Они умеют надеяться

Раз в месяц в выходной день здесь с раннего утра начинается суета и всеобщее воодушевление. Потом к зданию подъезжают несколько машин и раздаются крики: «Моя приехала!», «Вот мой идет!». Это прихожане храма Святителя Николая на Трех Горах во главе со священником Валерием Степановым и диаконом Игорем Борило приехали служить литургию в домовом храме во имя вмч. Трифона, расположенном в здании психоневрологического интерната №30

Наша цивилизация старается отстраниться от мира болезни. Люди преувеличивают прочность своей жизни, а ведь грань между болезнью и здоровьем очень хрупка. Можно пытаться укреплять этот барьер, а можно — разделить боль.


Гости из храма

Большинство жителей московского района Чертаново не догадываются, что скрывает забор на улице Днепропетровской. Между тем там живет почти полторы тысячи человек. Внешне это жизнь обычного многоквартирного дома. На самом деле по адресу Днепропетровская улица, 14а находится самый большой психоневрологический интернат в Европе.
Раз в месяц в выходной день здесь с раннего утра начинается суета и всеобщее воодушевление. Потом к зданию подъезжают несколько машин и раздаются крики: «Моя приехала!», «Вот мой идет!». Это прихожане храма Святителя Николая на Трех Горах во главе со священником Валерием Степановым и диаконом Игорем Борило приехали служить литургию в домовом храме во имя вмч. Трифона, расположенном в здании психоневрологического интерната №30.
Храм был освящен в 1994 году, и с тех пор там регулярно по очереди совершают литургию священники Андрей Лоргус и Валерий Степанов. «Сначала мы думали, что получится наладить «реабилитационный процесс», — рассказывает отец Валерий. — Но потом пришли к выводу, что для этого необходима очень серьезная подготовка, специальные знания, и решили пока просто устроить в интернате домовый храм. Должна сформироваться община этого храма, тогда можно начинать вести пастырскую работу».
Сейчас относительно регулярно участвуют в богослужении около 300 человек, в основном это пациенты с различными формами задержки развития, ДЦП, а также их родственники.
Воцерковление прихожан интерната начиналось с обучения простым молитвам и правильному наложению на себя крестного знамения, раздачи православных нательных крестов. Большинство из них уже знают молитву «Отче наш», основы веры, некоторые даже читают Евангелие. Сейчас диакон Игорь начал разучивать с ними Символ веры. Члены группы милосердия храма святителя Николая на Трех Горах привозят и раздают подарки (сладости, фрукты, карандаши и блокноты, зубную пасту, мыло), устраивают праздники на Рождество Христово и на Пасху, помогают пациентам собраться на богослужение, могут покормить, погулять, а главное — общаются с ними, хотя бы немного участвуют в их жизни.

«Безрезультатное» служение
В интернат ездят в основном молодые, активные, внутренне крепкие, спокойные люди. Те, кто, по мнению отца Валерия, «способны заниматься деятельным милосердием». Отец Андрей Лоргус считает, что главное в служении людей, которые хотят помогать в интернате, — понимание, что это служение не на результат. «Результат заключается в том, что мы просто им служим, и больше ничего. Помогаем жить — хоть немножко. Мы их не вылечим, не исцелим. Но Церковь есть лестница в Царство Небесное, и мы такую лестницу помогаем строить в их душах — с помощью священнотаинственной жизни в Церкви. Самое важное здесь — встреча с человеком, и к ней надо готовиться. Это требует определенного профессионального роста и христианского сознания, ответственности, понимания серьезности ситуации. У неподготовленного человека это может вызвать шок, отвращение».
Василиса, студентка психологического факультета МГУ, признается, что «первый раз было шоковое состояние, ощущение нереальности происходящего. Тебя одновременно окружают двадцать человек, которые за тебя хватаются, начинают говорить что-то, ты плохо понимаешь что. Обстановка очень непростая, но к ней быстро приспосабливаешься и потом начинаешь понимать, что им нужно. Их жажда получить хотя бы ласковое слово очень трогает».
Пациенты интерната живут в «замедленном» ритме, больше похожем на деревенскую размеренность, чем на суету мегаполиса. У них есть телевизоры и радиоприемники, но передачи не трогают, потому что имеют мало отношения к миру интерната. Стержень их жизни — ожидание. Ожидание радостного события, приезда родственников или кого-то, кто может дать немного человеческого общения. Поэтому основной смысл работы группы милосердия, помимо помощи в совершении богослужения, — откликнуться на это ожидание.


Улыбка из бесконечного сна
Пациенты сами «распределили» между собой всех приезжающих, у каждого есть свой «наставник». Например, у Василисы есть подопечная Света с синдромом Дауна. «Она меня как-то выделяет, считает, что с ней я должна проводить времени больше, чем со всеми остальными. Рассказывает каждый раз, что происходит с ней за то время, что мы не виделись: с кем она поссорилась, с кем она помирилась. Если я вдруг не приеду, она расстроится. Однажды я не смогла приехать, и в воскресенье в храме на Трех Горах несколько человек из нашей группы милосердия говорили, что она про меня спрашивала. Мне стало стыдно».
Люди с синдромом Дауна и другими формами генетических отклонений — не психически больные. У них просто задержка развития, они способны развиваться до какой-то степени, но в итоге остаются на уровне семи-двенадцатилетних детей. Реально помочь им может только включение в какие-либо формы социальной жизни. Для них важно проявление любви, сознание того, что они кому-то нужны, интересны. Впервые пришедшим в интернат кажется, что все они одинаковые, лишь присмотревшись, становится очевидной разница: есть любопытные и заторможенные, агрессивные и добродушные. Они бесконечно ссорятся и мирятся друг с другом, играют в куклы. Если чем-то увлекаются, это захватывает их целиком.
Полюбив приезды священников и богослужение, некоторые подопечные теперь собирают молитвословы. Бумажными иконками завешаны все стены в их комнатах. Многие любят рисовать и просят подарить блокноты и ручки, почему-то предпочитают «графику» и «малые формы»: цветные краски и большие альбомы их пугают.
Есть в интернате специальное отделение для самых тяжелых больных, так называемых «буйных», находящихся практически постоянно под воздействием сильных успокоительных препаратов и живущих «в постельном режиме». Сюда священники заходят только покропить больных святой водой. Члены группы милосердия иногда приходят к ним, чтобы покормить с ложечки детским питанием — побаловать вкусненьким. Этим в основном занимаются добровольцы-юноши, девушки, как правило, не справляются с переживаниями, которые вызывает выражение благодарности на лицах этих, казалось бы, ничего не понимающих людей, пребывающих в бесконечном сне. «К ним, кроме нас, практически никто не заходит, и когда они чувствуют, что в бездвижном воздухе появляется какая-то картинка, на их лицах возникает совершенно душераздирающая улыбка, вынести которую труднее, чем привыкнуть к их физическим уродствам», — рассказывает член группы милосердия Константин.


Полностью материал можно прочитать на сайте НС

фото Сергея Чапнина

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?