Cвятитель Мелетий Якутский
КОЛОНИЯ ПРОКАЖЕННЫХ
В августе прибыли в Якутск 5 сестер милосердия, отправленных из Московской Александровской обители «Утоли моя печали» Княгиней Н.Б. Шаховской, по убеждению известной Мисс-Марсден. Княгиня меня уведомила, что Его Императорское Высочество, Государь Наследник Цесаревич и Великий Князь Николай Александрович изволил Всемилостивейше пожертвовать на прокаженных 5 т. рублей, которыя Мисс-Марсден передала Княгине Шаховской, а ею последнею вся эта сумма с другими суммами и вещами поступила в распоряжение означенных сестер. На пути своем на ярмарках оне успели собрать много пожертвований. По общему соглашению решено было отправить в Вилюйск старшую сестру Соколову с двумя младшими сестрами, а Ильиной и Ростокиной дать должности при Якутской гражданской больнице. 23 ноября три сестры отправлены с доктором Несмеловым с тем, чтобы оне к моему приезду туда собрали из окрестных мест прокаженных <...>. Сестры милосердия явились достойными своего призвания. Старшая Соколова сама ездила в Средне-Вилюйскую Управу, разузнала места убежища прокаженных и привезла их в колонию. К 5 декабря – дню освящения колонии – их было 9 человек. Но вот затруднение. Якуты Средне- и Верхне-Вилюйского улусов совершенно отказались содержать прокаженных по переводе их в колонию. Частные благотворители, в том числе и духовенство, явились на помощь, обязавшись прокормить 9 челов. прокаженных до апреля месяца, а двух больных – до августа месяца <...>. Потом по предписанию Г. Губернатора принято еще 4 человека. Для помещения прокаженных построено 9 больших юрт светлых и просторных, по 4 саж. в квадрат; окна с тройными стеклами, посредине очаг (комелек), особо железная печь и нары по сторонам с разделом на каждого в виде кроватей. Сестры временно поместились тоже в юрте «приемный покой», при таких же условиях, а потом выехали в Вилюйск на квартиру, предложенную им бесплатно церковным старостою Корякиным. Расстояние от города 18 – 20 верст по ровной и удобной дороге.
На освящение колонии мы отправились 5 декабря <...>. Сестры милосердия сочли своим долгом обмыть прокаженных и вымыли их с головы до ног с мылом, не боясь заразы и не гнушаясь их ранами и струпьями. У одного на ноге осталась одна пятка, все выболело, подделаны деревяшки, и он все еще ходит. Затем Священник Иоанн Винокуров, привыкший к обращению с ними, приготовил их молитвою и исповедью ко св. причастию и приобщил Св. Христовых Тайн, дабы они жили со Христом и по смерти наследовали жизнь вечную и блаженное упокоение. Потом на всех их я возложил кресты и начал молебствие с водоосвящением; в конце молебствия благословил их Св. Иконою Святителя Иннокентия Иркутскаго Чудотворца, и для поднятия их упадшаго в скорбях и печалях духа, сказал в утешение несколько слов. <...> В заключение прочтена молитва на основание усыпальницы в честь и память Св. Лазаря Четверодневнаго, которую изъявил желание построить попечитель колонии Ив. Ник. Харитонов.
Санитарныя условия колонии следующия: юрты в 100 саж. одна от другой построены в лесу. Постройки сестер милосердия, для доктора, фельдшеров, причтовые дома и церковь будут строиться на р…, где была «Поповская заимка», в сосновом лесу, при озере, в виду р. Вилюя (саж. 300), от ближайшей юрты 150 саж. Таким образом колония растянулась на 1 1/2 вер., что должно способствовать чистоте воздуха, и колония не будет зачумленною <...>. На 100 человек, когда все соберутся в колонию, потребуется 8800 руб. в год. Доводя дело до конца, нужно постепенно всех зараженных сдвинуть в этот один пункт и приложить особенное старание о подании каждому помощи по существу его недуга. В числе 9 поселенных в колонии, по уверению сестры Соколовой, двое совсем не имеют признаков заразы, хотя жили вместе с прокаженными <...>. Должно полагать, что в числе прочих найдутся больные в различных степенях или с разными осложнениями, напр., от цынги и сифилиса, где возможно еще медицинское пособие медикаментами и ваннами. Если признавать, что проказа наследственна, то весьма возможно, что есть между сотнею зараженных, предрасположенные к выздоровлению. Устройство бань много поможет в оздоровлении таковых.
Но Священник Иоанн Винокуров свидетельствует, что в Средне-Вилюйском населении господствует действительно злокачественная проказа, у больных постепенно отпадают члены. Сосредоточение всех больных в колонии однако ж необходимо, чтобы очистить зараженную местность и предотвратить заражение прочих. Полагается необходимым в этих местах построить особые церкви <...>. На построение Средне-Вилюйской церкви еще в прошлом году мною отписано 3 т. р. из капитала П. Медынцевой, дарствованного Г. Обер-Прокурором Святейшаго Синода К.П. Победоносцевым на строение церквей. К этому делу нужно приступить ныне же даже в видах поддержания духа в народе. Якуты покуда на себе несут всю эту тяжесть экстренной постройки колонии, стоющей им до 2 т. рублей. Это для них весьма чувствительная затрата в настоящия трудныя времена. Они положительно обнищали, вследствие давнего содержания своих собратий – прокаженных и их семейств, от неурожая сена в этих годах, хлеба и неулова рыбы – несколько лет подряд. Без посторонней помощи не только сами собой они не могут пропитывать прокаженных по перевозке их в новую колонию, но едва ли сей год и в будущий в состоянии пропитать своих здоровых бедных безпомощных братий – калек, слепых, старцев и сирот. А о том бедственном положении, в каком находятся несчастные больные прокаженные, оставшиеся впредь до распоряжения о их помещении в ту же колонию для постояннаго приюта, страшно и говорить. Одно воспоминание о бедственном их положении и отчужденность от общества в лесу, вдали от всего живаго, невольно приводит в тревожное смущение. Помощь Правительства необходима в таком исключительном положении, в каком находится немалое число прокаженных, не только в Вилюйском округе, но еще ужаснее в Колымском крае <...>.
Но этим не кончается картина бедствий и болезней нашего Севера. Еще безотраднее положение прокаженных на Индигирке и Колыме. Число их тоже не малое. Несчастное положение их также давно вызывало заботы и меры Правительства. Были поручения медикам, были опыты лечения, но безуспешны, и никаких приютов устроено не было <...>. Походный Священник Александр Бережнов (умерший в прошлом году) нередко встречал прокаженных среди жилых наслегов и приобщал их Св. Таин. Священник Иоанн Винокуров на Индигирке сообщает, что в некоторых местах жители вымерли повально от проказы. Жена Черскаго, начальника Экспедиции <...>, сообщала мне, что она сама видела прокаженных женщин <...>, но домашние до того боятся этой заразы, что при первых признаках ея сейчас же больных удаляют от себя, и они мрут не столько от проказы, сколько от голодной смерти <...>. Благочинный Средне-Колымских церквей, Священник Трифонов доносит, что в Колымском округе больных проказой очень много; доводится ежегодно хоронить от 3 до 5 человек, но в Нижне-Колымском округе (у самого моря) нет прокаженных. Необходимо устроить колонию, подобно Вилюйской, вблизи г. Средне-Колымска <...>.
Такое безотрадное положение наших инородцев, в каком они находятся, от безучастия в их судьбе приводит меня к следующей мысли. Не лучше ли было бы заранее позаботиться надлежащим образом об устройстве быта христиан-инородцев <...>. 27 лет непрерывно провел я на служении Иркутской и Забайкальской миссии и могу достоверно свидетельствовать, что она именно шла правильным путем, когда не ограничивалась только крещением и введением инородцев в церковь Христову, но старалась притом и водворять их под сенью Божиих храмов в особых, правильных русских поселениях, в местах, наиболее соответствующих санитарным условиям и развитию <...> сельского хозяйства. Заведено было уже несколько правильных таковых поселений, еще более того было намечено, с возбуждением ходатайства пред Высшим Правительством, о наделе таких поселений землями и угодьями, не свыше того, чем владеют родовичи-язычники <...>. Почему же столь благому делу вышло препятствие? Нам противупоставили другой взгляд на дело в угоду большинства язычников и дали волю последним попирать интересы христиан. Какие же могут быть последствия от покровительства язычеству и порабощения народа произволом своекорыстных вожаков? Их цель одна – обогащение себя, а народ держать в безусловной покорности и не выпускать его из той грязи и унижения <...>. На севере христианство скорее восторжествовало над суеверием и язычеством. Якуты и почти все инородцы, кроме чукчей на Чукотском носу, – уже крещены, благодарение Богу! – Но на бытовую сторону и здесь не обращено должного внимания. Якуты живут в тайге, при озерах, редко – при проточных водах; приобретая себе дневное пропитание от скотоводства, дорожат скотом и стойки (хлевы, хотоны) делают при тех же своих юртах, где сами греются около комелька, от чего дыхание воздуха делается зловонным, наполненным миазмами, вредными для здоровья. Если бы постоянная тяга воздуха чрез комелек не уносила из юрты эту массу испорченнаго воздуха, немыслимо было бы и кратковременное житие при таких ужасных условиях быта. Вот происхождение всевозможной заразы (кори, оспы, проказы), уносящей множество живых сил из среды добрых обитателей области. Есть же между якутами – люди передовые, усвоившие себе новое направление и берущие пример с русских, живут в русских домах, хотоны давно отделены от собственных их жилищ, усадьбы при проточной, здоровый воде, заведены пашни; только покосами пользуются сообща с кочевыми <...>. Реки Лена, Вилюй, Олекма, Витим – вот естественные пути, где должны быть правильныя поселения <...>, а не при стоячих озерах и болотах, где по преимуществу ради скотопитательства живет народ. Тут он не видит ни разу русского человека, от кого бы мог он научиться добропорядочной жизни, а свыкшись с своею средою – и не может мыслить лучше того, как жили отцы и деды <...>. Тоже делается и у бурят. Когда в интересе лам состоит держать их в полном невежестве и не пускать на свет Божий, – что остается ждать простому люду, как не той же жалкой участи, погибать безнадежно и безвестно в темных углах от болезней, голода и холода? Теперь, когда зло нельзя больше скрывать, мы придумываем «колонии прокаженных». Но живые не более ли того стоят? Не лучше ли паче и прежде всего (не оставляя онаго) устроять колонии с первого шага вступления инородцев-новокрещенных на путь правильной жизни? Здесь все они на виду у пастырей церкви, тем лучше, если они водворены под сению храма Божия и окрест его. Сразу бросается в глаза наблюдателей тот факт, что крещеные инородцы, избравшие правильный путь жизни, водворение (с наделом земли), множатся, а оставшиеся в прежнем кочевом быту вымирают <...>. Можно положительно сказать, что язычество и быт его есть корень зла, и доколе будут оставаться в буддизме и шаманстве … несчастные инородцы, они неизбежно должны вымереть, как это уже случалось со многими племенами языческими. Самая проказа, несомненно, есть наследие глубины веков; она не русскими занесена сюда, а существовала еще до христианского периода. В могильниках древних по лесам находили кости человеческия с такими изъязвлениями, кои свойственны именно таким субъектам, которые умерли от проказы.
<...> Было бы весьма целесообразно и благовременно учредить по всем церквам Империи кружечный сбор в неделю о разслабленных, как это делается в 6-ю неделю по Пасхе в пользу слепых <...>.
г.Зашиверск, Якутия, 1785-1792 гг. Художник – Воронин Лука Алексеевич (родился в 1765 г. — год смерти неизв.), этнограф, путешественник и мореплаватель, первый российский арктический живописец.
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.