Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Олег Робинов: «Благотворительность – это не про то, как бросить нищему копеечку»

В этом году наш благотворительный фестиваль «Звезда Рождества» впервые пройдет в Рязани. В шумной суете новогодней суматохи найдется место для благотворительности и любимого православного праздника. Директор Рязанского исторического музея Олег Робинов рассказал «Милосердию.ру» о том, зачем фестиваль рязанцам, с чем в городе хотят совместить бой новогодних курантов и где посмотреть шествие колядовщиков

Мария СКУБА, Елена ОСЬКИНА (фото), редактор Юлия КАРПУХИНА
Портрет мужчины

«Рождественские празднования всегда более торжественны, потому что связаны с библейской традицией»

– Олег Юрьевич, вы давний друг и соратник портала «Милосердие.ру». Расскажите, как вы познакомились с фестивалем «Звезда Рождества», чем он вас заинтересовал?

– С «Милосердием» я знаком давно – как только появились благотворительные автоплатежи, мама и папа сразу настроили их себе. А потом, когда я уже был в статусе директора Московского музея Есенина, мы организовывали вместе несколько мероприятий – и отлично знаю, насколько серьезно портал и синодальный отдел по благотворительности и социальному служению относятся к делу. Поэтому когда я возглавил Рязанский музей, то уже сам позвонил организаторам фестиваля «Звезда Рождества» и предложил Рязань в качестве одной из площадок.

Мы подумали, что Рязань очень обрадуется, если фестиваль пройдет и у нас: рождественские празднования всегда более торжественны, потому что связаны с библейской традицией. К тому же рождественский фестиваль логично вписывался в общую концепцию праздника: в этом году Рязань получила почетный статус «Новогодняя столица». Уже второй раз, да.

В первый было много комичных моментов, рязанцы помнят. Хочется реабилитировать само мероприятие  – и вообще, когда что-то не получается и вызывает неоднозначные ассоциации, то это повод, я думаю, сделать лучше. И медиа-эффект от этого будет гораздо выше, чем, если просто сразу сделать хорошо,  – шутит Олег Робинов.

 –Возможно, реабилитация состоит не в том, чтобы вовремя загорались огни на елке и не падали инсталляции, а в том, чтобы внести в программу новые культурные смыслы?

 – Совершенно верно. Проект «Новогодняя столица» – это мероприятие светское, развлекательное. Когда мы стали думать, чем его наполнить, мы провели встречу с митрополитом Марком, где обсудили участие Церкви в праздничной программе. Владыка обещал, что в новогоднюю ночь у нас будет ночная Литургия. И мы обговорили, что бой курантов в Москве может быть совмещен с колоколами главной колокольни Рязани (Христорождественского собора. – Авт.).

И вот это внесение церковного в светское меня натолкнуло на мысль, что хорошо бы еще добавить Рождества! И фестиваль оказался замечательной идеей. Из-за перемены стилей Новый год затемняет у нас Рождество, создает сложности: как поститься, как быть, когда приходим к невоцерковленным друзьям, родным? Как праздновать?

– Ночное богослужение в новогоднюю ночь – замечательная идея для фестиваля! Наверняка, кому-то это поможет сделать первый шаг в Церковь, если захотелось чего-то более важного, чем оливье и «Голубой огонек».

 – Да, к тому же храмы красиво украшены елками, где-то проходят праздничные трапезы, куда каждый может принести что-то вкусное и отметить Новолетие в кругу, может быть, не знакомых, но по духу близких людей.

Олег Робинов на пресс-бранче фестиваля «Звезда Рождества» 10.12.2024 года
Олег Робинов на пресс-бранче фестиваля «Звезда Рождества» 10.12.2024 года. Фото: Александр Иванишин

 – Какие мероприятия пройдут в Рязани? Ожидается ли что-то уникальное?

 – Будет много интересного. Отмечу шествие колядовщиков на Лыбедском бульваре. Удивим и кинопоказами. Не все в Рязани знают, но в стенах нашего музея есть настоящий кинотеатр. Красивый, на 177 мест, с профессиональным оборудованием, с экраном на всю стену. Как раз с фестиваля «Звезда Рождества» он будет открыт для посетителей. Совсем скоро там на регулярной основе будут показывать все современные российские фильмы, которые выпускаются при участии Фонда кино.

 – Можно сказать, что фестиваль «Звезда Рождества», который начинается в декабре и заканчивается в январе — это попытка примирить между собой светский и духовный праздник, создать между ними какое-то общее пространство?

 – Я думаю, так и есть. И  в этом и был замысел нашего правительства, когда мы получили длинные выходные от Нового года до Рождества: чтобы каждый мог отпраздновать то, что ему нравится, действительно в полной мере.

 – А ведь в этом году попало немного выходных и на Святки!

 – Но не в музеях! Мы, конечно же, в праздничные дни стараемся работать. Ведь если на улице холодно, то лучше сходить в музей, чем в торговый центр. Мне так кажется. Но первое января будет выходным днем и для наших сотрудников.

«Что-то скучное, видимо, музей какого-то завода»

Портрет мужчины на фоне картины, изображающей мамонта

– Кстати о музее: почему вы решили сменить его название?

Когда я приезжал в гости, еще не зная о том, что мне предложат возглавить Рязанский музей, я искал, что еще можно в этих краях посмотреть. На Яндекс-картах я увидел, что в городе есть «Музейный центр РИАМЗ». И подумал: наверное, что-то скучное, видимо, музей какого-то завода. Тогда название меня как туриста и как человека, знающего и любящего Рязань, не привлекло. И не вызвало желания зайти в это здание.

Вначале думал назвать просто Рязанский музей для краткости, но, познакомившись с фондами, решил, что Рязанский исторический музей будет полностью отражать суть учреждения и возродит историческое название, потому что при Александре III он создавался именно как исторический.

 – Фестиваль – это много творческих, неравнодушных людей. Станет ли это площадкой для какой-то дальнейшей синергии, развития сотрудничества?

 – Безусловно, это и отличает музей от какой-либо другой площадки, которая просто сдается в аренду. Когда концерт или спектакль наполняет музейное пространство, это обязывает и исполнителей, и авторов к особому подходу, к сотрудничеству с музейной институцией. Мне кажется, что, как мы жертвуем свои силы и финансовые средства в укрепление Церкви, так мы все и должны участвовать в формировании нашей культуры. Мы хотели бы вместе хранить наши традиции, наше наследие.

– Средства, собранные на фестивале, идут на поддержку церковных благотворительных проектов. Вы наверняка уже много знаете о церковной жизни в Рязани. Какая она?

 – Рязанская епархия очень много занимается самыми разными благотворительными инициативами. Владыку Марка я знаю много лет, еще с тех пор, как я был школьником, и могу сказать, что для него самого служение людям – дело первостепенной важности, это видно. У него, например, есть такая традиция: он сам моет полы в больницах. Он делал так и в Рязани, и в Москве, – во всех местах, где нес служение. Как еще показать пример? Только лично.

«У Рязани много символов, связанных с разными историческими эпохами»

Мужчина на фоне исторических экспонатов

– Вы не жалеете, что променяли столицу на Рязань? Обычно люди наоборот мечтают уехать в столицу…

 – Вы знаете, у меня есть такая шутка – как определить коренного москвича: у него должны быть участки на всех кладбищах Москвы. У меня – практически на всех. Я коренной москвич, но согласился возглавить музей в Рязани, потому что это интересный проект, я видел, что здесь есть, где приложить свои силы. Расти можно всегда. Рязанский музей как раз находится в стадии становления, сейчас, например, готовится к открытию большая экспозиция. Вместе с изменением фирменного стиля, мы немного изменили и вектор работы. Это достаточно сложно – искать новые смыслы и расставлять акценты. Но очень интересно.

– Вы были как-то раньше связаны с Рязанью?

– Рязанская земля мне очень близка. Двадцать лет назад я в Рязанской области расписывал храм-усыпальницу генерала Скобелева и его семьи. Я тогда учился на искусствоведа в Академии славянской культуры и в 2003 году окончил первый курс. Летом студенты-художники поехали на недельную практику в село Заборово Рязанской области, чтобы под руководством иконописца Владимира Щербинина принять участие в профессиональных росписях храма Преображения Господня. Меня пригласили с собой. Студенты уехали через неделю, а я остался на полгода. Я помогал иконописцам растирать краски, писал нимбы и кресты в барабане купола, помогал расписывать алтарь. Над праздничным рядом есть даже мой орнамент. Совершенно авторский.

– Как думаете, каков настоящий бренд Рязани, ее главный символ?

– Рязань очень разнородный город, очень разный. Кремль — символ Рязани, безусловно. А Почтовая улица? Или памятник Евпатию Коловрату? Или Рязанская ВДНХ? Мне кажется, что у Рязани много таких символов, связанных с разными историческими эпохами. Или вот Есенин. Символ Рязани или нет? Сам Сергей Александрович говорил, что…

 – «Не ставьте памятник в Рязани»?  

– Да, но это он скромничал! Он же говорил: «У меня родина есть, у меня Рязань», когда спорил с Маяковским, который увлекался западным литературным влиянием. Здесь, конечно, у поэта многое случилось, но все же нельзя сказать, что только Есенин символ Рязани.

 – А Циолковский? Ведь его детство прошло в этих краях.

 – Кого ни спроси, все считают его символом Калуги, столицы космонавтики. Но знаете, у космонавтов есть традиция ездить в Константиново перед полетом и ходить в Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово. Так что с космосом Рязань тоже связана.

 – Ваш прадед Сергей Конёнков, известный скульптор, был дружен с Есениным. Вы были директором Есенинского музея в Москве, теперь директор музея на родине Есенина. Можно сказать, что поэт непосредственно причастен к истории вашей семьи. Повлияло ли это на ваше культурное родство?

 – Конечно. Сергей Тимофеевич Конёнков – это прадед по маминой линии, а по папиной линии мои предки жили в доме на Щипке. Это место прописки Сергея Александровича Есенина в Москве. И мой дедушка родился там. На первом этаже была лавка колониальных товаров. А напротив  – контора мясной лавки купца Крылова, где трудился отец Сергея Александровича. И сам юный поэт там какое-то время работал.

– Насколько в Рязани развита культура благотворительности, достаточно ли меценатов?

 – Сообщество такое есть. Некоторые меценаты принимают участие в культурных мероприятиях. Я редко прошу что-то конкретное, чаще предлагаю совместный проект. Так, мы широко праздновали 130-летие Сергея Александровича Есенина. Считаю, что для бизнеса это гораздо интереснее, чем какая-то разовая помощь, потому что поддержка культуры  – это всегда взаимообогащение. И потому, мне кажется,  благотворительность всегда должна быть осознанная: не просто бросить копеечку нищему или помочь музею. Важно понимать, что, в первую очередь, это служение не институции, которой ты жертвуешь деньги, а обществу.

– Как вы думаете, в чем главная миссия фестиваля «Звезда Рождества», почему он важен как благотворительное, культурное и духовное событие?

 –У митрополита Антония Сурожского есть очень хорошее объяснение понятия праздника в русской культуре – от слова «праздность». То есть, мы можем проводить в праздности время и по причине великой радости, и по причине великого горя. Понятие праздника объединяет и приятные события, и трагические для истории и культуры. Поэтому праздник  – это всегда повод задуматься о родных людях  – не нужна ли им помощь? Поэтому, я думаю, что главная миссия фестиваля – это рассказать о празднике с духовной точки зрения. И напомнить, что Рождество – время, когда нужно помочь всем, кто в этом нуждается. Мы ведь все родные.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем файлы cookie и метрические программы. Что это значит?

Согласен