С 1 сентября 2026 года во всех школах России будут ставить оценки за поведение. Министерство просвещения уже подготовило соответствующий проект приказа.
Эксперимент, который в 2025–2026 учебном году проходил в нескольких регионах, признали успешным досрочно. Педагогическое сообщество на Всероссийском экспертном педагогическом совете признало: возвращение оценок за поведение помогает укрепить авторитет учителя и порядок в классах.
Вместе с экспертами мы решили разобраться, как будет работать новая система, кто и по каким параметрам будет выставлять оценки за поведение и, главное, поможет ли это решить проблему конфликтов между учениками и педагогами?
В чем суть эксперимента с оценками за поведение и что он показал?
С 1 сентября 2025 года в 89 школах Тульской, Ярославской, Новгородской, Ленинградской областей, ЛНР, Чечни и Мордовии ученикам с 5-го по 8-й класс включительно выставляли оценки за поведение. Учебные заведения согласились на эксперимент добровольно. При этом младшие и старшие школы были сознательно исключены из испытаний. Всего в эксперименте принимали участие более 40 тысяч детей.
По сути, это пробный шаг. Было объявлено, что в будущем программу распространят на все учебные заведения России – в случае если результаты первого опыта покажутся его организаторам удовлетворительными.
Так и произошло. Представляя предварительные результаты эксперимента на Всероссийском экспертном педагогическом совете, который прошел в конце декабря 2025 года, и.о. директора Института изучения детства, семьи и воспитания Александр Цветков заявил: «Согласно опросам, бо́льшая часть обучающихся положительно отнеслась к введению оценки поведения. Педагоги отметили, что критерии оценок поведения позволили им более детально относиться к каждому ученику, отслеживать его индивидуальные результаты и корректировать воспитательную работу».
С чиновниками согласны и рядовые учителя, принимавшие участие в эксперименте. Так, педагоги одной из ярославских школ, которая вошла в программу тестирования, признались журналистам, что после появления оценок за поведение «на переменах стало спокойнее».
Каковы критерии оценки за поведение?
Критерии совершенно прозрачны: они опубликованы в открытом доступе и были озвучены Министерством просвещения. Оценивая поведение ученика, педагогам предлагают учитывать:
— соблюдение дисциплины;
— социальное взаимодействие;
— личностные качества;
— учебную активность.
«Эти критерии кажутся расплывчатыми, но за ними стоят конкретные характеристики. Например, снижать балл за «соблюдение дисциплины» будут, если ученик систематически опаздывает, срывает уроки, нарушает запреты на гаджеты, курит на территории школы или портит имущество. Социальное взаимодействие – это умение дружить, учебная активность – это отношение к труду, а вот личностные качества – самое размытое понятие. Думаю, снижать баллы будут за безответственность, пассивность и агрессию», – считает психолог Александра Метальникова.
По какой системе ставят оценки за поведение?

В рамках эксперимента каждая школа могла выбрать для себя одну из трех систем оценивания:
— двухуровневую («зачет»/«незачет»);
— трехуровневую: (образцовое, удовлетворительное, неудовлетворительное поведение);
— пятиуровневую (от «отлично» до «совсем неудовлетворительно»).
Пока не известно, какой из трех вариантов будет выбран для повсеместного внедрения. Эксперимент проводили в том числе и для того, чтобы протестировать, какая шкала для оценки поведения учащихся была бы предпочтительна. Вероятно, для того чтобы принять окончательное решение, чиновникам потребуются данные за весь учебный год.
«Наиболее гибкой и психологически комфортной может оказаться зачетная система («зачет/незачет»), – считает учитель математики столичной школы № 1384 Алексей Мирошин. – Она позволяет фиксировать нарушения, не создавая избыточного давления «двойками», как в классической пятибалльной шкале. Но такая оценка не должна быть «только оценкой». Ее необходимо интегрировать в воспитательный процесс».
Кто и как часто будет выставлять оценки за поведение?
Формально выставлять оценки за поведение доверено классному руководителю, но при этом он должен руководствоваться отзывами других педагогов, которые взаимодействуют с ребенком.
Как это будет происходить технически, пока не совсем ясно: идет ли речь о беседах между педагогами или о централизованном голосовании в рамках педагогического совета.
По некоторым оговоркам в СМИ и редким комментариям, которые участники эксперимента давали журналистам, можно предположить, что оценки за поведение выставлялись в том числе в течение четверти (триместра) с тем, чтобы затем можно было вывести итог. Так, например, учащийся из Ярославской области рассказывает: «Если ты ведешь себя плохо, нарушаешь правила и бегаешь, то получаешь двойку или кол».
В одной из школ Ленинградской области выбрали другой путь: «Ставится такая отметка в конце каждой четверти, а чтобы она была объективной, мы выставляем среднюю оценку каждую неделю», – объяснял журналистам директор Кикеринской средней школы Александр Зайцев.
На что влияет оценка за поведение?
Пока неясно, на что именно будет влиять оценка за поведение и станет ли она поводом для отчисления учащегося, мотивом оставить его на второй год или причиной, чтобы отказать в остальном вполне успевающему ученику в зачислении в профильный класс, переводе после экзаменов в 10-й и так далее. Не известно также, будет ли включена оценка за поведение в итоговый аттестат.
Но то, что ее вес будет иметь значение, очевидно. «Если оценка за поведение будет возвращена, то нужно, чтобы она на что-то влияла… Она должна быть равноценной с другими оценками», – говорил об этом президент РФ Владимир Путин еще на стадии обсуждения пилотного проекта.
Если будут приняты соответствующие административные решения, например, оценка за поведение будет включена в итоговый балл по ЕГЭ, это может повлиять и на взрослую жизнь вчерашнего школьника. «Низкий балл за поведение в выпускном классе может быть основанием для недопуска абитуриента к поступлению в вуз на определенные общественно значимые специальности, связанные с медициной, образованием и другими общественно значимыми специальностями», – считает старший преподаватель кафедры маркетинга Государственного университета управления Петр Тазов.
Но есть и еще один неожиданный поворот. Декан факультета педагогики и психологии Уфимского университета науки и технологий Лилия Абдуллина предполагает, что оценки за поведение могут стать своеобразным KPI для директора: чем они ниже, тем явно больше проблем в данной конкретной школе. Возникает вопрос, а справляется ли администрация со своей работой?
В зоне риска и педагоги: классным руководителям, оценившим поведение учеников как неудовлетворительное, вероятно, придется объяснять, какие меры они приняли к нарушителям, проводили ли беседы с хулиганами, приглашали ли в школу их родителей?
Как будут оценивать детей с СДВГ, РАС и другими поведенческими особенностями?

Авторы инициативы уверяют, что в критериях оценки были учтены такие поведенческие особенности современных школьников, как СДВГ и РАС, и обещают, что педагоги будут отличать действительно плохое поведение от различных проявлений диагноза. То же касается учеников, которые посещают школу в рамках инклюзии: предъявлять к ним заведомо неисполнимые требования не должны.
Федеральный консультант Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) по образованию Карина Мирзоева поясняет, что даже плохая оценка за поведение юридически не может быть поводом для исключения ученика из школы, поскольку образование в нашей стране обязательное.
«Пока все кажется безобидным для наших подопечных (детей-инвалидов. – Ред.)», – комментирует эксперт.
Вместе с тем она опасается, что введение оценок за поведение может стать еще одним механизмом, который позволит школе предлагать родителям детей с поведенческими нарушениями домашнее или гибридное обучение вместо полноценного участия в учебном процессе. «Возможно, мы уже на практике поймем, что не так и какие дополнительные предложения и уточнения нужно будет внести», – говорит Карина Мирзоева.
Оценка за поведение правда поможет решить все школьные проблемы?
Авторы инициативы неоднократно подчеркивали, что оценка за поведение поможет отрегулировать отношения между учителями и учениками в сторону уважения к старшим. «Введение оценки за поведение сегодня не должно рассматриваться как карательная мера или инструмент давления. Смысл этой инициативы – в возвращении воспитательной составляющей в образовательный процесс, которая в последние годы объективно ослабла», – говорит депутат Государственной Думы, член комитета по просвещению Анна Скрозникова.
Депутат подчеркивает, что в норме плохая оценка должна стать не клеймом, а сигналом о том, что требуется помощь и внимание – как к отдельному ученику, так и ко всему коллективу, если в целом «успеваемость» по поведению падает.
Наказывать ученика за плохое поведение, по мнению парламентария, недопустимо, а вот помочь – просто необходимо. «Если оценка за поведение станет инструментом ранней помощи и сопровождения, а не средством давления, она может сыграть положительную роль в воспитании и развитии детей», – отмечает Анна Скрозникова.
О важности оценки за поведение для учителей, учеников и их родителей говорит и руководитель сообщества психологов и педагогов «Маяк души» Наталья Урбанская. «В моем видении это даже не зачетный балл, а некая диагностическая карта развития личности с отметкой рейтинговых показателей», – делится эксперт. Она описывает свой опыт в одной из частных школ, где дети сами отмечали свои достижения за четверть, а классный руководитель, ознакомившись с картой, проводил личную экспресс-беседу и после этого озвучивал оценку за поведение и выставлял балл в журнал. Такой подход, по мнению эксперта, действительно мог бы помочь, но он не всегда реализуем: «Для среднестатистического классного руководителя с повышенной нагрузкой тема оценок останется в рамках механического выставления балла».
О потенциальной опасности предупреждает декан факультета педагогики и психологии Уфимского университета науки и технологий Лилия Абдуллина. Она напоминает, что законные меры воздействия на ученика с плохим поведением уже существуют: это беседа, выговор, вызов родителей, наконец, постановка на внутришкольный учет. Оценка же вызывает соблазн использовать ее в качестве наказания. «Это приговор, – говорит Абдуллина, – «тройка» в журнале не исправляет поведение, она лишь клеймит». По мнению эксперта, с повсеместным внедрением оценок проблемное поведение не исчезнет, оно просто уйдет в тень, а доверие между учеником и школой будет окончательно подорвано.
Коллажи Дмитрия ПЕТРОВА

