Открытое письмо добровольца

Мне кажется, что мы в некотором смысле бросаем добровольцев на амбразуру. Вот, например – я иду помогать лежачей бабушке. Как ей объяснить, что все, что я могу – приходить к ней на два часа раз в неделю. А ей нужно – каждый день и круглосуточно. А я не могу! И добровольцев в этом районе больше нет. Бабушка не понимает. Она ругается и плачет. А мне что делать? «Бороться с чувством вины?» Разве это по-христиански? Что делать, батюшка?

Участники передачи отвечали на звонки. Марина рассказала о том, как прошла неделя, о людях, которым необходима, где необходима помощь. Прозвучал репортаж из госпиталя им. Бурденко. В студию позвонила женщина, которой требовалась инвалидная коляска для родственницы. В студию немедленно позвонили и предложили коляску.

Наталья Шестиперова: Нам передали письмо одного из добровольцев и просили его зачитать в прямом эфире. Батюшка, я хотела бы попросить Вас это письмо прокомментировать:
Здравствуйте, отец Аркадий!
Недавно я была на волонтерском тренинге, который устраивала группа активистов и психологов по просьбам представителей нескольких фондов. Добровольцев разных фондов в Москве становится все больше, недавно они встретились, чтобы обменяться опытом и побольше узнать о людях, которым они помогают. Эти занятия оказались полезными. Другой подход поставил некоторые вопросы, на которые я не могу ответ. Потому и пишу Вам.

Мне кажется, что мы в некотором смысле бросаем добровольцев на амбразуру. Надеемся, что человек сам справится со всеми психологическими проблемами, которые на него обрушились, а не справится – сходит в церковь, исповедуется, причастится и ему станет легче. И получается, что кроме тяжести собственных грехов на человека обрушивается дополнительное чувство вины – не смог помочь, пообещал больше, чем мог сделать, не смог выделить время, занимался собственными делами…

o. Аркадий: Ну, тут я не могу согласиться. Мы специально устраиваем передачу, дорогие добровольцы, если у вас есть какие-то психологические проблемы. Кроме того, всегда есть возможность встретиться со мной. Марина, что скажете?

Марина Васильева: Ко мне добровольцы обращаются не с психологическими проблемами, а с конкретными ситуациями.

НШ: Недавно был случай, когда женщина-доброволец несколько переоценила свои силы, она мне позвонила и сказала, что не сможет больше ходить к своей подопечной.

о.А: С этой женщиной обязательно нужно поговорить. Но вот у тебя, Наташа, ведь не было стресса, когда ты проехалась с автобусом Милосердия, который помогает бездомным? Ты говорила, что у тебя даже одежда пропахла этим специфическим запахом.

НШ: Нет. У меня был стресс, когда я увидела, как относятся к бездомным в больницах.

о.А.: У нас был случай, когда послали журналистку журнала «Нескучный сад» к бомжам на помойку. Для нее это, конечно, был сильнейший стресс.

НШ: Мне кажется людям не всегда удобно об этом говорить…

о.А.: Давайте вернемся к письму.

Вот, например – я иду помогать лежачей бабушке. Как ей объяснить, что все, что я могу – приходить к ней на два часа раз в неделю. А ей нужно – каждый день и круглосуточно. А я не могу! И добровольцев в этом районе больше нет. Бабушка не понимает. Она ругается и плачет. А мне что делать? «Бороться с чувством вины?» Разве это по-христиански?

МВ: На мой взгляд, тут две проблемы – проблема эмоций. То есть, если вы идете к лежачей бабушке, вы должны быть уже подготовлены и не стоит дополнительно нагнетать напряжение. Никто изначально не ставить целью вас замучить, наоборот мы стараемся организовать работу так, чтобы это было полезно и Вам и Вашим подопечным.
В описанном случае нужно поговорить с координатором округа. Верьте в людей: среди них – очень много хороших!

о.А.: Да, действительно, Марина, люди откликаются. А нам не стоит забывать о первой заповеди – любить Бога. Человек должен свою жизнь устраивать по воле Божьей. Ведь когда человек впадает в панику, начинает унывать – это в какой-то степени недоверие к Богу. Скорби и болезни попускаются Богом и для этого есть причины. Но это не значит, что мы должны говорить «Бог тебе подаст». Мы должны трезво рассчитывать свои силы. Важно быть смиренным в делании добра. Как понять, где твой предел? Можно посоветоваться с человеком более опытным – со священником, с координатором, с духовником. Если такого человека нет, нужно начинать понемножку, чтобы опытно понять, что тебе по силам. Конечно, могут быть трудные ситуации, когда человек впадает, в уныние оттого, что не может все сделать, но постепенно человек растет или отказывается оттого, что он берет на себя сверх силы. Знаете, есть такие слова: «На крест не напрашиваются, но от креста не отказываются». Если вы получили благословение кому-то помогать, нужно это делать.

На тренинге разыгрывали разные ситуации – волонтеры приехали в детский дом и разговаривают с директором, детьми и другими волонтерами. Чему учили? Например, учили говорить «нет». Ситуация – ребенок из детдома просит номер телефона, координатор просит приехать, а я не могу, просят разместить у себя приезжего из другого города с больным ребенком «на неделю, не больше». Устанавливать границы. Оградить себя – свое время, свою семью. Мы все это делаем, так или иначе. Приходится даже врать. Врать – стыдно, помочь – не можешь, не по силам…Что делать, батюшка?

o.A: Я думаю, что врать не нужно, но и не всегда человеку нужно говорить всю правду. Можно честно сказать: я не могу этого сделать. Вы же не великие святые, чтобы позволить у себя жить бездомным. Разыгрывать эти ситуации? Не знаю, насколько это может помочь в реальной жизни.

MB: Мне кажется, в этом есть некоторый смысл. Это помогает продумать реакцию в конкретной ситуации. Я не уверена, что все, что дают в деситичасовом тренинге может встретиться в жизни добровольца.

НШ: Так можно ли давать свой телефон?

о.А.: Я думаю, это очень опасно – давать незнакомым людям свой телефон. Делая добро нужно быть осторожным.

Среди прочих заданий было такие – на полу раскладывали листы с надписью «бомж» «больной ребенок» «старик» «заключенный» и т. Д. Человек должен был переходить от листка к листку и рассказывать, что, по его мнению, чувствует каждый из этих людей и чего ждет от тех, кто придет ему помогать. Оказывается, мы не очень хорошо представляем, что за люди наши будущие подопечные, чего они от нас хотят, и что мы можем им дать. Например, люди искренне считали, что бомжи и заключенные прежде всего хотят «духовного роста».

o.A. Такая проблема действительно существует. Бомжи прежде всего хотят поесть, одеться, многие из них хотят выпить… Поэтому проповедовать им какие-то высокие истины было бы не совсем уместно. Но явить им свою любовь, конечно же, нужно. Нужно их накормить, позаботиться, перевязать раны. Многие из них нуждаются в том, чтобы их отправили домой. Одинокие люди тоже больше всего хотят, чтобы с ними говорили, о них заботились, Выполняли какие-то их капризы. Многие одинокие люди к старости становятся странными. Нужно это иметь в виду. Так что все это правильно.

MB: Мы в нашей школе добровольцев тоже рассказываем об особенностях работы с разными категориями людей, в различных учреждениях.

И еще – все хотели помогать детям, это психологически проще и комфортнее. Старики, бомжи заключенные, больные – слишком тяжело. Но они, по крайней мере, говорили об этом честно. Православный человек должен делать добрые дела. Получается так – детям помогают многие, старикам и инвалидам помощь нужнее, заявок больше, что делать? Или, если дети очень больные, как в ПНИ. Им нужна моя помощь, а я…

o.A.: Да, это так. Дети вызывают большее сочувствие. Мы, когда открывали детские дома (у нас их два), думали, что никогда не будем нуждаться, спонсоры наперебой предлагали свою помощь. Но сейчас нам пожертвований не хватает. Но на детей найти помощь легче, это правда. А на детей-инвалидов – сложнее. Все хотят идти просто в детский дом. Есть такой образ сироты, он сейчас тиражируется, мы его видим на плакатах – такой ангелочек, который готов откликнуться на любовь. Это не всегда соответствует действительности. Об этом конечно, нужно знать добровольцам и мы в своей школе об этом рассказываем. Но мы не заставляем помогать тем, кому люди помогать не хотят. Но бывает так, что люди, которые пришли помогать детям, начинают помогать инвалидам, старикам. Вот так было у нас – когда интернат перепрофилировали, некоторые сестры милосердия там остались и начали помогать старикам.

Было еще такое задание – определить дистанцию – я стою, ко мне по очереди приближается бомж, старик и ребенок. То есть, конечно, люди просто держат перед лицом бумажки с этими надписями. Когда мне становится некомфортно, (нехристианское слово, я понимаю), я говорю «стоп». Таким образом, выясняю пределы своей терпимости и любви. У всех получилось примерно одинаково – бездомный остался стоять далеко, старика подпустили чуть ближе, ребенка спокойно погладили по голове.

Я пару раз работала в больнице святителя Алексия, училась, чему могла у сестер милосердия, которые хорошо понимали, как важно для человека, чтобы его погладили по голове. На этом тренинге я была единственным православным человеком. Обняла всех – и бомжа и старика и ребенка. Думаю, так сделали бы многие наши добровольцы. Но… все люди разные! Если человек не может преодолеть в себе брезгливость и пытается, старается это сделать, регулярно ломая свою себя – не будет ли у него срыва?

o.A.: Я уже как-то рассказывал об одной нашей сестре. Она погибла в автомобильной катастрофе в день освящения нашего храма над открытием которого она трудилась. Так вот у этой сестры, ее звали Оля, у нее была мезафобия, это не просто брезгливость, это психическое заболевание, с которым она успешно боролась, работая в больнице. Правда, она всегда очень тщательно, по-хирургически мыла руки. Так что с Божьей помощью можно преодолеть брезгливость.

НШ: То есть с брезгливостью нужно бороться? Вот если человек изначально хотел помогать детям, он десять лет помогает детям, а бомжи ему ближе не становятся, это плохо?

о.А.: Я думаю, что прикладывать какие-то специальные усилия могут только люди, которые стремятся к совершенству. Люди святые или, может быть, еще молодые. К старости человеку трудно преодолевать привычки. Есть такой рассказ у Аввы Дорофея, как один человек пытался преодолеть в себе страх темноты. Ситуации бывают разные и по-разному нужно с ними бороться, зная свою меру и советуясь с более духовно опытным человеком.

И еще. Психологи настаивали – отдых необходим. Каждые два месяца две недели отдыхать от волонтерской работы. Обязательно, иначе сломаешься.

o.A.: Конечно, отдых необходим. В патерике есть рассказ про охотника, который увидел, что авва Антоний шутил со своими учениками – и соблазнился. Тогда старец сказал ему: положи стрелу на лук свой и натяни его. Он так и сделал. Старец говорит ему: еще натяни. Тот еще натянул. Опять говорит: еще тяни. Охотник отвечал ему: лук же сломается! Тогда старец говорит ему: так и в деле Божием; если мы сверх меры будем натягивать силы братий, то они скоро расстроятся. Посему необходимо иногда давать хотя некоторое послабление.
Часто отдых – это смена деятельности. Для церковного человека очень важно посещение церкви и участие в церковных таинствах. Это самое главное. Все наши дела строятся на том, что мы имеем общение со Христом. Господь – наша поддержка и покров.

MB: Даже если человек может прийти раз в две недели на два-три часа, это очень хорошо!

Сейчас добровольческих постов (мест, где постоянно помогают добровольцы) около 40.
Записаться в добровольцы можно по тел 107-70-01

Передача о добровольцах выходит на Радио «Радонеж» каждую пятницу.
Дорогие добровольцы! Звоните в студию, чтобы рассказать о своих радостях и проблемах!

Полностью прослушать или скачать передачу можно отсюда (формат mp3, вес 6,4 Мб)

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?