Уже больше трех месяцев Анастасия и Вячеслав учат танцевать «особых» детей из московской школы-интерната №108. О своем проекте «Жизнь в танце» Анастасия Степанова рассказала Милосердию.ru

12687821_1245162125497156_1753519821408022103_n

Танцоры Анастасия Степанова и Вячеслав Крутикова, создатели инклюзивного танцевального проекта для учеников коррекционной школы-интерната. Фото: facebook.com

Нас со Славой друзья и знакомые часто спрашивают: зачем нам все это. То есть, зачем мы каждую неделю откладываем вечером после работы домашние дела, встречи и бежим, точнее, летим к нашим детям. Почему бы не делать это время от времени по зову души, а не по расписанию, мол, слишком высокий взяли темп и сами себя загоняем в угол. Попробуем объяснить, зачем, и как все началось.

Как-то раз, возвращаясь с очередных соревнований по спортивным бальным танцам домой, мы застряли в московской пробке и в разговоре пришли к выводу: нам мало получать удовольствие от танцев самим, мы хотим делиться тем, что у нас есть в избытке – энергией и позитивом — с другими. Стали думать: кому нужна наша помощь в первую очередь и пришли к выводу — «особенным» детям.

Бальные танцы — дорогой и элитный вид спорта. Индивидуальные занятия с тренерами, специальная обувь, пошив костюмов далеко не каждому по карману. А детям с ограниченными возможностями и их родителям – тем более. Но ведь для этого и существует pro bono — новое направление в благотворительности.

 

Не обязательно жертвовать деньги. Можно делиться своими ресурсами, к которым относятся таланты и умения. Мы со Славой подумали: пусть мы не профессиональные танцоры, а любители, ничего страшного. Для нас главная цель — не столько научить ребят танцевать, мы ведь прекрасно понимаем, что их возможности ограничены (самый частый диагноз в интернате — «органические поражения центральной нервной системы», «нарушения эмоционально-волевой сферы» — то есть, у ребят проблемы с координацией, речью, с запоминанием). Наша задача – уделить нашим маленьким друзьям время, подарить им общение, поделиться с ними энергией, радостью, мотивировать на успех. Вот, собственно, так – в машине по дороге домой и родился наш проект – «Жизнь в танце». (У нас со Славой сейчас даже такая шутка появилась. «Эх, машину надо новую. В этой совещания не удобно проводить»).

7c9738b9-1556-4209-b5f8-7124204f46f7

Как только появляется идея, события начинают вращаться с молниеносной быстротой. Мы приехали в гости к моему учителю, наставнику, другу — известному журналисту и общественному деятелю, члену Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере Ирине Ясиной, и она подсказала, с чего начать. Свела со своей подругой Александрой Ивановой – руководителем благотворительного фонда «Цвет жизни». Так мы пришли с инициативой в московскую коррекционную школу-интернат №108, где обучается 500 «особенных» детишек с задержкой в развитии, аутизмом, синдромом Дауна и другими нарушениями. И надо отдать должное понимающему директору школы Галине Павловне Бажановой, которая открыта всем начинаниям и с благодарностью восприняла нашу инициативу.

Результат самого первого урока превзошел все ожидания. Мы познакомились с потрясающе талантливыми и отзывчивыми детьми! Сейчас у нас в группе двадцать юных танцоров с 5 по 8 класс. Мы рассказали им о европейской и латиноамериканской программах, вместе слушали музыку. В отличие от многих взрослых они у нас уже отличают джайв и ча-ча-ча от румбы, например. Вместе мы готовим танцевальные номера к праздникам, поздравляем наших ребят с днем рождения, организуем для них встречи с интересными людьми.

Благодаря соцсетям у нас стали появляться единомышленники. Недавно к проекту «Жизнь в танце» присоединился известный в танцевальном мире дизайнер Станислав Грек, который шьет для нас костюмы. Педагоги сняли с ребят мерки, и Стас подарил 108-му интернату несколько платьев для девочек и костюмы для мальчиков. Теперь наши танцоры выглядят достойно. Осталось только обувь специальную купить.

Конечно, заниматься с «особенными» детками непросто. Повторять одно и то же нужно по много раз, в течение занятия с каждым поработать по отдельности, вовремя переключать внимание, чтобы не заснули и не перетрудились. Выручает мое первое образование – педагогическое. Ну и литературу время от времени читаю о том, как работать с такими детками.

Нужно сказать, что мы со Славой бесконечно верим в успех. И маленькие чудеса происходят буквально на глазах. Во-первых, педагоги и директор школы хором отмечают: дети стали более общительными, уверенными в себе, повысилась мотивация к учебе, успеваемость: «Заходишь к ним на урок труда – сидят гордые, подтянутые. Осанка. Красота!»

Ну и некоторые ребята раскрылись с неожиданной стороны. Вот, например, Альбина. Первый раз мы увидели замкнутую закомплексованную девчушку, которая без причины разрыдалась на занятии. Но постепенно, раз за разом мы хвалили ее, подбадривали, уделяли чуть больше внимания, чем другим детям, шептали на ушко, что она умничка и красавица, и через три месяца педагоги не узнали прежнюю Альбину. Это звезда нашей танцевальной команды – улыбчивая, бойкая, уверенная в себе. А прошло всего-навсего три месяца!

95c12aaa-9420-429d-b4cf-e802b567cdda

Или вот Анжела, например. Восьмиклассница, а на вид дашь максимум десять лет. Но такая умница и красавица! Ее мама подошла к нам на новогоднем празднике, когда увидела, как наши подопечные вытанцовывают ча-ча-ча. И сейчас Анжела тоже учит ча-ча-ча, а еще джайв.

Глобальных целей мы не ставим. Но с научной точки зрения, инклюзивные танцевальные занятия развивают у детей двигательную активность. Любые физические упражнения полезны — они укрепляют мышцы, повышают иммунитет, стимулирует умственную деятельность. С помощью простых упражнений и базовых шагов мы учим деток чувству ритма, расширяем кругозор. Судьбы разные, есть детки очень сложные. Но мы отмечаем каждого, хвалим.

Это и есть наша со Славой мотивация – веселые лица наших маленьких друзей. Они к нам несутся по коридору со всех ног, обнимают. Это же счастье!

Постепенно информация о проекте расходится. Нас уже стали приглашать и в другие школы, но, к сожалению, физически мы со Славой не сможем везде успеть — свои тренировки не бросишь, работу тоже. Конечно, было бы здорово, если бы и танцоры-любители и танцоры-профессионалы подхватили идею. Было бы здорово развивать это направление в Москве и, возможно, когда-нибудь предложить концепцию регионам. По-моему, это замечательно – увлечь «особенных» деток бальными танцами. Не всех, конечно, а тех, кто к этому склонен, у кого есть или пробудится тяга. Предложить им красивое хобби, выявить среди них талантливых танцоров и, быть может, помочь им с путевкой в жизнь. А пока это все мечты, мы просто методично, неделя за неделей, делаем то, что можем и то, что зависит от нас.