Нужно ли прощать, если моя обида справедлива?

«Прощайте, и прощены будете» – сказал нам Господь. Но как быть, если обида надолго задерживается в душе, продолжая терзать и мучить? И что делать, если кто-то нас обманул, обокрал, – неужели мы должны об этом забыть?
О христианском прощении рассуждает церковный публицист, настоятель храма Первоверховных апостолов Петра и Павла города Саратова Игумен Нектарий Морозов.

Право на слабость

Совершенно очевидно: жить с обидами, непрощенными и непреодоленными, гораздо труднее, нежели без них. Даже если кто-то заслужил, чтобы на него обижались, то, тая обиду и храня недобрую память о таком человеке, мы, в первую очередь, мучаем самих себя. Зачастую людям, на которых мы сердимся, нет дела до наших переживаний, они и не замечают их. А мы замечаем, чувствуем, что наше сердце отягощено, отравлено и измучено, что у нас совершенно нет сил. Понимание того, что нужно сбросить этот груз, и является убедительнейшей составляющей мотивации к прощению.

Разрешая себе обижаться, человек разрешает себе быть слабым. У человека есть право на обиду, на слабость, но реализация этого права крайне накладна для нас самих, поэтому гораздо правильнее обиду себе не разрешать.

Любое событие, которое в нашей жизни произошло, нуждается в той или иной оценке. Если человек реализовал какой-то злой умысел в отношении нас, поступил подло, коварно, мы не можем этим фактом пренебречь – мы должны из этого сделать выводы. Не говоря уже о том, что это может касаться и наших близких, а мы не должны подвергать их риску.

Ситуация ситуации рознь. Бывает так, что произошедшее является результатом человеческой немощности, слабости. Это повод не только простить, но и забыть. Если же произошло что-то по-настоящему тяжелое или даже страшное, то простить обязательно нужно, но забывать не стоит. Свои взаимоотношения с человеком придется скорректировать, ведь если он умышленно причинил зло, то нельзя допускать этого во второй раз.

Христианская оценка ситуации и здравый смысл

Покаяние – то что помогает человеку справляться с теми греховными состояниями, которые он переживает, справляться с теми страстями, которые живут в его душе. На пути к покаянию есть такая вещь как правильная оценка – человек пытается понять, как относиться к той или иной ситуации: как к этому необходимо отнестись по-христиански и как отнестись с точки зрения здравого смысла, правильно. По большому счету, это вещи совпадающие.

Когда мы слышим о греховности чего-либо, то очень легко копнуть чуть глубже и понять, что это не просто формальное определение чего-то как греха, здесь заключается ошибка. В обиде заключается ошибка. Сказать: «Я обижен» означает сказать «я человек слабый, уязвленный и даже ущербный». А нужно быть человеком сильным, полноценным, великодушным. Если мы понимаем, что таковыми не являемся, то это наша ошибка, которую нужно исправить.

Воспитание великодушия – то, что помогает прощать.

Господь прощает нам сейчас то, что мы делаем, Он прощал тех людей, которые причиняли Ему очевидное материальное зло. Но Господь безгрешен, а каждый из нас имеет «левую щеку». Преподобный Амвросий Оптинский говорил о том, что левая щека – это наша неправота, о которой не знает никто, кроме нас самих и Бога. Это то, за что мы порой не терпим никакого наказания, потому что люди об этом просто не ведают. Поэтому когда нас за что-то незаслуженно обижает, надо вспомнить все наши «заслуги», за которые можно было бы обидеть, но никто о них не ведает.

Обиду можно перерасти

Мы можем свою обиду перерасти, над ней возвыситься. Обижаться свойственно ребенку, а реакция взрослого человека должна быть другой: после произошедшего нужно подумать о том, как правильно отнестись к ситуации, что предпринять, какой опыт извлечь нам и другому человеку. Мы можем использовать ситуацию, в которой нас кто-то обижает, как для обретения смирения, так и во многих других благих целях.

Универсальный христианский подход человека к жизни заключается в возможности любую ситуацию, даже ту, которая для другого человека была бы вредной, использовать себе во благо. Христианин себе во благо может использовать как найденный миллион, так и потерю последних денег; во благо себе использовать здоровье и во благо себе обратить болезнь. То же самое с обидами, то же самое с обидчиками.

Бывает так, что провинившийся просит прощения, значит, в этом прощении он нуждается. Если же не просит, то не нуждается. Мы же всегда нуждаемся в том, чтобы простить. Прощение – правильное состояние, непрощение – разрушительное. Когда мы прощаем, мы чувствуем удивительную внутреннюю свободу, внутреннюю широту, которой в иное время у нас нет, удивительную близость к Богу. Это то, ради чего точно можно простить. Если у нас не хватает сил простить великодушно, то стоит прощать в «эгоистических» целях, постепенно учась прощать всей душой и искренне.

Господь хочет, чтобы мы отпустили все обиды. Прощение приближает нас к Тому, Кто молился на кресте о распинающих Его – ко Христу. Умение прощать – не что-то недостижимое, и оно способно сделать нас максимально близкими к Богу.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?