Обезьяна всех болезней: не обязательно быть истериком, чтобы запустить в кого-то пепельницей

Истерия – болезнь, заставляющая человека не только страдать от нее самой, но и делающая его социально опасным. Между тем, определение истерии именно как болезни – прерогатива специалистов, да и то не всех

Истерия – болезнь, заставляющая человека не только страдать от нее самой, но и делающая его социально опасным. Жить рядом с истерической личностью может оказаться не менее тяжело, чем, например, с буйным алкоголиком. Между тем, определение истерии именно как болезни – прерогатива специалистов, да и то не всех.

Как правило, общество воспринимает истериков как просто взбалмошных, плохо воспитанных людей, поэтому отношение к ним колеблется от неразумного умиления их чувствительностью и необычностью до открытой агрессии – в зависимости от обстоятельств. То и другое – крайности, порой, приводящие к трагедиям. И, похоже, отношение к истерии именно как к болезни и есть та самая «золотая середина». Об этой болезни мы поговорили с Павлом Румянцевым, врачом-психиатром, чья книга «В поисках нормы» вышла в издательстве «Генезис».

– Как бы вы в нескольких фразах охарактеризовали личность, подверженную истерии?
– Себялюбие. Эгоцентризм. Желание быть замеченным, понравится окружающим – отсюда идет главная черта истерика, жажда признания.

– По каким причинам истерию исключают из списка болезней или переименовывают, разбрасывают ее симптомы по разным нозологиям? Происходит ли это где-либо в связи с так называемой политкорректностью?
– Нужно начать с того, что термином «истерия» обозначают не одно, а несколько состояний психики. Отсюда и происходит вся путаница даже в профессиональной классификации.

Первое – существуют истерические реакции. Самые известные – капризы ребенка, ступор (остолбенение от страха), истерическое возбуждение (например, в ответ на невыполненное обещание) и тому подобное. Второе – истерические психические расстройства, такие как истерические припадки, параличи, мутизм (немота), истерическая слепота, истерическая потеря памяти (псевдодеменция) и другие. Особое место среди истерических болезней занимают психосоматические расстройства. Истерию не зря называют «обезьяной всех болезней». Она может имитировать расстройства любого органа. И третье, собственно, истерическая личность, обусловленная врожденной конституцией, воспитанием и прочими жизненными обстоятельствами.

Первое и второе может развиться не только у истерической личности, но и у любого человека. Истерическая форма реагирования очень древняя. А вот постоянные истерические проявления на протяжении всей жизни свойственны только истерическим личностям. И о таких личностях чаще всего и спрашивают. Они заметны в обществе, так как в основе поведения у них лежит эгоцентризм, жажда признания, неумение сдерживать свое «Я».

Это не очень приятные черты человеческого характера, поэтому, наверное, термин «истерическая личность» в последних классификациях психических болезней и заменен на ряд других терминов. Это было сделано не из-за какой-то политкорректности (хотя это сейчас модно), а именно в силу неприятия обществом. И в истории многие истерические личности оставили не лучший след.

– Утверждают, что истерия – женская болезнь. Если так, то насколько сильно она связана с физиологией? И могут ли влиять на степень яркости истерических проявлений воспитание, мировоззрение человека?
– Как я уже говорил, истерические реакции достаточно древние по своему происхождению. Женщина в первобытном племени должна была как-то выделиться от других, чтобы именно ее заметил мужчина. Желание быть замеченной, понравится и составило суть женской натуры. Мужчине не нужно было быть заметным, охотник должен был быть скрытным, уметь выследить и захватить как дичь, так и самку.

А как женщина могла стать заметной? Различными ухищрениями: бусы, бантики, пояски и прочее, что в последующем эволюционирует в макияж и моду. И поведением: от примитивных истерик до более сложных приемов обольщения и привлечения и даже стравливания соперников. Поэтому по сути своей истерическое развитие свойственно женской натуре. Отсюда утверждение, что истерия – болезнь женская. Ведь «Hysterа» в переводе с греческого – «матка».

Древние врачи не зря связывали проявления истерии с женской сферой. Женщине свойственны природные циклические колебания настроения. Так вот, у истерических личностей эмоциональная неустойчивость повышенная, происходят немотивированные колебания настроения. «На меня что-то накатило, нахлынуло…» Утром что-то – белое, вечером это же явление – черное. Замечу: колебания настроения вообще свойственно всем женщинам, просто у женщин с истерическим радикалом они более выражены и трудно поддаются коррекции.

– Истерические проявления у мужчины – исключительно признак инфантилизма? Могут ли какие-то органические поражения вызывать истерическое поведение у мужчины?
– А вот у мужчины, по природе «скрытного охотника», не может быть никаких истерических проявлений. И если случаются, то чаще у инфантильных личностей. Поскольку дифференцировка мужского и женского начала у них на каком-то этапе задержалась. Любопытно, что мужчина-истерик вызывает у окружающих более резкое неприятие, чем женщина-истеричка. Это тоже косвенно указывает на гендерные отличия.

Мужчины-истерического типа из кожи вон лезут, чтобы добиться признания. Прибежищем их становятся разного рода клубы. Посмотрите на какого-нибудь мачо, например: мускулы являются теми же бусами и побрякушками для привлечения внимания и желания понравится. Много истериков в попсовой тусовке. Вычурные наряды, безвкусные песни. И прожигающее телеэкран желание добиться признания! Любым способом: скандалы, сплетни, лишь бы быть в центре внимания. Актер-истерик никогда не добьется выдающихся успехов, поскольку все его чувства поверхностны, сиюминутны. Он не может дать глубину чувств и мыслей.

Отчего мужчины развиваются по истерическому типу можно только догадываться: нарушено гендерное воспитание (сколько сейчас неполных семей!), снижена роль мужчины-добытчика, идет сглаживание мужской и женской роли. И много чего еще происходит в современном мире… Но вот чего точно не бывает: не был истериком и вдруг, после какого-то органического заболевания, им стал. Наоборот, недавние исследования ученых показали, что даже у глубоко слабоумных больных, когда рушатся многие связи, страдает память, истерические проявления характера сохраняются до самой смерти. Это еще раз доказывает, что истерические реакции достаточно древние по происхождению.

– На капризы девочек нужно смотреть более снисходительно, чем на капризы мальчиков – и тогда «это работает в нужном гендерном направлении». Но до какой степени снисходительно можно смотреть на капризы девочек? Где та грань, за которой будет уже не снисходительность, а потакание развитию болезни?
– Сложно определить грань, за которой мы видим уже нездоровую истерическую личность. Если посмотреть на истерическую личность в крайнем ее проявлении, то создастся впечатление, что в ней собраны все человеческие пороки: эгоистичный, тщеславный, шумный, лживый, притворный, бессовестный, хвастливый, врун (псевдолог), капризный, бестактный, равнодушный, распущенный и так далее.

Если повернуться спиной к порокам и обратится к противоположным значениям, то получим такие пары:
скромный – тщеславный
альтруист – эгоист
сдержанный – шумный
честный – лживый
искренний – притворный, фальшивый
совестливый – бессовестный
стеснительный – хвастливый
правдивый – врун
спокойный – капризный
отзывчивый – равнодушный
сдержанный – распущенный
И так далее.

Вот и получается: смотрим на левый столбец – одни достоинства, поворачиваемся в другую сторону – за голову хватаемся, сколько всякой дряни может быть в человеке! Но в русском языке, да и не только в русском, существует множество переходных, снисходительных, порой даже ласковых названий этих самых отрицательных черт.

К примеру, про хвастливых можно сказать: хвастунишка, бахвальщик, «я» – последняя буква в алфавите. Про лжецов – шутник, обманщик, лгунишка, врунишка. Про шумного – юморной, весельчак. Как и в языке, истерические черты характера могут присутствовать в таких же переходных состояниях, не являясь по сути болезненными проявлениями. В психиатрии это называется акцентуациями.

Такие признаки только обогащают личность, придают ей своеобразный колорит. Чего плохого в человеке юморном, весельчаке, шутнике, безобидном хвастунишке? А если хвастун не безобидный и своим бестактным бахвальством достал все общество? С этого и начинается определение той грани, за которой стоят болезненные проявления. Чтобы человек не перешел грань в сторону болезни и пошел в сторону нормотипичности, существуют различные институты: воспитание, национальные традиции, общественные приоритеты, большую роль играет религия. Не вдаваясь в детали, можно отметить, что с точки зрения религии истерические расстройства можно охарактеризовать фразой «страсть тщеславия». И во многом от человека зависит, может ли он управлять своим «эго» или вознесется в своей необузданной жажде признания. Зато, с другой стороны, человек, совладавший со своими страстями, приближается к идеалу.

С этих позиций главная цель в воспитании ребенка – научить его справляться со своими характерологическими особенностями. Потакать капризам девочки не стоит, однако подавление их тоже ни к чему хорошему не приведет, так как желание быть замеченной, понравиться – одна из главных составляющих женской натуры. Это надо знать. А вот капризы мальчика все-таки лучше не взращивать. Вырастет истерик, жить с которым невозможно. Говорить о грани легко, да вот прочувствовать ее трудно. Может, мои рассуждения на эту тему в чем-то кому-то помогут, и это уже будет хорошо, не зря, значит, беседуем.

– Если истерия как болезнь уже развилась – что делать ближним больного? Могут ли в таком случае оказать терапевтическое воздействие чисто воспитательные меры (например, взывать к чувствам собственного достоинства и ответственности, не потакать, не вступать в диалог с человеком, пока он «истерит»)? Или здесь уже не обойтись без обращения к специалистам?
– Если истерическая личность уже развилась, то воспитательные меры, увы, опоздали. Единственное, что в этом случае помогает – сама жизнь. Есть такое выражение: «на ошибках учатся». Жизненные обстоятельства заставляют человека овладевать механизмами сдерживания своего «Эго». Большинству помогает. Но не всем.

Многие всю жизнь ведут себя стереотипно, с истерическими проявлениями. Родственникам можно посоветовать поощрять поведение, которое сдерживает, и категорически не воспринимать истерические проявления. Вплоть до разрыва отношений. Только сильные эмоциональные встряски могут заставить что-то изменить. Разумеется, резкие выяснения отношений не следует устраивать в период «когда истерит». Можно спровоцировать еще худшие реакции, тот же суицид. А вот на спокойную голову поговорить стоит. И настаивать на своем.

И опять перед нами стоит эта хрупкая грань: когда можно, когда нельзя. Если бы все было так легко, то и проблемы бы не было. Поэтому-то и нужны специалисты. Лучше всех в таких ситуациях помогают психологи. Только найти хорошего психолога тоже не так легко. Но, как говорится, было бы желание.

– Если все же обратиться к специалистам, то можно ли обойтись без медикаментозного лечения, без «химии»?
– Чаще коррекция поведения истерической личности обходится без медикаментозного вмешательства. Поведение таблеткой не изменишь. Другое дело, когда идет истерика, истерическое возбуждение, истерическая депрессия – здесь возможно применение различных препаратов. Но решает это только врач-специалист. К сожалению, сами пациенты, да и врачи увлекаются разными лекарствами. Так проще – дать таблетку, чтобы успокоился. Планомерная психотерапевтическая работа требует больших душевных затрат и терпения.

– Вы пишете прямо: «Женщина-истеричка не научилась контролировать свои эмоции». Как вы относитесь к тому, что нынче дискредитируется сама идея контроля над своими эмоциями?
– Это не новое направление в психологии: дать волю эмоциям призывали и в XIX, и XX веках разные психиатрические школы. И тогда, дескать, не будет неврозов, фригидности, депрессии. Многие психиатрические «открытия» идут как бы по кругу и повторяются. Рациональное зерно в непротивлении эмоциям есть, но нельзя гипертрофировать то или иное учение. И женщин, и мужчин следует обучать сдерживать свои эмоциональные порывы. Надо воспитывать гармоничную личность, а не выращивать бесконтрольных эгоистов. В последнем же случае и общество перестает быть сплоченным (каждый тянет в свою сторону), и личность находится в вечном противоречии сама с собой («сегодня хочу так, завтра эдак»).

– Кажется, у женщины-истерички больше шансов стать жертвой домашнего насилия. Уместно ли здесь говорить о том, что она сама может провоцировать другого человека (не обязательно даже мужчину) на насилие, о своеобразном или даже о вполне обычном мазохизме? Можно ли истерическую личность саму назвать насильником/насильницей? Ведь со стороны такой личности возможны и психологические, и физические насильственные действия (например, залепить пощечину, запустить пепельницей и тому подобное). Или истерик – всегда жертва, потому что больной?
– Женщины-истерички как раз менее всего позволяют подвергать себя насилию. Они себя любят и обожают. Мазохизм больше свойственен невротическим, психастеническим личностям, неустойчивым, конформным. Они попадают под влияние сильных личностей и подчиняются им. Если у истерика – жажда признания, то у невротика – жажда одобрения. Через унижение они это одобрение получают и сами тоже испытывают удовлетворение.

Истерика как жертвы в прямом значении этого слова не бывает. Истерик играет в жертву, выставляет себя жертвой. Делает это красиво, артистично, убедительно. В этом суть и отличие истерика.

В самом вопросе происходит все та же путаница понятий болезни и истерической личности. «Кидание пепельницей» – это уже истерическое психическое расстройство – истерическое возбуждение. Не обязательно быть истериком, чтобы запустить в кого-то предметом! Просто, истерики это делают чаще. В таких случаях, как говорится, «лечиться надо». Когда я работал на cкорой помощи, то мы делали таким людям уколы успокоительные, сотрудники МВД просто ограничивали их свободу и призывали к порядку. Судебные психиатры, как правило, признают людей с подобным поведением вменяемыми. Так что прежде чем швыряться и кидаться, следует все-таки подумать о последствиях.

Надо сказать, что у истерии могут быть и положительные проявления. Например, истерические личности очень тонко чувствуют, чего от них ожидает общество. И здесь они могут опережать многих: угадывать талантливого писателя, художника. Помогать таким людям. Не бескорыстно, конечно, но чтобы и их заметили. У многих писателей, академиков такие преданные и понимающие жены. Говорю без иронии. Следует также помнить, что благодаря изучению истерических проявлений были открыты психотерапия, психоанализ, вся сексопатология. А это, согласитесь, немало. Так что в любом явлении есть и положительное и отрицательное. Важно, что победит в нашей жизни.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?