Гамбурге предложил нам в ходе дискуссии поработать с переводами немецких текстов, относящихся к 20-м годам XX столетия. Эти документы указывают на истоки проводимой в Третьем Рейхе тотальной и утопической программы чистки нации.

Я задал профессору Шуману несколько вопросов. Первый из них: не является ли марксисткой пропагандой упоминание в учебниках по истории социальной работы того факта, что основатели протестантизма относились к умственно-отсталым людям, как неким объектам, недостойным жизни? На что профессор Шуман, трижды в разных вариантах возвращаясь к этому вопросу, подтвердил, что это не пропаганда и не ошибка, что это действительно так. Рождение особого ребенка воспринималось тем же Лютером, как проявление сатанинского влияния на человеческое сообщество.

– Но ведь в Третьем Рейхе это появилось в том варианте, как было у язычников в Древней Спарте, то есть подход был утилитарный. Какая же тут связь с представлениями основателей протестантизма?

– А. К.: В конце XIX – начале XX веков в среде протестантских теологов и врачей-позитивистов сформировалось направление, которое было связано с телеологией и евгеникой. Именно в этой среде появилось представление о том, что особые люди – прежде всего душевнобольные и умственно отсталые – потребляют такое количество энергоресурсов и отвлекают на себя такое количество энергии обычных людей, что общество и государство в периоды социальных потрясений должны от них избавляться. Сторонники евгеники ратовали за улучшение качества «рода человеческого» за счет селекционного отбора путем изоляции и стерилизации людей с физическими недостатками (особенно врожденными). Тогда же появилось словосочетание «жизнь, недостойная жизни». Собственно, о правильном переводе этого термина и был мой второй вопрос. Все участники семинара получили переведенные на русский язык фрагменты книги К. Биндинга и А. Хохе «Разрешение на уничтожение жизни, недостойной жизни. Его масштаб и его форма». Эта публикация совместной работы доктора Карла Биндинга (1841-1920), профессора, преподавателя уголовного и государственного права, и Альфреда Хохе (1865-1943), профессора, психиатра (и сына священника), осуществленная в 1920 году огромным тиражом и распространенная в виде отдельной брошюры по всей Германии. Вот несколько цитат из этого труда. Обратите внимание на год публикации этой работы, ведь до прихода Адольфа Шикельгрубера к власти еще долгих 13 лет. И, наконец, сопоставьте профессию и происхождение одного из авторов с содержанием его научного исследования.

«Есть ли человеческие жизни, которые настолько сильно потеряли свои свойства в качестве экономического блага, что их продление надолго потеряло всякую ценность как для носителей жизни, так и для общества? Нужно лишь задать его (вопрос), и тяжелое чувство поднимается в душе каждого, кто привык оценивать стоимость отдельной жизни для ее носителя и для совокупности. Он с болью наблюдает, как расточительно мы обращаемся с самой ценной, наполненной сильнейшей волей к жизни и самой большой жизненной силой, с самой жизнью и в каких масштабах мы часто так бесполезно проматываем рабочую силу, терпение, имущество лишь для того, чтобы так долго сохранять жизнь, недостойную жизни, пока природа – часто так безжалостно поздно – не лишит ее последней возможности продления».

«Так тягостно представлять, что целые поколения ухаживающего персонала стареют рядом с этими пустыми человеческими оболочками, многие из которых достигают возраста 70 лет и старше. Вопрос, оправданы ли необходимые во всех направлениях для содержания этих категорий балластных личностей издержки, был не актуален в былые зажиточные времена, но сейчас все изменилось, и нам следует серьезно им заняться».

«У них (людей с тяжелыми нарушениями) нет воли ни чтобы жить, ни чтобы умереть. Так что с их стороны не будет какого-либо заметного согласия на умерщвление, с другой стороны, оно (умерщвление) и не столкнется ни с какой волей к жизни, которую пришлось бы переламывать. Их жизнь абсолютно бесполезна, но она не кажется им невыносимой. Для их родных, как и для общества, они являют собой ужасно тяжелый груз. Их смерть не создает ни малейшей бреши – кроме как, может быть, в чувствах матери или верной сиделки. Поскольку они нуждаются в большом уходе, то создают повод к существованию человеческой профессии, задачей которой является протянуть на годы и десятилетия жизнь, абсолютно недостойную жизни».

«Акт исполнения должен быть результатом изъявления свободного сострадания к больному, а умерщвление должно восприниматься как избавление, по меньшей мере, для него».

Я не буду давать свой комментарий к этим текстам, каждый читатель может самостоятельно исследовать собственные мысли по поводу аргументов немецких ученых. Постарайтесь вдуматься в мотивацию Биндинга и Хохе, не напоминает ли она высказывания наших современных медицинских авторитетов и публичных политиков? (См., напр., высказывание академика Андрея Ивановича Воробьева http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=2&s=61&id=5977).

– В обыденном сознании протестантизм воспринимается, как реакция, в том числе, на жесткости средневекового католицизма, на инквизицию…

– А. К.: Как это ни парадоксально, но еретиков, сожженных Кальвином и Цвингли, не меньше, чем жертв инквизиции. В Швейцарии костры, на которых протестанты сжигали католиков, пылали несколько десятилетий. Мартин Лютер, основоположник протестантизма, опираясь на авторитет Ветхого Завета и говоря о детях с врожденными нарушениями, сказал: «Отнесите слабоумное дитя к реке и утопите его». Наряду с Цвингли, Кальвином и Меланхтоном, Лютер полностью поддерживал жесткое отношение католического богословия к инвалидам, хотя с некоторыми отличиями в мотивации. Реформационное обращение к ветхозаветному тезису о личной или родовой вине человека за врожденные дефекты в сочетании с представлениями о природной греховности тварного тела отозвалось через триста лет медико-гигиеническими установками. На мой взгляд, евгенические теории конца XIX – первой половины XX вв. в европейской позитивистской медицине и социологии явились синтезом утилитарных установок языческой древности и ригористических установок ветхозаветного иудаизма.

Профессор Шуман приводил нам данные опроса населения Веймарской республики – большинство немцев уже в начале XX столетия признали, что есть «жизнь, недостойная жизни». Гитлера можно обвинить в чем угодно, только не в том, что он сам придумал теорию эвтаназии, программу этнических чисток или отличался повышенной мизантропией. Адольф Гитлер приступил к планомерному разрешению наболевших социальных проблем, исполняя волю единого немецкого народа, в том числе, по вопросу генетической чистки нации. По данным Бодо Шумана, в 1930-е годы до 75% родителей детей-инвалидов были согласны с усыплением своих детей. Это были люди, воспитанные эпохой континентальных конфликтов, первой мировой войны, революционных потрясений 1918 года, гражданской войны, унижений от инородцев и погрома Германии с помощью версальского мирного договора. А теологическая подоплека уже была готова, ведь протестанты составляли половину населения Германии.

Во время правления нацистов в период с 1933 по 1945 год кроме общечеловеческих потерь, составивших 54.800.000 человек, жертвами террора стали люди с ограниченными возможностями. «Акция Т 4» получила свое название по адресу: Тиргартенштрассе, 4 в Берлине. Там тогда располагалась компания, которая по всей Германии организовывала умерщвление нежелательных людей и депортацию в концентрационные лагеря.

«Программа умерщвления “Т-4” – официальное наименование евгенической программы немецких национал-социалистов по стерилизации, а в дальнейшем и физическому уничтожению душевнобольных, умственно отсталых и наследственно больных. В дальнейшем в круг лиц, подвергавшихся уничтожению, были включены нетрудоспособные лица (инвалиды, а также болеющие больше 5 лет). Вначале уничтожались только дети до 3-х лет, затем все возрастные группы». Более подробно об этой программе написал Микаэль Кранах в статье «Уничтожение психически больных в нацистской Германии в 1939-1945 гг. («Независимый Психиатрический Журнал» № 3, 2006).

Итоги «Акции Т 4» для людей с ограниченными возможностями:

400 000 инвалидов подверглись принудительной стерилизации;

в ходе так называемой «Детской акции» до 1941 года были умерщвлены около 5000 детей-инвалидов;

в ходе так называемой «Акции Т 4» были убиты около 80 000 взрослых инвалидов;

в период так называемой «Дикой эвтаназии» между 1941 и 1945 годами были уничтожены от 100 000 до 275 000 инвалидов.

– Как вообще могло получиться, что в недрах христианства появилась такая теория и практика? Что ответил профессор Шуман?

– А. К.: Разногласия между католиками и протестантами более серьезные, чем между католиками и православными, именно в отношении особых людей. Отношение к особым людям в протестантизме выросло из так называемого протестантского ригоризма. То есть это невосприимчивость к оттенкам, к цветам мира, непризнание в этом мире полутонов – есть только белое и черное. Вот в этой жажде пуризма (чистоты), возвращения к простоте апостольской Церкви протестанты обнаружили в себе нечто потрясающее: человек сам себя объявил мерилом добра и зла, красоты и безобразия. У православных и католиков таким мерилом является только Бог.

И еще одна черта протестантизма: противоестественный пиетет перед Ветхим Заветом и буквалистское восприятие Евангельских текстов. При этом они не замечали очевидного. Вспомните историю исцеления слепого – когда ученики спрашивают Господа об этом человеке – он ли согрешил или родители его, а Господь отвечает, что ни слепой не согрешил, ни родители его, а это для того, чтобы на нем явилась дела Господни.

Уроки Второй Мировой войны не прошли даром, сейчас протестантские церкви Германии одни из самых активных общественных структур в сфере общественного служения. Так протестанты осознают свой исторический долг и платят по своим долгам. Сегодня немецкое общество однозначно воспринимает режим Гитлера как антихристианский и языческий. Нация понимает, что десятилетия войн и революций в первой половине XX века возвратили немецкий народ к утилитарным установкам архаических обществ, языческому отторжению особых людей, когда общество и государство решило не тратить материальные и душевные ресурсы на содержание людей, непригодных для процветания социума (полиса, семьи, рода, страны, партии, муниципального образования и т.п.). На мой взгляд, в нынешней России происходят процессы, напоминающие события столетней давности в постреволюционной Германии. И нам еще сто лет ждать осознания страшной вины и покаяния за собственное революционное мракобесие и коммунистические зверства XX века.

– Что же происходило у славян? Ведь они тоже были когда-то язычниками. Как повлияло отношение к особым людям древних славян на дальнейшее развитие заботы об этих людях в России?

– А. К.: Надеюсь подробно рассмотреть эти вопросы в отдельной беседе. Тем более, что отправными точками могут быть сравнения текстов «Молота ведьм», мифопоэтического наследия европейских народов (в особенности, восточных славян) и современной художественной литературы.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?