Отец полка

В дверях приюта «Солнцево» почетным караулом в новенькой военной форме стояли воспитанники. Лихо заломив голубые береты, они отдали честь прибывшим соперникам. Актовый зал забит, мгновенно по рядам пробежал шепоток: «Красносельские приехали, красносельские!» Гости в бутсах и защитных бушлатах, отдав честь караулу, прошествовали в актовый зал, с собой они принесли костюм химзащиты, противогаз и автомат Калашникова – необходимые для военно-патриотических соревнований предметы. Правда, автомат не пригодился, «солнцевские» не смогли выдвинуть свою кандидатуру для сборки-разборки оружия такого типа.

Год назад в журнале «Нескучный сад» мы рассказывали о социальном приюте для детей и подростков «Красносельский». В конце февраля этого года ребята из приюта вместе с директором, подполковником запаса Олегом Александровичем Алехиным ездили на военно-патриотические соревнования в социальный приют «Солнцево». Посмотреть за ходом соревнований и выяснить, что изменилось за прошедший год у «красносельских», отправилась корреспондент Милосердия.ru Екатерина СТЕПАНОВА.


В дверях приюта «Солнцево» почетным караулом в новенькой военной форме стояли воспитанники. Лихо заломив голубые береты, они отдали честь прибывшим соперникам. Актовый зал забит, мгновенно по рядам пробежал шепоток: «Красносельские приехали, красносельские!» Гости в бутсах и защитных бушлатах, отдав честь караулу, прошествовали в актовый зал, с собой они принесли костюм химзащиты, противогаз и автомат Калашникова – необходимые для военно-патриотических соревнований предметы. Правда, автомат не пригодился, «солнцевские» не смогли выдвинуть свою кандидатуру для сборки-разборки оружия такого типа.


Пока все рассаживались по местам, Олег Николаевич поделился своими размышлениями о программе военно-патриотического воспитания детей и подростков, оставшихся без попечения родителей: «Для нас важно не просто воспитать детей в военно-патриотическом духе, а помочь тем из них кто захочет сделать службу в армии своей профессией. 80% детей от 12 до 14 лет, а таких среди беспризорников большинство, ещё не имеют хронических заболеваний. Их не поздно реабилитировать и они могут стать настоящими защитниками Отечества. Но с каждым годом этот процент падает. Только 40% детей в возрасте от 14 до 16 лет могут служить в армии. Они уже получили хронические заболевания, у многих есть наркотическая зависимость, нарушена психика. А в возрасте от 16 до 18 – среди беспризорников остается только 20% ребят способных к армейской службе. Но тут ещё я не учёл, что многие из них к этому возрасту совершили какое-либо преступление. Так что и эти последние 20% можно смело делить на два. В наш приют в большинстве попадают дети из первой группы, с ними еще можно успешно работать.
У нас они изучают приемы самообороны, историю, строевую подготовку, строевую песню, но основным я считаю духовное воспитание. В этом возрасте ребята уже в состоянии понимать, что такое Родина. У детдомовцев очень сильно развиты патриотические чувства, очень сильно. Трудно это объяснить, но я думаю, что для сытого ребёнка из благополучной семьи Родина – она маленькая, это мама-папа, любимая машина, собака, квартира, дача – вот его Родина. А у этих Родина – вся страна, государство, ведь это оно сейчас заботится о них. Это чувство нужно развивать. Переходный возраст – самый сложный. На военных сборах, на выездах мальчишки видят перед собой военных офицеров – крепких, мужественных, умных людей. Нашим детям тоже хочется быть здоровыми и сильными. Это желание их намного быстрее реабилитирует, нежели если бы они сидели вышивали крестиком или шарфики крючком плели.




Теперь занятия по нашей программе проводятся и в других приютах. Особенно интересуются, если директор приюта мужчина и сам служил в армии. Наши воспитанники сняли про себя небольшой фильм, мы показываем его на сборах и в летних лагерях. Директор приюта «Солнцево» сам офицер запаса, подполковник ему понравилась наша программа, они тоже стали у себя заниматься военно-патриотической подготовкой. И сегодня уже вторые соревнования между воспитанниками наших приютов».
В соревнованиях участвовали четыре команды. Они состязались в строевом шаге, строевой песне, стрельбе из духового оружия по мишени.








Наряду с физической подготовкой строго оценивалась и интеллектуальная. Организаторы провели военно-историческую викторину. Ребята отвечали на вопросы: «Какое самое высокое воинское звание на флоте? Какие бывают виды автоматического оружия? В каком году была Сталинградская битва?» Судили соревнования два подполковника запаса – директоры обоих приютов и особый гость Игорь Владимирович Чмуров, герой Советского Союза. Ребята старались изо всех сил, но по количеству очков выиграли самые подготовленные – красносельские. Игорь Владимирович вручил победителям в четырех номинациях (по количеству команд) призы: радиоуправляемые машины, настольные игры, книги. После награждения красносельские под восторженный гул зрителей, вышли на площадку с показательным выступлением – продемонстрировали основные приемы самообороны, разбивали руками доски, отбивались от бандита с ножом.


«Молодая у меня команда-то, — не смотря на победу, посетовал Олег Николаевич, — перед Новым годом раздали всех наших старичков. 25 человек отправили по детским домам и по местам жительства. А этих гвардейцев набрали только после Нового года – зеленые еще. Только мы с психологом нашли подход к ребенку, пора отдавать в детский дом. И там все с начала. Поэтому мы решили подать документы на переименование нашего приюта в центр, тогда у нас и функции приюта сохранятся и можно будет создать группу длительного пребывания. Этот вопрос уже почти решен в нашу пользу. В непрофильных детских домах мы растим неких паразитов, не приспособленных к жизни, кидаем их из одного учреждения в другое. Ну не хочет парень там жить – никто же не вникает, почему он убегает восемь, десять раз из одного и того же детского дома! Почему не убегают у меня?! Значит, не смогли ему тех условий создать, в которых он хотел бы жить. Любого ребёнка детдомовского возьмите и спросите: «Почему ты не хочешь учиться?» А он скажет: «А для чего? У меня нет будущего». Его папа в институт не засунет – он это чётко понимает. Раньше была система ПТУ. Практически к каждому детскому дому были прикреплены два или три ПТУ, дети получали специальность. А сейчас что? Необходимо же давать ту специальность, с которой он реально сможет работать. И самое главное – чтобы он хотел этим заниматься. А в детском доме ему говорят: «Ты будешь каменщиком!», а может быть он – прирождённый художник.


К нашей военно-патриотической программе даже чиновники начали относиться серьезно. Уже ищем те воинские части, с которыми можно заключить договор о сотрудничестве. Мы будем воспитывать, рассказывать парню об армии, а в 16 лет он сам решит, хочет ли служить по контракту или выберет себе гражданскую профессию. Правительство пытается сделать нашу армию профессиональной, но как этого добиться, если в 18 лет ребята приходят в военкомат прокуренные, больные и самое главное, что они об армии ничего не знают. В лучшем случае думали, как от неё откосить, а то и просто ненавидят! Слишком много негатива пишут об армии в прессе. Безусловно, надо рассказывать о случаях дедовщины, судить виновных, но не всё так плохо. Я в армии 25 лет отслужил и во всех войсках побывал – и поверьте – там отношения часто гораздо лучше, чем на гражданке. Много говорят, что армия портит ребят, делает из них преступников. Но как можно так испортить за год-два человека, чтобы он стал подонком и предателем? Часто этот «дед» таким уже в армию приходит, ведь кто-то его до 18 лет как-то воспитывал… Нужно со школы готовить ребят к службе, рассказывать о подвигах нашей армии, великой армии, чтобы они гордились возможностью служить в ней!»
Бережно упаковав снаряжение, довольные победой красносельские побежали пить чай в столовку. Солнцевским ребятам герой Советского Союза Игорь Чмуров привез к этим соревнованиям военную форму с голубыми беретами, так что они сегодня щеголяли не хуже красносельских. А получив в подарок за участие в соревнованиях радиоуправляемую машину, ребята и вовсе забыли о своем втором месте. Так что все команды после чая наперебой делились друг с другом впечатлениями, фотографировались с директором в парадной форме и с настоящим героем.


Когда все закончилось, трех самых молодых участников соревнований Олег Николаевич посадил с собой в машину, остальные поехали домой с воспитателем на метро. Мест в машине не осталось и положить портфель с документами в салоне было некуда, тогда Олег Николаевич отдал сумку своим ребятам на заднее сиденье. Они до самого приюта не спускали с нее глаз и охраняли друг от друга. Еще месяц назад содержимое портфеля было бы несказанной удачей для парней, теперь едва ли не большей радостью стало оказанное им доверие.
«Беспризорники попадают к нам в приют сразу с улицы, — рассказал Олег Николаевич по пути домой, — они у нас с первых дней, когда разговаривают еще только на русском матерном. Никого и ничего для них не существует – они выжили в этой жизни, жили годами в подвалах, их ничего не интересует. Они уже взрослые люди, по годам двенадцать, но в этой жизни они могут выжить и без тебя, и без меня. Их страшилками о завтрашнем дне не испугать. Как к такому подойти? Трудно это. Улица своё сделала. Дети с богатым опытом – все прошли кражи, наркоманию, детскую проституцию. Пока духовно не вылечишь такого ребёнка, не будет толку. Год назад я познакомился с о. Игорем Филоненко, клириком храма свт. Филиппа в Мещанской слободе, теперь он стал духовником нашего приюта. Детям мы ничего не навязываем, не заставляем их идти в класс на урок Православия. Так отношений с детьми строить нельзя. Православное воспитание у нас начиналось потихонечку: один мальчишка заинтересовался, пошел в класс, второму рассказал. И так батюшка смог расположить к себе детей. Когда он приходит, они виснут на него, столько радости! Это стоит очень дорогого, он подобрал к этим детям ключик своим убеждением, своим отношением. Они меняются на глазах!


Он батюшка мировой – с ним можно и в футбол сыграть, и просто о жизни поговорить. Дети теперь сами хотят, чтобы мы построили свой маленький храм. Построить церковь на базе приюта не сложно – во все храмы сообщить, что мы строим свою церковь, каждый храм нам по иконе подарит – и вот вам, пожалуйста готово! Можно по телевизору показывать. Но это называется отдать дань моде. А я ждал, когда дети сами захотят. На днях приходит ко мне ребенок и говорит: «Олег Николаевич, а можно мы в субботу-воскресенье сходим в церковь на службу к отцу Игорю? А можно мы вот съездим в этот храм? Или в монастырь» Тогда я их спросил: «Ребята, а может, мы создадим у нас свою домовую церковь?» Они так обрадовались: «Ой, Олег Николаевич, здорово было бы!» Мы долго к этому шли. Хотя храм можно было год назад спокойно открыть. Всем комиссиям показывали бы: «А вот здесь у нас – храм». Но это что за церковь, в которую бы никто не заходил? И силком туда тащить, когда телевидение приехало – «а ну-ка ребята, быстренько зашли – и вот так вот надо креститься». Показуха была бы очередная».
Машина остановилась у старинного здания красного кирпича на Садовом кольце, сто лет назад в нем располагался иезуитский орден, во время войны госпиталь, потом вечерняя школа, теперь социальный приют «Красносельский». Ребята вытащили из багажника свое снаряжение и заслуженные подарки и весело побежали домой смотреть кто приехал раньше, они на машине или остальные на метро.
«Приходите к нам еще, — пригласил корреспондента НС Олег Николаевич, — а то я не успел вам показать наш музей, ведь мы недавно открыли музей «Комнату боевой славы». Ребята все сами делали, и экскурсии сами проводят. Приходите!»

Екатерина СТЕПАНОВА

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?