Об опыте строительства православного семейного детского дома

В нашем храме крестилось за последнее время более 150 интернатских детей. Мы стали брать детей на школьные каникулы и на выходные дни, а также в паломнические поездки.

Оказалось, эти дети очень отзывчивы на добро и ласку и умеют постоять за своё Православие, т.к. директор и часть воспитателей отрицательно относятся к воцерковлению детей

Несколько лет назад приход святителя Николая села Коткишево Нейского района Костромской епархии по благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра построил в деревне Дементьево Православный семейный детский дом. Он был укомплектован православными и воцерковленными детьми из расположенной неподалеку Нейской школы-интерната. В прошлом году рядом с первым было начато строительство второго дома. Мы публикуем статью настоятеля Никольского храма и директора детских домов о.Варфоломея, не новую, но подробно и ясно описывающую все этапы такого непростого дела, как организация конструктивной православной работы с детьми-сиротами в условиях российской «глубинки». Обращаем также Ваше внимание на сайт прихода святителя Николая села Коткишево, где можно прочитать последние новости о детских домах и проживающих там детях, а также увидеть фотографии.
В России остро стоит вопрос нежеланности детей. Мытарства ребёнка начинаются ещё до рождения. В наше время родиться трудно. Многие родители пытаются избавиться от детей всеми возможными способами. Если ребёнку повезёт родиться на свет, то от него могут отказаться или сразу в роддоме, или позже, когда родители своим страшным образом жизни отторгают собственных детей, и дети становятся бездомными. Они заполнили вокзалы больших и малых городов, они спят в люках, подъездах, подвалах, чердаках, угольных кучах и т.д. Они попрошайничают и воруют, становятся малолетними блудницами и блудниками, нюхают, колются, пьют, курят, ожесточаются, привыкают к насилию, утрачивают способность учиться и работать, жить обычной для ребёнка жизнью. Для их реабилитации уже сейчас нужны огромные духовные и материальные ресурсы.
Другой путь – это путь интернатского ребёнка. Здесь возможны варианты: усыновление или жизнь в стенах интерната. Данные обо всех детях-сиротах и детях, лишённых попечения родителей (социальных сиротах) в обязательном порядке вводятся в специальный банк данных, в котором можно найти информацию о детях на усыновление. Сейчас активно работают службы по усыновлению детей иностранцами. Наши дети в основном приятной внешности и незатронутым интеллектом ещё на уровне дома малютки или из дошкольной группы в интернатах отбираются за рубеж (в США, Испанию и др. страны). Дальнейший их жизненный путь в подавляющем большинстве случаев совершенно не известен.
Жизнь интернатского ребёнка далека от нормальной и совершенно бесправна. Обычно, интернат – это запущенное здание школьного типа советского периода с казёнными спальнями и классами, невкусным и неполноценным питанием, часто равнодушными, а порой грубыми воспитателями. Сами ребята называют себя «дети бата», т.е. «инкуБАТорские». Они не берегут вещи, сквернословят, пьют, курят, воруют, некоторые регулярно убегают и их возвращают с милицией. Часть девочек очень рано начинают «взрослую жизнь», продавая себя за жвачку, лак для ногтей, шоколадку и т.д. Если интернатские дети себя плохо ведут или медицински неудобны (частый энурез и т.п.), их отправляют в психиатрическую больницу или коррекционные интернаты. Интернатские дети плохо растут, т.к. находятся в состоянии постоянного психофизического стресса, подавлены, неопрятны, одеты в одежду не по росту, прячут руки в рукава и карманы, а голову в воротник, на их лицах печать неуверенности, беззащитности и отверженности. Стайки этих детей выделяются из среды домашних детей и заметны в любом городе. Их обычно не любят, опасаются, стараются держаться от них подальше, от их проблем отмахиваются. Редко кто приходит им на помощь. Для большинства – они всё те же нежеланные дети.
В дальнейшем участь этих детей печальна. Их доводят до 9-го класса (редко в какой школе-интернате есть 11 классов) и совершенно неготовых к обычной жизни, не знающих реальной ценности денег, не умеющих готовить, вести хозяйство, жить семьёй, закомплексованных отправляют в какое-нибудь училище. А далее, как сообщает Генпрокуратура РФ (данные за 2001 г. – см. журнал «Детский дом» №1 за 2001 г.), 10% выпускников интернатов заканчивают жизнь самоубийством, не справившись с реальными проблемами жизни, 40% становятся преступниками, т.к. их воля с детства подавлена, и они легко подчиняются чужому влиянию, 40% становятся алкоголиками и наркоманами, и только 10% социально адаптируются. Но и эти 10% удачны относительно, т.к. нет статистики, прослеживающей их жизнь хотя бы за 10 лет.
Будучи настоятелем приходского храма в костромской глубинке, я никак не мог предполагать, что когда-нибудь столкнусь с проблемами детских домов и детей-сирот. Выполняя послушание епархиального архиерея, наш приход организовал Воскресную школу для детей и взрослых. Наш храм находится в селе Коткишево, в 10 км. от районного центра г. Неи на северо-востоке Костромской области. И вот в храм и на занятия Воскресной школы стали ездить дети из Нейской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая является типичным детским учреждением такого рода. Пришлось познакомиться с жизнью интернатских детей поближе и ужаснуться. Нам пришлось устраивать трапезы после воскресной службы перед занятиями в Воскресной школе, чтобы накормить детей. Первое, что исчезало со столов, – это был хлеб, сколько бы его ни клали. Оказалось, что такие вещи, как апельсины, бананы, творог, сметана, неразбавленное молоко – для интернатских детей диковинка. Зимой многие ходят в лёгких куртках и старых кроссовках, которых тоже не хватает. Даже в храм некоторым из них приходилось ездить по очереди в одной паре обуви. Последняя зима была морозной. Температура в интернатских спальнях была от +3 до +8 °С. Замёрзла также прачечная и душевая. Дети два месяца не мылись и спали в верхней одежде. Завшивили практически все. В интернате не хватает даже электролампочек. На длинный коридор горит в лучшем случае 1 тусклая лампа. Воспитатели ходят вечером и ночью по интернату с фонариками. Многие туалеты – без дверей, так , что из коридора просматривается ряд унитазов. В изоляторе нет лекарств, кроме самых простых и зелёнки, которой тоже мало. Остро не хватает элементарных средств гигиены. Культурная работа сводится к просмотру боевиков и организации коллективных беснований на дискотеке. На этих дискотеках можно встретить пьяных подростков, начиная с 5-го класса.
Мы попытались предложить свою помощь, чтобы изменить хотя бы нравственную атмосферу в интернате. На приходские средства была оборудована молельная комната, в библиотеку пожертвована духовная литература. Регулярно стали проводить встречи с детьми и работниками интерната. К этому времени у нас появился старый автобус КАВЗ, который стал возить на службы и на занятия Воскресной школы всех желающих детей. При нашей Воскресной школе есть маленькая детская театральная студия «Мы – маленькие свечи», спектакли которой были показаны в доме престарелых, воинской части и самом интернате. Самое активное участие в спектаклях принимали дети из интерната.
В нашем храме крестилось за последнее время более 150 интернатских детей. Мы стали брать детей на школьные каникулы и на выходные дни, а также в паломнические поездки.
Оказалось, эти дети очень отзывчивы на добро и ласку и умеют постоять за своё Православие, т.к. директор и часть воспитателей отрицательно относятся к воцерковлению детей.
Сейчас в наш храм регулярно ходят, исповедуются и причащаются примерно 30 детей из интерната, а всего их там около 180 чел. Но по несколько раз в Храме были практически все. Даже те, кто не ходит, относятся к нам с уважением, если случилась беда, то просят помолиться, звонят с вопросами. Наш телефон стал для интернатских детей телефоном доверия.
Очень скоро мы пришли к выводу, что надо строить свой небольшой детский дом и забирать туда тех детей, которые регулярно посещают храм и Воскресную школу и хотят жить по-христиански. Мы решили попробовать построить небольшой семейный детский дом для мальчиков. Оказалось, что оформить его крайне трудно. Тогда была найдена следующая форма: мы строим приходской дом, приходское хозяйственное подворье, поселяем туда семью наших прихожан, которая становится приёмной для детей, которых мы хотим забрать из интерната.
В настоящее время построен такой детский дом с общей отапливаемой площадью – 170 кв.м. У детей будут комнаты на двоих, домашняя часовня, библиотека, своё хозяйство (огород, корова, лошадь, козы, куры). Это первый такой дом. Дети горячо молились о том, чтобы он был построен, а сейчас молятся о постройке второго дома. Опыт таких детских деревень есть – австрийские SOS-Kinderdorf. Наши интернаты в настоящее время – фабрики, калечащие души детей. Большие детские коллективы в казённых домах не оправдали себя во всём мире. По нашему скромному опыту нам кажется, что выход из создавшегося положения – создание небольших семейных детских домов на православной основе. Это не заменяет родную семью, но приближает к семейной обстановке любви, участия, доброты, труда и общей молитвы, когда семья – малая Церковь. Материальные затраты государства на содержание детей в таких малых семейных детских домах существенно меньше, чем в обычных интернатах.
В результате хотелось бы предложить следующее: начинать православное воспитание интернатских детей с дошкольного возраста, в доступной форме знакомить их с Законом Божьим, приучать к Храму и Святому Причащению; использовать различные формы работы с детьми (создание в интернатах молельных комнат, занятия и беседы с детьми в самих интернатах и Воскресных школах, регулярное посещение Храма, исповедь и Причастие, привлечение к послушанию в храме в качестве алтарников, чтецов, звонарей и др., совместные паломнические поездки, организация летних лагерей); оказание психологической помощи детям и воспитателям с православных позиций; при приходах строить православные детские дома, и находить для них приёмных родителей из числа благочестивых прихожан; в меру возможности клиру и прихожанам брать интернатских детей на выходные дни и каникулы и приучать их к православному образу жизни. Программа строительства семейных детских домов требует поддержки государства, депутатов, общественных объединений, т.к. при той бедности, в которой пребывает большинство сельских приходов Русской Православной Церкви, такое им будет не под силу.
Вокруг нас много детских домов, м.б. с лучшими условиями, чем наш Нейский интернат, но то, что детям там не хватает добра, ласки, нашего участия в их судьбе – это абсолютно точно! Нация, которая так, как мы сейчас, относится к своим детям, не имеет будущего!
Подробнее о нашем приходе, Воскресной школе, детском доме смотрите: http://www.kotkishevo.ru

Настоятель храма свт. Николая с. Коткишево
иеромонах Варфоломей (Коломацкий)

Этапы строительства второго Дома:








Образец квитанции для благотворительного взноса на продолжение строительства и обустройство нового здания Православного детского дома в с.Коткишево можно посмотреть и распечататьздесь

Источник: Сайт Всероссийского объединения Православных избирателей

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?