Особые животные торопятся жить

Получает ли радость от жизни слепая собака или кошка, которая передвигается только с помощью коляски? Хозяева животных с инвалидностью напоминают: важно беречь жизнь любого существа

Стелла Кузнецова и ее питомцы
Додошка

Мой муж сказал: «Он будет жить!»

Додошке сейчас 4 года. В 2 месяца котенок британской породы был «отбракован» своими нерадивыми хозяевами: случайно они опустили диван прямо на малыша и сломали ему позвоночник. Породистое животное тут же стало ненужным. «Некондицию» владельцы привезли в ветклинику и оставили там. Лечебница делать операцию котенку за свои средства тоже не стала, и животное отправилось в руки студентов. На опыты.

Будущие ветеринары вскрыли животное, рассмотрели сломанный позвоночник, но до операции дело тоже не дошло. Спину котенка зашили, животное бросили в клетку: выживет – не выживет, как получится. Причем между делом котенку еще и проткнули мочевой пузырь.

«Я к тому времени уже 2 года была в теме пристройства животных. Это мое хобби, я помогаю приютам, и мне важно, чтобы животные находили дом, – рассказывает Татьяна Черникова, учредитель и глава попечительского совета фонда “Я свободен”, помогающего животным. – Я постоянно курировала собак и кошек, брала их на передержку, пока им искали “ручки”. Так однажды я узнала историю несчастного котенка.

Татьяна Черникова со своим питомцем котом Додошкой

Он к тому времени переехал в один из приютов, его руководитель, Линда, забрала его из больницы, но в приютах десятки подопечных, в таких условиях выхаживать питомца трудно. Мне сказали, что котенку осталось жить не больше месяца. К тому времени лапки и хвост Додошки превратились в веточки, были атрофированы, он постоянно сидел на боку, образовались пролежни.

Я решила взять его домой и облегчить его страдания. Когда я поделилась своей идеей с мужем, тот сказал: “Раз ты считаешь это нужным и правильным, то мы так и сделаем. Мы его берем”».

Так Додошка оказался у Татьяны. Супруг, бывший спортсмен, увидев котенка, сказал: «Он будет жить!» И начал делать Додошке массажи, обучил этому и Татьяну. И котенок стал выздоравливать.

Когда-то у Татьяны было 2-3 тысячи подписчиков в соцсетях. Сейчас их – 36 тысяч. Истории о Додошке расходятся на ура. Пользователи соцсетей с интересом следили сначала за тем, как выздоравливал кот, а теперь – как ему живется.

«У всех нас была такая радость, когда Додошка начал ходить! Он уже привык ко всем манипуляциям. Первый раз мы памперс на него надевали втроем, а сейчас это занимает три секунды. И он ждет – встает на передние лапки, – рассказывает Татьяна. – А еще эти наши рассказы мотивируют других: многие по моему примеру стали брать таких животных, и консультируются со мной, спрашивают, чего им ожидать.

Додошка в детстве

Некоторые хозяева животного-инвалида начинают резкие лечебные манипуляции, им кажется, что нужно что-то сделать срочное и глобальное. Это ошибка: собака или кошка только испытывает стресс от такого активного лечения.

Пустите сначала все на разумный самотек, будьте спокойны, но последовательны. Не настаивайте, а постепенно превращайте манипуляции и уход в удовольствие общения с хозяином».

Татьяна уверена, что таким животным нужно обязательно помогать жить. «Они не чувствуют себя убогими. И если хозяин может им обеспечить полноценную жизнь, то почему нет?»

«Они – самые живые из живых!»

Ричард, зимой и летом

Возможно, судьба Ричарда, отняв у него здоровье, подарила ему гораздо большее. Любовь и заботу. Когда-то Ричард был обычным уличным псом, которых тысячи. И однажды, перебегая дорогу, попал под колеса машины. Очевидцы говорили, что водитель понял, что сбил животное, но не остановился и уехал.

Одна из свидетельниц ДТП сфотографировала сбитую собаку с покалеченными лапами и тут же разместила пост о помощи в соцсетях. Кто-то отвез пса в клинику. А потом ниточка привела к Виктории. Виктория Абдулина давно занимается собаками, и волонтеры-зоозащитники попросили помощи: нужна была консультация более опытных врачей, собаке становилось хуже, и в клинике уже не знали, что делать.

«Мой врач сделал собаке операцию на позвоночнике. У него оказался, по результатам МРТ, разорван спинной мозг. Восстановление было не нужно – пес уже не смог бы ходить, но нужна была реабилитация.

В позвонках врачи выявили сильное давление, это причиняло животному боль при любом движении. Нужно было приблизить разорванные позвонки друг к другу и ослабить натяжение. После операции, чтобы не оставлять собаку в стационаре, это все же недешево, я предложила поселить животное на время реабилитации – на 3 недели – у меня дома, тем более я знаю, как ухаживать за собаками, у нас есть и нужные препараты, и стетоскоп», – рассказывает Виктория.

Только время, пока Ричард гостил у Виктории, растянулось на 3 месяца – пришлось делать еще одну повторную операцию. А потом оказалось, что найти собаке постоянных хозяев не получается, и псу светит приют для животных-инвалидов.

Ричард обрел постоянный дом – его хозяйкой стала Виктория.

Уже после первой операции Виктория приучила Ричарда к коляске. Оказывается, есть компании, которые специально изготавливают инвалидные коляски для животных. Правда, отечественные модели не очень надежные, считает Виктория, быстро ломаются. Оптимальный вариант – коляски из США или Англии.

«За рубежом это – на потоке. В Англии, США, Германии очень часто можно встретить животное на инвалидной коляске. Там даже есть, например, козы с инвалидностью, которые ходят в таких колясках. За границей спасать жизнь и здоровье животных, получивших травмы, – естественно, это норма, – рассказывает Виктория. – А такая импортная коляска очень удобна – она регулируется по длине, ширине, высоте. Ведь животное может, например,  постепенно выпрямиться, или похудеть, или располнеть, – и коляску можно будет подогнать под эти требования. Наши коляски стоят 10-15 тысяч рублей, импортные около 40 тысяч рублей».

Как замечает Виктория, животное быстро привыкает к новому способу передвижения.

Виктория Абдулина

«Собака легко адаптируется, если приучать к коляске сразу после травмы: она понимает, что это средство позволяет бегать.

Первые три дня Ричард осторожничал, а потом привык. Вот если животное долго не реабилитируют, оно долго лежит, – атрофируются мышцы, собака с течением времени забывает даже, как ходить».

Такой опыт у Виктории был с ее вторым подопечным-спинальником – псом Бени, привезенным из Дагестана. «Он лежал целый год. Мне пришлось заново учить его ходить: он только недавно стал передвигать передними лапами. До этого просто ложился, не понимал, что нужно делать. Сейчас мы заказываем ему коляску с четырьмя колесами, чтобы поддерживать передние лапы».

Виктория подчеркивает, что ее питомцы очень жизнерадостны. Ричард, например, очень любит валяться на солнечной лужайке за городом. Да и бегать любит: колеса на коляске накачиваются, она круглогодичного использования, так что пес легко преодолевает и ямы, и сугробы. Они умеют радоваться жизни!

«И окружающие реагируют на них с интересом. Особенно ярки эмоции детей. “Смотри, мама, собака на колеснице! Пес на машине!” Каких только интересных сравнений они не придумывают! – говорит Виктория. – В них нет негатива. И это правильные реакции. Ведь такие животные и сами умеют радоваться – и приносят радость другим!»

Виктория замечает, что таких собак любишь как-то иначе. «В их взгляде есть что то непостижимое, есть какая-то иная преданность, грань доверия, и в тоже время боязнь. Именно такие собаки, лишенные права выбора, без нас просто исчезнут. Мы им нужны как воздух, они нужны нам даже больше.

Не отнимайте шанс у собаки-инвалида, ибо они могут вдохнуть в вас гораздо больше той жизни, которую вы дарите им.

Нет границ милосердию, нет пределов для настоящей, безусловной, всепоглощающей любви. Разве это не есть чудо, разве есть что-то более ценное, чем жизнь?»

Бени

«Животные с инвалидностью умеют любить жизнь!»

Стелла увидела «дворянина» Булата в коротком фильме, который сняли о нем в Волгограде. У пса не было задних лап. Собака жила в поселке недалеко от Волгограда. Пес был бездомным, но из «своих»: местные жители все время подкармливали Булата. Но однажды случилась беда. Пес попал под комбайн в поле. Комбайнер не заметил животное в высокой траве. Ножами Булату отрубило задние лапы. В шоковом состоянии он смог как-то добежать на кровавых обрубках до леса.

Две недели в поселке его не видели, и люди решили, что Булат погиб от потери крови. Почему-то сельчанам не пришло в голову отправиться в лес на поиски пса, который так любил каждого жителя поселка: собака сразу стала никому не нужной. Сдохнет – и ладно. А через месяц-полтора Булат вернулся в поселок, ведь он считал этих людей своей стаей. Дошел на культях, с зализанными ранами. Но в поселке решили: да не выживет пес с такими ужасными травмами в условиях бездомности. И сдали его в живодерню-усыпалку.

И там судьба сберегла собаку. Когда волонтеры-зоозащитники как-то пришли на территорию этого центра усыпления животных, первое, что им бросилось в глаза, – безногий пес на цепи у будки. Оказалось, Булат еще полгода жил здесь на довольствии.

«Да не смогли мы его усыпить, – сказали работники живодерни, оказавшись даже добрее, чем сельчане. – Ведь собака так боролась за жизнь! И выжила! Пусть живет».

Волонтеры взяли Булата на передержку, поселив в частном доме в вольере, привили, кастрировали и стали пристраивать. Вот в этот момент и увидела Стелла в интернете кадры с безногим Булатом.

«Я тут же влюбилась в эту собаку. И решила – я возьму его к себе! Мне его привезли из Волгограда на попутке. Это было в марте прошлого года»,  – рассказывает Стелла. Булат оказался умнейшим псом, ужасно преданным. Видимо, в благодарность за доброе сердце хозяйки собака буквально ходит за Стеллой по пятам. А может быть – боится потерять.

Стелла Кузнецова и Булат

Булат уже забыл, что у него нет задних ног. Он умеет ходить и на культях – на них Стелла надевает псу специальные собачьи ботиночки, так собаке удобнее выйти во двор по своим надобностям. А гуляет Булат в коляске. «На ней он бегает галопом! Кстати, я гуляю со своими собаками по 3-4 часа, и производители инвалидных колясок для животных, когда узнали об этом, удивлялись и не могли поверить, потому что часто животные устают так передвигаться долгое время. Но мои собаки только рады нашим прогулкам», – рассказывает Стелла.

У Стеллы несколько собак с инвалидностью. И у каждой своя история. Вот, например, слепой Мишка, метис лайки. Он живет у Стеллы уже два года. Мишка из Благовещенска: когда-то он прибился к какому-то городскому предприятию, собака была похожа на скелет – кожа да кости! Сотрудники учреждения удивились – собака без глаз, но сумела выйти к людям! Сердобольные работники предприятия повезли пса к ветеринару. У него были переломаны все зубы – может быть, ему их сломали, или он грыз какую-то клетку.

В боку – затянутая дыра. А глаза явно были удалены нехирургическим путем, скорее всего, выколоты. Над псом издевались.

Мишка в итоге тоже попал в усыпалку – сбежал из приюта, куда его поселили волонтеры. Собаку зоозащитники нашли здесь случайно, в очередной раз приехав забирать пойманных животных. Мишка снова оказался у волонтеров, которые начали активно искать собаке добрый дом. Стелла прочла историю Мишки в фейсбуке и решила забрать его. Мишка отправился на самолете в Москву.

«Когда собаке создаешь благоприятные и комфортные условия, они вообще безумно счастливы. Они же живут полноценно, а не скитаются, не ищут еду по помойкам, не мерзнут, не стирают раны до крови. Животные не чувствуют своей ущербности, потому что они этого не понимают. Собака не думают о том, что она ходила на четырех ногах, а теперь ползает. Она только помнит боль. Помнит издевательства и мучения, – говорит Стелла. – Животное всеми силами и любыми путями старается выжить. Цепляется за жизнь! И приспосабливается! А потом прекрасно живет и делится счастьем и благодарностью».

«Особенные животные – мотиваторы милосердия!»

Стелла Кузнецова и ее питомцы

Игорь Молоков, директор благотворительного фонда помощи бездомным и безнадзорным животным «Республика Друг»:

– В том, что случается с животными, в подавляющем большинстве случаев виноват человек. И если, скажем, человек расстрелял щенка из ружья, и тот перестал двигаться, то для общего равновесия в мире должен найтись человек, который бы о нем позаботился. В рамках работы нашего центра «Республика Друг» мы спасли и выходили уже более 400 животных, мы боремся до последнего за жизнь любого питомца.

Не нам это решать, сможет ли животное жить дальше. Это решение врачей и Бога, но человек не должен решать судьбу животного. Когда медицинским путем установлено, что у животного неизлечимая болезнь, допустим, рак в последней степени, который приносит животному невыносимые мучения, и собака смотрит на тебя и плачет, – это одна ситуация, эти муки нельзя устранить никаким иным путем, кроме умерщвления. А реабилитированные собаки-спинальники живут без боли, и нет никакой необходимости лишать их жизни. Они жизнеспособны.

Один из наших первых псов-спинальников прожил у нас 3 года, а потом еще 6 лет в новой семье. Мы даже никогда не называем таких собак инвалидами. Называем спинальниками, чтобы обозначить проблемность заболевания, или – особенными собаками. Они особенны – с точки зрения как здоровья, так и восприятия окружающего мира.

Они более жизнерадостны и человеколюбивы, чем даже обычная здоровая собака. Такое ощущение, что они спешат жить и спешат радоваться жизни.

Первичные проблемы таких животных – пролежни и нештатная работа внутренних органов, обычно – мочеполовой системы, бывает воспаление почек, интоксикация. Такие собаки живут столько, сколько времени за ними идет надлежащий уход. Нужно просто ежедневно помогать собаке опорожнять мочевой пузырь. И тогда никаких проблем не бывает. Можно приспособить памперсы или одноразовые пеленки.

Второй важный момент – приучение к коляске. И в принципе собака готова к полноценной жизни и пристройству в добрые руки. Как говорится, глаза боятся – руки делают.

Важный момент: жизнь особенных животных имеет колоссальный гуманитарный потенциал. К примеру, общение с ними очень полезно детям с инвалидностью – они заражаются их жизнерадостностью и уверенностью. А еще эти животные учат доброте.

Например, в Строгино живет собака-спинальница Луняша. Ее хозяйка Надя рассказывает, что жители района очень полюбили собаку и многие даже специально выбирают время, чтобы погулять в компании Надежды и Луняши. Для одной из жительниц Строгина это знакомство стало серьезным мотивирующим событием.

«В глубинке у меня живет родственница с тяжелой болезнью. Я давно хотела привезти ее в Москву на обследование, но все не решалась, нужен серьезный уход. А теперь я сказала себе: если вы делаете такое для своей собаки, то почему же я не могу поддержать свою родственницу?!» Милосердие заразительно. И такие истории – самая большая награда.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?