Один день, один автомобиль и много детей
Часть 1

Не знаю как вас, а меня наступление майского тепла всегда подталкивает к путешествиям. А путешествие должно быть однодневное, автомобильное, необычное, и, конечно, экономичное

Не знаю как вас, а меня наступление майского тепла всегда подталкивает к путешествиям. Конечно, хочется чего-то экзотического: мельчайшего кораллового песка пляжей Барбадоса, венской оперы не по каналу «Культура», тропических лесов и вулканов Бали, в крайнем случае, снежных вершин Большого Кавказского хребта… Однако наличие четырех детей ограничивает это стремление к перемене мест, и все в основном сводится к следующему балансу: путешествие должно быть однодневное – из-за нехватки времени, автомобильное – из-за того, что детям удобнее 4 часа выяснять отношения без свидетелей, необычное, потому что иначе не объяснишь, а зачем все это было надо, и, конечно, экономичное (без комментариев).

Все маршруты, о которых речь пойдет ниже, оказались действительно интересными для детей и взрослых, доступными и познавательными. Планировать эти поездки надо заранее, так как во все путешествия имеет смысл отправляться с экскурсоводом – лично мне всегда ближе бродить по понравившемуся месту в относительном одиночестве, но в нашем случае можно многое потерять и упустить, не приткнувшись к эксперту.

5 км от Москвы: Переделкино

Писательский поселок начал формироваться в 1930-е годы. Именно тогда здесь появился Корней Чуковский. В настоящее время в Переделкине есть несколько домов-музеев, но именно музей Чуковского интересно посещать с разновозрастными детьми.


Переделкино. Дом-музей К.И.Чуковского

Первое, что вы увидите во дворе, будет чудо-дерево, на котором «не листочки, не цветочки, а чулки да башмаки, словно яблоки». Выросло дерево само по себе, уже после смерти писателя – просто посетители стали привязывать детские ботинки к веточкам в память о чудесных стихах величайшего сказочника нашей страны.

Каким бывает музей

Сам дом сохранил дух эпохи. Иногда в рекламных буклетах пишут, что интерьер такого-то музея «воссоздан таким, каким он был в последние годы жизни писателя», но к музею Чуковского это не относится просто потому, что его не надо было «воссоздавать». В начале октября 1969 года Чуковского срочно госпитализировали с подозрением на желтуху, накануне он разложил на столике около кровати те книги, над которыми собирался работать с утра – он делал так каждый день, а в конце октября его не стало. Когда отдыхающие в соседнем санатории узнали, что умер дедушка Корней, они пришли к его дому, чтобы увидеть, как он жил, чтобы отдать последний долг великому человеку. Их впустили. А потом они привели с собой знакомых, а знакомые своих знакомых, и получилось, что музей был «открыт» буквально на следующий день после смерти К.И. (официально же 1 июня 1971 г.). А книги, разложенные накануне внезапного отъезда в больницу, так и остались на тех же самых местах. Да, собственно, и все здесь остается так, как было при жизни Чуковского – фотографии, письменные принадлежности, подарки, рукописи, картины, книги с пометками писателя, графика.

Жизнь равная веку

Вещи, которыми наполнен дом, напоминают нам о жизни, равной почти целому веку истории русской культуры. Чуковский родился в 1882 году. Он общался со Львом Толстым и Репиным, Блоком и Маяковским, Ахматовой и Пастернаком, Бродским и Андреевым, Солженицыным и Куприным, Шостаковичем и Коровиным. По сути, не было практически ни одной сколько-нибудь заметной фигуры ХХ века, с кем бы ни общался Корней Чуковский. Многим из этих людей он смог чем-то помочь – во время голода 1920-х или репрессий 1930-х годов, во время войны или после, когда снова надо было «хлопотать» о тех, кто не вписывался в советские рамки.

Это был человек, освоивший 10 профессий, так или иначе связанных с филологией. Человек, который создал культуру детской сказки и теорию перевода в России. Человек, открывший нам стихи Некрасова не как поэта-революционера и бытописателя, а как тонкого лирика и стихотворного новатора. Человек, написавший множество замечательных статей о своих современниках. Обо всем об этом можно узнать в его доме, ко всему можно прикоснуться.

Интересно, что тот образ «дедушки Корнея», который возникает в нашем сознании при упоминании фамилии Чуковский, на самом деле возник уже в последние годы жизни писателя: патриарх детской книги, непревзойденный мастер перевода и оксфордский доктор литературы.

По сути, признание, слава и материальное благополучие пришли к нему в 1960-е годы. Вся жизнь прошла в непрерывной борьбе. В юности его выгнали из гимназии, так как в 1898 году вышло «Постановление о кухаркиных детях», и он, стремящийся к знаниям, вынужден был заниматься самообразованием – даже английский, который он знал в совершенстве, он выучил по самоучителю. Этим, кстати, объясняется никудышное произношение Чуковского, открывшего русским детям Шерлока Холмса и Тома Сойера. В 20 лет он женился, стали рождаться дети, он вынужден был работать сразу в нескольких местах, чтобы прокормить большую семью.


И.Э.Грабарь Портрет Корнея Чуковского

В 1906 году Чуковские покупают свой первый дом (до этого жилье было съемным) – дачу в Куоккале под Петербургом. Кажется, что пришла стабильность, но наступают революционные годы. Чуковские переезжают в Петербург, чтобы иметь возможность учить старших детей. Куоккала становится частью Финляндии и отныне 40-летний писатель опять ничего не имеет за душой. В 1917 году выходит в свет первая его сказка «Крокодил», затем другие. В Петербурге голод, в 1921 году умирает Блок, с которым они особенно сближаются в эти годы, расстрелян Гумилев. У Чуковского рождается четвертый ребенок – дочь Мурочка. Арестовывают его старшую дочь Лидию, но его стараниями и хлопотами она возвращается из ссылки уже через год.

Гонение на сказку

В конце двадцатых Надежду Крупскую – главного педагога страны – осеняет, что в советской России сказке не место, это отживший жанр. Писать книги, в которых звери разговаривают, значит вводить советских детей в заблуждение. Отныне сказки Чуковского запрещены, его не издают, изданное ранее изымают из библиотек. Наступают страшные тридцатые годы. Заболевает костным туберкулезом Мурочка, попытки спасти ее ни к чему не приводят, она умирает в страшных мучениях, с ампутированными ногами, потеряв зрение, на руках у родителей. Чуковскому кажется, что он уже прожил свою жизнь. Дальше не будет ничего. Но жизнь продолжается. Она становится тяжелее и тяжелее, но не кончается, и Чуковский принимает каждый новый удар стоически – многие друзья сосланы, расстрелян муж старшей дочери – физик Марк Бронштейн.

В 1938 году Чуковские переезжают в Москву, где он и получает переделкинскую дачу, его снова начинают печатать, кажется, наступает более стабильный период. Но начинается война. Старший сын Николай оказывается в блокадном Ленинграде, младший Борис погибает в 1942 году, Чуковских старших эвакуируют в Ташкент. Снова нечего есть, немолодой и уставший К.И. читает свои сказки на утренниках и лекции по литературе вечерами.

После войны – новое гонение на сказку, опять Чуковский под запретом, как когда-то в двадцатые годы. Тяжело болеет жена, не сумевшая перенести гибели двух детей. Надо воспитывать внука Женю – единственного ребенка погибшего сына. В стране вовсю разворачивается борьба с космополитизмом, снова репрессии. Когда-то Чуковский подружился с еврейским поэтом Львом Квитко, открыл его русским читателям, Квитко расстрелян. В 1950-м году в дневнике в день своего рождения Чуковский напишет: «Мне 68 лет сегодня. Ощущение жертвы, которую тянут веревками на виселицу».

Внуки, правнуки и просто дети

Пятидесятые. Смерть Сталина, оттепель, но умирает жена – близкий и родной человек. Чуковскому кажется, что он и сам умер вместе с женой. Затем начинается травля Бориса Пастернака – ближайшего соседа по Переделкино и друга. Потом умирает и Пастернак. А он все живет и живет. Надо растить внука Женю, а это нелегко. Мальчик озорной, хулиганистый – устраивает взрывы, поджигает осиные гнезда, гоняет по поселку на мотоцикле. 70-летний К. И. садился сзади внука на мотоцикл и тогда это немного охлаждало женин пыл – он старался кататься медленнее. Наконец, вырос и Женя, поступил в институт, женился на дочке композитора Д.Шостаковича.

«В семь часов утра над перилами балкона (на втором этаже) появилась голова внука Жени.
– Дед, у меня родился сын.
– Поздравляю. Сколько?
– Пятьдесят. На пеленки.
– Хорошо. Получишь. Только моей крови там меньший процент, чем Дмитрия Дмитриевича. Я – прадед, а он – дед. Скажи ему, чтоб взял на себя бОльшую часть забот.
– Хорошо.
– Надо послать розы Гале.
– Старик Нилин еще спит, пойду, нарву у него в саду.
Голова исчезла».

Чуковский у построенной им детской библиотеки в Переделкине

В эти же годы писатель на свои личные средства строит в Переделкине детскую библиотеку. Желание рассказывать о книге, просвещать и открывать новый ми – мир слова – всю жизнь было главным для Чуковского. Теперь, на старости лет, он решил материализовать эту идею. Он сам ежедневно приходит в библиотеку, рассказывает ребятам о книгах, читает вслух. В то же время у себя на участке он устраивает костры – для соседских детей, внуков и правнуков. Сюда приезжают детские писатели, они принимают участие в чтениях и играх. Традиция переделкинских костров сохраняется до сих пор.

Летний день

В Переделкине хорошо в любое время года, но все же летом все особенное. Мне кажется, что в книгах Чуковский старался передать отношение к жизни как к радостному летнему дню на даче, когда греет солнце и спеют ягоды, на велосипедах катаются дети с ободранными коленками, а в траве стрекочут кузнечики.

В этом путешествии с детьми каждый может совершить какое-то «открытие». Например, зная иллюстрации Конашевича, вы всегда были уверены, что Мойдодыр – это такой большой шкаф? Но оказывается, что все совсем не так. Мойдодыр времен написания сказки – это таз и кувшин. Они и стоят в гостиной дома сказочника, а подарили их ему друзья – Агния Барто и Самуил Маршак.

Очевидно, что такие места, как Переделкино, помогают почувствовать связь эпох. Человек, живший в этом доме, которого, возможно, могли застать в живых мы с вами, общался со Львом Толстым и переписывался с Репиным, пережил революцию и увидел, как полетел самолет, ругал диснеевские мультфильмы про Дональда Дака и встречался с Юрием Гагариным. Последняя статья, над которой он работал, была посвящена голливудским блокбастерам («Триллеры и чиллеры») и не утратила актуальность до сих пор.

Дом-музей К.И.Чуковского предлагает следующие экскурсии:

История книги «От двух до пяти»
Чуковский и поэты Серебряного века
Чуковский и Пастернак
Солженицын и семья Чуковских
Потаенные стихи Анны Ахматовой
Искусство перевода
Путешествие по страницам «Чукоккалы»
«Детские» поэты и художники
Литературное Переделкино

Анастасия ОТРОЩЕНКО

Об авторе:
Анастасия Отрощенко – многодетная мама,
учитель русского языка и литературы в Димитриевской школе.
Работала редактором программы на радиостанции «Радонеж», редактором рубрики ряда современных журналов различной тематики, литературным редактором в издательстве.
Читать предыдущий выпуск колонки Анастасии Отрощенко

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?