Один день, один автомобиль и много детей
Часть 2

Наше прошлое путешествие в писательский поселок Переделкино охватывало почти сто лет истории русской культуры, нынешнее – более шестисот

60 км от Москвы: Гжель

Наше прошлое путешествие в писательский поселок Переделкино охватывало почти сто лет истории русской культуры, нынешнее – более шестисот.

Кстати, после публикации о поездке в Переделкино нам поступило письмо от одного из посетителей сайта. Он рассказал о том, что в доме-музее Чуковского уже три года работает Библейский кружок святого пророка и Боговидца Моисея, занятия в котором ведет иерей Максим Каскун – клирик Троице-Сергиевой лавры, настоятель домового храма святого пророка и Боговидца Моисея школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи города Хотьково Московской области. Кружок собирается по воскресеньям в 15-00 с сентября по май. Проходят собрания по такой схеме: сначала изучается Слово Божие, затем ведущий отвечает на вопросы слушателей, и в конце – дружеское общение, соединенное с чаепитием. Библейским кружком подробно изучены Евангелие от Марка, Книга Екклезиаста, Символ Веры, Соборные послания святых апостолов Петра, Иакова и Иуды. Аудиозаписи бесед изданы на компакт-дисках в формате mp3 издательством «Начало». Их можно приобрести во многих православных книжных лавках и магазинах Москвы.

Продолжая же тему однодневных путешествий для всей семьи, хочется рассказать о совершенно необычном и удивительном месте в 60 километрах на юго-восток от Москвы по Егорьевскому шоссе.

«Во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов
приискать глины…» (царь Алексей Михайлович)

Слово «гжель» ассоциируется у нас не с названием населенного пункта, а с бело-синим фарфором. Тем не менее, Гжель – это, в первую очередь, географическое место, включающее в себя 27 деревень, собранных в так называемый «Гжельский куст».


Гжель – это, в первую очередь, географическое место,


включающее в себя 27 деревень, собранных в так называемый «Гжельский куст»

Когда въезжаешь в этот район, испытываешь удивление – таких ухоженных и при этом жилых деревень давно не приходилось видеть. Причем не коттеджных поселков, а именно деревень. Красивые дома, сады, беседки, цветники. Много молодежи, детишек. Все хорошо одеты. Приятное зрелище современного зажиточного деревенского края. Экономическая состоятельность легко объяснима – у людей есть работа, на территории района действует несколько крупных заводов, изготавливающих гжельскую посуду, кухонную утварь, предметы интерьера. Каждый житель этих мест – гончар или, как минимум, происходит из семьи гончаров. По сути, ремеслу начинают обучаться еще в детском саду, затем в средней школе, продолжают в Гжельском Художественном колледже и аспирантуре.

Если вы поедете из Москвы не на личном транспорте, а с организованной экскурсией, вам расскажут множество интересных историй про фарфор вообще и гжельский в частности.

Фарфоровые приключения
Как известно, фарфор возник в Китае. О времени его появления до сих пор нет вполне надежных сведений. Одни авторы предполагают, что фарфор был известен китайцам задолго до нашей эры, другие относят время его возникновения к VII веку после Р.Х. В любом случае, секрет фарфора китайцы хранили в страшной тайне, а в Европу первые образцы фарфора попали лишь в XIII веке благодаря венецианскому купцу и путешественнику Марко Поло.

Китайский фарфор очень понравился европейцам, и с конца XIII века началась оживленная торговля фарфоровыми изделиями между Китаем и Европой. Однако через некоторое время у европейцев появляется желание узнать «секрет» изготовления фарфора, чтобы самим организовать его производство, так как спрос на фарфор был большой и ценился он дорого. Предприимчивые европейцы всеми способами старались проникнуть на фарфоровые заводы Китая, чтобы выведать секреты производства.

В конце XVII века француз Д’Антреколл под предлогом миссионерства едет в Китай, чтобы выведать «китайский секрет». Ему удается кое-что узнать и кое-что подсмотреть. В начале XVIII века эти наблюдения были опубликованы на французском языке и могли стать достоянием всех образованных людей того времени. Интерес к фарфору не только не ослабевает, а, напротив, нарастает. Примерно в это же время в России делались попытки организовать свое производство художественной керамики. Но результатов пока не было.

Надо сказать, что на самом деле записки Д’Антреколлы содержали лишь набор всевозможных сумбурных сведений о китайском фарфоре и никакой технической или производственной ценности не имели. По таким данным невозможно было бы не только построить новое производство, но и понять отчетливо, в чем оно заключается.


Китайский фарфор

А параллельно с производственным шпионажем в Китае в XVII веке в Европе делались опыты над получением фарфора самостоятельно. Алхимики стремились с таким же рвением найти способы изготовления фарфора, как и золота. В 1709 году в Саксонии, в Мейсене, возникает первое в Европе производство «твердого», «настоящего» фарфора. Саксонский фарфор появляется в результате работ физика Чирнгауза и его помощника химика Бетгера, которым удается получить фарфоровую массу, весьма близкую по составу и свойствам к китайскому фарфору.

Отныне каждый правитель той или иной европейской страны старается наладить у себя любым путем фарфоровое производство; при этом не цель оправдывает средства: фарфоровую массу крадут, мастеров переманивают и т. п. Петр Первый пытается наладить производство фарфора, приглашает «специалистов» из Европы, которые оказываются обыкновенными проходимцами и шарлатанами. По поручению императора русский заграничный агент Юрий Кологривый пытался выведать секрет фарфорового производства в Мейсене, но потерпел неудачу.

Лишь в середине XVIII века двум русским ученым – Д.И.Виноградову и М.В.Ломоносову – удалось успешно разрешить вопрос производства фарфора, разработав свою, отечественную, технологию.

Гжельская история
Надо сказать, что до середины XVIII века в Гжели делалась обычная для того времени гончарная посуда, изготавливали кирпичи, канализационные трубы для Москвы, изразцы, а также примитивные детские игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта (полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год). В середине XVIII века в России стали активнее пользоваться фаянсовой посудой. Честь создания русского художественного фаянса принадлежит московскому купцу Афанасию Гребенщикову, который на своем заводе впервые в России в 1747 году освоил выпуск тонкой майолики. Майоликовые изделия имели толстый цветной черепок, покрытый белой эмалью; большая часть их оставалась без росписи. Славу же гребенщиковской посуды составили именно те изделия, которые несли на своей чуть голубоватой поверхности синие рисунки. Формы их были выдержаны в стиле барокко и заимствовались с фарфоровой и серебряной посуды, а роспись ориентировалась на образцы модного в то время дельфтского фаянса из Голландии.


Итак, Ломоносов стал изучать отечественные глины, и гжельская, известная еще со времен царя Алексея Михайловича, оказалась действительно «самой чистой, без примешания где на свете». Ее-то Ломоносов и выбрал для производства отечественного фарфора.

На конец XVIII – начало XIX века приходится расцвет гжельских ремесел. Но затем, в конце XIX века, многие заводы приходят в упадок, керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы и казалось, что народному промыслу с 600-летней историей пришел конец, но в 1940-е годы стараниями нескольких художников-энтузиастов промысел начал возрождаться.

В Гжели удивительно чувствуется эта связь эпох – то, чего мы почти лишены. Работающие керамические фабрики, колледжи, в которых учатся будущие художники и скульпторы, музеи и даже многочисленные салоны-магазины с посудой – все, так или иначе, подчеркивает эту историческую преемственность поколений.


Гжель. Посуда

Почувствовать себя гончаром
Что же предлагает практически любое московское экскурсионное бюро в Гжели? Сначала вас поведут на завод и окажется, что это очень интересно, особенно нашим городским детям, которые смысл слов «завод», «фабрика», «производство» вообще не понимают. Здесь технолог поведет вас сначала в цех, где белая жидкая масса отливается в формы и застывает, а затем гипсовую модель специальным образом вытачивают. Потом вас пригласят пройти в отдельное помещение к печам, где происходит несколько обжигов изделий (при температуре больше 1000 градусов!).

Мастер расскажет, что белые изделия надо опустить в специальный розовый водяной раствор. Только тогда, когда изделие станет розовым на нем проступят микротрещинки, не видные человеческому глазу на белом фоне, и такая посуда будет забракована. Розовую посуду повезут на тележке в цех, где работают художники. И тут вы увидите, что действительно вся гжельская керамика расписывается вручную и нет двух одинаковых предметов. Интересно, что по розовому фону художники расписывают изделия специальной черной краской – кобальтом. Когда роспись закончена, посуду глазуруют, а потом снова обжигают в печах, и она становится бело-синей.

Удивительно, но дети любого возраста стоят на этих экскурсиях, разинув рот. И, кстати, не только дети, потому что действительно интересно. Открывается совершенно новая сторона жизни, живая и практическая.

После экскурсии на завод технолог сменится экскурсоводом и вы отправитесь в музей керамики. Вот тут-то вам и расскажут подробно, чем фаянс отличается от полуфаянся, фарфора и майолики. Покажут старинные экспонаты – кстати, более 500 гжельских изделий входит в коллекцию Эрмитажа – и современные работы талантливых местных художников.


А затем наступит самый интересный момент поездки для ваших детей – вас поведут в помещение, где под руководством мастера вы будете расписывать какую-нибудь фигурку (в нашем случае это была черепашка). Вам покажут основные гжельские орнаменты, растительные узоры, шашечки, «усики», «жемчужинки», «капельки» и т.д., но за вами останется выбор – пойти по традиционному гжельскому пути или применить собственный креатив. В любом случае, художник поможет справиться с поставленной задачей и в итоге возможно даже выдаст сертификат, где будет написано, то вы приняты в гильдию гжельских мастеров. Изделие же, изготовленное своими руками, останется для вас лучшим сувениром из Гжели.

Еда по-гжельски
После всей этой насыщенной и разнообразной программы вас отведут в какой-нибудь местный салон-магазин, впрочем, туда вы можете попасть и вполне самостоятельно. И вы теперь со знанием дела увидите на настоящих гжельских изделиях «фирменный знак» – гжельскую розу, отличите толстостенную гжель от тонкостенной, а квасники и кувшины от кумганов.

А затем вы наверняка захотите перекусить. Возможно, если вы поехали уже из Москвы с экскурсией, еда входит в ваш тур. Это может быть чаепитие с горячими пирожками в буфете или полноценный обед в ресторане. Ценовой разброс – от 50 рублей до 300 рублей. В любом случае, это очень вкусно, ресторан или кафе наверняка будут украшены аутентичными вещами, а еду вам подадут на настоящем гжельском фарфоре.

Цена на туры из Москвы на одного взрослого человека будет колебаться в пределах от 800 рублей до 1500 рублей.

Анастасия ОТРОЩЕНКО

Об авторе:
Анастасия Отрощенко – многодетная мама,
учитель русского языка и литературы в Димитриевской школе.
Работала редактором программы на радиостанции «Радонеж», редактором рубрики ряда современных журналов различной тематики, литературным редактором в издательстве.
Читать предыдущий выпуск колонки Анастасии Отрощенко

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?