От стресса крысы отгрызают себе хвосты, что уж говорить про диких животных

Контактные зоопарки часто вызывают нарекания – зоозащитники требуют запретить их, считая, что животные находятся в стрессовых условиях, а это является жестоким обращением с ними

Фото с сайта myslo.ru

Имеют ли право на существование подобные заведения, нуждаются ли сами питомцы зоопарка в общении с человеком и что должно быть целью такого общения?

Трагедия в Кемерово заново всколыхнула и спор о судьбе контактных зоопарков. Напомним, что в ходе страшного пожара в ТЦ «Зимняя вишня» сгорели все 250 животных, содержащихся в местном контактном зоопарке. Активисты даже создали петицию, требуя запретить размещение контактных зоопарков в торговых центрах, чтобы не допустить повторения похожих трагедий.

«Я живу в Самаре, контактные зоопарки у нас есть минимум в 5 торговых центрах, однако только в одном из них он находится на первом этаже, рядом со входом. Я считаю, что это неприемлемо», – пишет одна из авторов петиции.

Разговор, конечно, не ограничивается спорами о размещении таких заведений – многие зоозащитники выступают о полном запрете контактных зоопарков. Кстати, довольно активно эта проблема обсуждалась несколько лет назад, судьбу контактных зоопарков хотели решить в рамках принятия закона о защите животных, но закон пока так и не принят.

«Контактные зоопарки взращивают ощущение всевластия»

Светлана Сафонова. Фото: facebook.com/svetlana.safonova

«Это неправильно, когда животные обязаны постоянно общаться с человеком. В природе так не бывает, нарушены все биологические законы, – убеждена Светлана Сафонова, исполняющая обязанности директора фонда “Дарящие надежду”. – В контактные зоопарки люди идут потискать животных. Животные в итоге гибнут, их меняют. А дети воспринимают животных как игрушку.

Помню случай, который активно обсуждался, – когда маленькая посетительница брала кролика и кидала его на пол, а мама фотографировала этот процесс.

Я считаю, что подобные заведения – это нецивилизованно, негуманно». Светлана напоминает, что когда-то контактные зоопарки существовали и за рубежом. Но сейчас на Западе тенденция экологичности жизни: запрещен цирк с животными, например, в Англии. Работают законы о защите животных, а у нас пока дикие нравы.

«Да, в законопроекте о защите животных был пункт и о контактных зоопарках, мы входили в рабочую группу по законопроекту. Но его отложили – сначала в связи с выборами, теперь вообще в долгий ящик», – говорит Светлана Сафонова.

Не все считают, что это зло, замечает Екатерина  Дмитриева, директор Фонда защиты городских животных: «Частый аргумент такой – “может, там животному и плохо, но если их выпустить, их убьют”. А почему их нельзя куда-то пристроить, хотя бы в тот же зоопарк?

А второй аргумент – часто предлагают говорить не о закрытии контактных зоопарков, а об изменении норм содержания животных».

Такие инициативы были, но не прошли. Запретить контактные зоопарки не могут, но, действительно, нужно создать жесткие требования к режиму температуры, шума и так далее, запретить содержать контактные зоопарки в торговых центрах.

Если говорить вообще, то что за необходимость трогать животных? Можно отправиться в деревню и там погладить коз или лошадей.

А в контактных зоопарках ребенок испытывает ощущение всевластия над живым существом, которому некуда спрятаться. Почему этого не понимают родители, непонятно.

Это формирование позиции «я хочу» и «мне все должны»». Екатерина Дмитриева опасается, что дети, воспитанные на контактных зоопарках, могут стать людьми, которые будут равнодушны и даже жестоки к интересам окружающих.

Общение с человеком вредит психике животных

Фото с сайта tass.ru

Зоопсихологи отмечают, что, оказывается, даже морским свинкам и хомякам не очень полезно, когда их постоянно трогают и гладят. Что уж говорить о диких животных, для которых это и вовсе не естественно.

«Чем животное более дикое, и у него меньше одомашненности, тем ему труднее переживать условия, отличные от условий его обитания», – рассказывает Анастасия Игнатьева, зоопсихолог.

Мы замечаем, что животные в неволе начинают общаться с человеком за еду довольно активно. Это смещенное поведение, поясняет специалист, то есть поведение, которое помогает животному успокоиться, снижает стресс.

«Так они компенсируют свои потребности, которые в естественной среде они бы компенсировали другими действиями – общением со своими сородичами, например, это было бы половое и территориальное поведение, поведение выведения потомства – всего этого они лишены в неволе».

Да, соглашается зоопсихолог, в обычном зоопарке работают биологи, которые следят за тем, чтобы эти потребности были у животных реализованы. И это получается, иначе бы звери не размножались в неволе.

«Когда животные в неволе размножаются и выхаживают свое потомство, значит, у них все хорошо, они не находятся в стрессе», – поясняет Анастасия Игнатьева. А контактный зоопарк хоть и преследует цель популяризовать любовь к природе, но все же в большей степени развлекает людей.

Допустим, животное может и само захотеть, чтобы его приласкали. Но, напоминает зоопсихолог, у животных есть инстинкты. Когда его желание реализовано, зверь не будет дальше продолжать его реализовывать. А в контактном зоопарке получается, что животное идет по рукам дальше – его гладят и тискают целый день.

«Когда действие уже не желаемо, но продолжается, это уже не приносит животному удовольствия. У тех же морских свинок, допустим, есть желание поесть, побегать, пообщаться с сородичами, а их только гладят, от этого животное впадает в стресс. А хуже всего сурикатам, носухам, енотам».

Люди же, к сожалению, не видят признаков стресса у животного. Вроде не сидит в углу, нахохлившись, выглядит нормально. Посетители таких заведений не понимают, что если тот же енот только и делает, что просит еду, и больше ничем не занят, хотя и не голоден, то это и есть проявление стресса.

Если поведение животного не соответствует реализации потребности –это стрессовое поведение. Это действия из той же серии, что и хождение тигра из одного угла клетки в другой – бессмысленные действия, которыми зверь подсознательно пытается себя успокоить и развлечь.

Хуже всего контактные зоопарки действуют на территориальных животных,  которым нужно пространство – им противопоказаны тесные клетки.

Даже у морских свинок при перенаселении начинается агрессия, драки, появляются дурные привычки вроде выкусывания шерсти. Мыши и крысы отъедают себе хвосты. Что уж говорить про диких животных.

Даже обычные зоопарки вряд ли полезны, гораздо лучше варианты с открытыми пространствами, где животные содержатся в естественных условиях.

«Есть люди, сведущие в тонкостях содержания животных, а есть и такие, которые воспринимают это как развлечение, а животных как ходовой товар», – замечает Анастасия Игнатьева.

Общение с животными должно просвещать и воспитывать

Фото с сайта metronews.ru

Наталья Королева, биогеограф, вице-президент Российского национального клуба «Тайган», замечает, в свою очередь, что ситуация с контактными зоопарками двойственная. С одной стороны, действительно, чаще всего семейный поход в такое место оставляет позитивное впечатление: животные ухоженные, общительные. Ведь жителям современного мегаполиса негде увидеть животных. А дети с нынешним уровнем естественно-научного образования часто вообще не разбираются в животных, иногда не представляют, как они выглядят. Поэтому родители считают своим долгом водить детей в подобные заведения в целях просвещения.

В то же время, напоминает эксперт, те же живые уголки в школах прошлых времен действительно были элементом педагогики и образования, это была целая учебно-научная программа.

«Каждое животное было закреплено за ребенком, руководили педагоги, мы готовили доклады, знакомили одноклассников с природой. Я дочь офицера, поменяла 10 школ за свою жизнь, и всегда работала в живом уголке. Это всегда было статусно, одноклассники всегда завидовали тем, кто работает с животными, – говорит Наталья Королева. – А сегодня это некий аналог автомата с газировкой. Ты пришел, заплатил деньги, тебе выдали зверушку, ты ее подержал, погладил и ушел.

Конечно, дети тянутся к живой природе. И всем проще: погладил, восхитился и пошел домой. Не надо убирать, ухаживать. Ответственности ноль.

Это потребительское отношение к природе. Никакого элемента познания. Поэтому я скептически отношусь к контактным зоопаркам».

В то же время контактные зоопарки – понятие растяжимое. С одной стороны, это может быть проходное маленькое заведение с несколькими животными, с которыми можно сфотографироваться и идти дальше. А может быть, подчеркивает Наталья Королева, и большой проект, у которого обязательно должна быть педагогическо-познавательная программа, иначе это просто факт потребления.

«Такие большие контактные зоопарки похожи на зоосады – об этом понятии сейчас совсем забыли. В зоосаду можно было пообщаться с лошадями, с кроликами, где были конюшни и загоны с такими сельскими животными. Там можно было не просто посмотреть и потрогать – о животных рассказывали».

«Содержать животных в плохих условиях невыгодно»

Фото с сайта steshka.ru

Зоозащитники уверяют, что животных в подобных зоопарках часто меняют – одно захирело, не страшно, купим новое. Наталья Королева сомневается в реальности такого подхода.

Во-первых, это дорого. Кролик стоит 4 тысячи рублей. Он должен быть ухожен, накормлен. Енот стоит до 30 тысяч рублей. Не так уж выгодно постоянно закупать новых зверей взамен «погибших».

«Напомню, что животное должно еще и привыкнуть к новой обстановке – стресс, новые запахи, звуки. На акклиматизацию его уйдет 2-3 недели. Получается, “товар простаивает”. И так постоянно? Это невыгодно, так не происходит, – считает Наталья Королева. – Гораздо выгоднее сохранять в хорошем состоянии тех зверей, которые уже живут в зоопарке, которые привыкли к посетителям, дружелюбно настроены, не боятся, спокойно общаются – привыкли ко всей обстановке. И это опять же фактор маркетинга».

Еще один довод эксперта – если животные будут испуганы и плохо выглядеть, посетители будут недовольны, а хозяева такого контактного зоопарка будут в убытке.

Поэтому, чтобы фирма процветала, владельцы зоопарка поневоле заботятся о животных. «Это бизнес. Обычный факт маркетинга. Нет логического объяснения тому, что там может быть плохо».

Влияние на психику животных в контактных зоопарках тоже не всегда негативное, полагает Наталья Королева, – все зависит от животного.

«В тех же живых уголках содержались животные, которые давно живут рядом с человеком. И они спокойно воспринимают присутствие человека.

Енот, кстати, в США как домашнее животное присутствует постоянно, и идет на контакт с человеком с удовольствием. Сугубо диких животных в таких школьных уголках не было, да и сейчас в контактных зоопарках там таких нет.

Конечно, нужно, наверное, оговорить ряд видов, которые пригодны для содержания в подобных зоопарках в силу стрессоустойчивости, например, или легкого содержания. Например, еноты практически всеядны, их несложно содержать. Учитывать нужно и фактор опасности: скажем, иногда пытаются завести оцелота, а он кусается, и серьезно».

Нужны регламенты работы

Фото с сайта rustelegraph.ru

Все наши эксперты сходятся в одном мнении: нужны законодательные рамки для существования контактных зоопарков, чтобы были оговорены условия содержания животных, размеры клеток и так далее. Пока количество таких контактных зоопарков нарастает хаотично.

«Вообще у нас очень сырая законодательная база в сфере содержания животных, – замечает Наталья Королева. – Есть, скажем, требования по содержанию собак и кошек, но нет в отношении кроликов, домашних крыс и других подобных животных. Эти требования разбросаны, к тому же, по разным ведомствам – домашними животными, сельскохозяйственными, дикими занимаются разные организации».

Как можно защитить животных контактного зоопарка? «Я думаю, хозяев этих заведений можно привлечь к ответственности в том числе и за нарушения ведения бизнеса. Ведь часто эти заведения не лицензированные, не у всех соблюдаются санитарные и ветеринарные нормы, – предлагает Светлана Сафонова. – Петиции – тоже полезная вещь, это важное общественное мнение, которое раскачивает общество, властям придется прислушаться. Но надо идти до конца. Если, например, вы видите явные нарушения содержания животных, можно обратиться в прокуратуру. Нужно действовать».

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?