О куклах и подростках

Что такое кукла для девочки, которая хочет остаться самой собой, и почему взрослый мальчик Павел хотел невозможного

Предприниматель Елена Хорс рассказала «Милосердию» о том, каково быть мамой четверых детей (двое из которых приемные), заниматься благотворительностью и возглавлять успешный стартап.

Фото http://workingmama.ru

СправкаПроект «Кукла Миа» придуман и осуществлен предпринимателем Еленой Хорс в 2011 году. Идея проекта – уникальна: родители могут выбрать куклу, похожую на их дочку (в коллекции куклы с двадцатью типами внешности, и ассортимент постоянно расширяется), и приобрести для куклы и девочки одинаковую одежду. Идея сформулирована чудесно: «прекрасный развивающий подарок для девочки, которая хочет оставаться сама собою!» В 2011 году проект стал полуфиналистом конкурса стартапов журнала Forbes.

Благотворительный фонд помощи детям «Цвет жизни» был создан в 2008 году по инициативе Елены Хорс. В настоящее время у фонда два основных направления деятельности – помощь детям-сиротам и детям, больным ДЦП.

Фонд оказывает поддержку детям-сиротам, которые выбирают свое будущее, и хотели бы получить представления о новых профессиях и своих возможностях в деле освоения этих профессий. Широко говоря, фонд помогает детдомовским подросткам найти свое место в жизни. Так же фонд готов содействовать детским домам в подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ и поступлению в ВУЗы и колледжи.

Помощь детям больным ДЦП заключается в оплате различных курсов реабилитации.

– Елена, почему именно Кукла Миа?
– Когда я стала мамой девочек-двойняшек, то в какой-то момент передо мной встала проблема, знакомая многим родителям: как выбрать самые правильные игрушки для своих детей. Как и всем другим мамам, мне хотелось, чтобы у моих дочек игрушки были интересные, развивающие и безопасные для здоровья. А еще мне захотелось, что бы у дочек были такие же куклы, как у меня в моем детстве. Моя была немецкой, ее можно было причесывать, и мы с бабушкой шили на нее кукольную одежду. Но при всем разнообразии детских товаров, такие куклы моего детства сейчас – редкость.

– Как такое могло получиться? Десятки брендов предлагают девочкам все новые и новые виды и типы кукол.
– Да, но все разнообразие по большей части сводится к одной и той же модной кукольной роли – перед нами куклы-девушки, красавицы с модельными фигурами. Это как бы «старшие подружки», одетые во взрослую сексапильную одежду.

Я поняла, что совсем не хочу, чтобы мои дочки с детства стремились к недостижимому по физическим параметрам идеалу, формируя у себя комплексы. И тогда возникла мысль самой начать продавать кукол – добрых, таких, как были в моем детстве. Тех, с которыми можно было бы играть в «дочки-матери», а не в гламурную жизнь. Так возник наш проект.

Кукла Миа похожа на девочку, свою хозяйку. Только она меньше, младше. Так формируется у девочки активная жизненная позиция: ведь именно девочка становится главной в игре. Она – «мама», у нее появляется возможность чем-то поделиться со своей куклой – одеждой, знаниями. Куклы подражают хозяйкам, а не наоборот.

– Сейчас много говорят о «социально ориентированном бизнесе». «Кукла Миа» имеет отношение к этому модному течению?
– Быть мамой 4-х детей, заниматься благотворительностью, а еще и создавать новый проект – очень сложно. Не все могут справиться, и тогда наступает момент выбора: семья или работа. Каждая женщина в тот или иной период своей жизни оказывается перед этим выбором. Был такой момент и у меня. В общем, я приняла решение, что мой проект будет еще и возможностью для других мам реализовать себя, не жертвуя семьей.

– У вас же совсем небольшой штат? В одном из интервью вы рассказывали, что вам самой приходилось работать и за грузчика, и за курьера, и развозить товар, и общаться с продавцами…
– Да, это так. Но все же в обоих моих проектах – «Кукла Mia» и благотворительный фонд «Цвет жизни» – работают только женщины. Возможность свободного графика, частично надомной работы (встречи и совещания только по необходимости), конференции по Skype – все это позволяет «трудящейся» матери самостоятельно планировать свой день, иметь возможность спокойно остаться дома с заболевшим малышом или сходить на праздник в детский садик, при этом не испытывая чувства вины, что работа заброшена.

– В вашем блоге сказано: «Усыновив мальчишек, я попала в тему благотворительности. Выйти из нее уже возможности для меня не было. Усыновить всех нереально. Поэтому я организовала благотворительный фонд». Ваш личный опыт усыновителя помогает вам в работе?
– Своих сыновей мы с мужем взяли в семью, когда они были еще маленькие. Именно тогда я столкнулась с подростками в детских учреждениях и поняла, как мало у них шансов обрести родителей. Тогда и появилась идея благотворительного фонда, занимающегося именно подростками как самой проблемной категорией сирот.

Хороший способ помочь подростку – гостевой режим. С нами все выходные дни проводит 15-летняя Настя. Подростки, они ведь уже очень взрослые, и мечты маленького ребенка найти новую маму у них уже нет, а вот чувствовать себя кому-то нужным, и попасть на выходные в семью – для них очень важно. Это расширяет возможности ребенка. Мы решаем Настины проблемы со здоровьем и с учебой. Мы постоянно разговариваем, пытаясь помочь ей определиться со своей судьбой после 9-го класса. Главное ведь – выбор будущего, выбор профессии.

Ссылка на заметку:

Как стать волонтером

– В пояснительной записке программы «Ты не один» фонда «Цвет жизни» сказано: «Ребенку может быть подобран волонтер-друг, успешный в той профессии, на которую обучается ребенок». Кто может стать куратором-другом подростка?
– Тот, у кого есть возможность. Например, профессия парикмахера одна из самых популярных у девочек. Закончив парикмахерские курсы, юные мастера сразу же начинают практиковаться на своих друзьях. Тут помощь волонтеров – профессиональных парикмахеров, которые приходят к ребятам в гости, дают советы, помогают стричь или делать прически, очень ценна. Популярны у наших ребят и курсы кулинарии, ведь в детских домах дети не умеют даже яичницу приготовить. Дети понимают, что это жизненно необходимый навык. В этой ситуации ребятам очень полезны знакомства с волонтерами, которые могут поделиться с ними опытом.

Фото http://vk.com/album-37032442_158586751

– Например?
– Например, у нас есть волонтеры, которые приходят к ребятам и вместе с ними готовят домашнюю еду. А параллельно общаются, рассказывают о своей жизни и очень часто становятся настоящими друзьями. Для того, чтобы стать ребенку другом, нужно иметь много терпения и не жалеть своего времени – за один раз дружба не складывается. Это и большая ответственность, между прочим, ведь дети будут ждать новой встречи. Поэтому, мы проводим специальную подготовку волонтеров, просим реально оценить свои возможности и свое время.

– Вы проводите «фестиваль профессий». Что это такое?
– Фестиваль профессий – большое ежегодное мероприятие для детей-сирот, на котором мы стараемся познакомить их со взрослыми специалистами, профессионалами в своем деле. Проводим фестиваль в начале учебного года, чтобы дети могли как можно раньше сообразить, какая специальность их привлекает. У нас уже сложился круг профессий, которые особенно популярны у ребят.

– Какие?
– Парикмахер, мастер маникюра, массажист, повар. Каждая из этих специальностей, по сути, дает подростку-сироте верный заработок после выхода из детского дома. А это значит, что в сложной ситуации ребенок сможет обеспечивать себя сам, не рассчитывая на помощь со стороны. Это важно.

Еще находясь в детском доме, подросток может закончить курсы, обучающие выбранному делу, и к моменту выпуска определиться с тем, есть ли у него желание учиться дальше. Так, после парикмахерских курсов девочки поступают в колледж на профессию «Стилист»; а законченные курсы массажа становятся для будущей медсестры еще и возможностью подработать. Но иногда, чтобы помочь ребятам получить выбранную ими профессию, приходится бороться. Прошлым летом наш фонд, можно сказать, выиграл настоящую войну с одним из московских сиротских учреждений.

– А в чем была проблема?
– Трое ребят, которые заканчивали у нас кулинарные курсы, захотели после 9-го класса поступить в кулинарное училище. К сожалению, политика этого учреждения такова, что всех девочек отправляют учиться на швей, а мальчиков на маляров. Для того, чтобы ребята смогли забрать свои документы, и пойти учиться выбранной профессии, пришлось провести очень много переговоров. Но результат того стоил. Марина, Дима и Сергей учатся на 1-м курсе кулинарного колледжа, и им все очень нравится.

– Фонд помогает ребятам готовиться к ЕГЭ и к внутренним институтским экзаменам. Трудная и важная работа. Расскажите о ней.
– В детских домах очень много талантливых ребят, которые после окончания школы хотели бы поступить в вузы. К сожалению, у ребят часто не хватает уровня учебной подготовки, а главное – уверенности в своих силах У этих ребят нет родителей, которые помогли бы им подготовиться к ЕГЭ, так что эту задачу берем на себя мы.

Сотрудник фонда в начале учебного года проводит собеседование с каждым из будущих выпускников, помогает определиться со списком желанных вузов и со списком учебных дисциплин, которые надо подтянуть. Затем в течение учебного года ребенок посещает курсы или занимается с волонтерами-репетиторами. Куратор от фонда постоянно находится на связи с преподавателями и ребятами, решает возникающие в процессе проблемы.

– Какие проблемы куратору фонда чаще всего приходится решать?
– Наш опыт подсказывает, что у ребят довольно нереалистические представления о вузах, куда бы они хотели поступить. Например, один наш подопечный всерьез считал, что его интерес к космосу – это повод для поступления на физфак МГУ. Так-то чего бы и нет, но вот результаты по математике и физике были у него очень слабые. Наша задача здесь – очень деликатно, чтобы не отбить желания учиться, выбрать подростку вуз, в котором ему будет по силам учиться.

Фото http://vk.com/album-37032442_158586751

К сожалению, выпускники детских домов делятся на 2 категории. Первые очень не уверены в себе, и даже при очень неплохих знаниях боятся поступать в высшие учебные заведения. А вторая категория – это ребята с совершенно искаженным взглядом на реальность. Их представления порой наивны. Например, Максим мне с пеной у рта доказывал, что он легко закончит языковой институт и потом уедет работать в Европу. На самом деле английский язык у него в самом зачаточном состоянии. Поэтому мы отбираем в программу подготовки к ЕГЭ только самых мотивированных детей, и, безусловно, обладающих хотя бы средними базовыми знаниями. И даже в этом случае проблем очень много.

– Вы курируете ребят после выхода из детдома?
– Юноши и девушки, выходя за порог казенных заведений, не умеют жить самостоятельно, без помощи и наставлений. В детских домах они научились выживать, но навыков жизни (успешной и адаптированной к социуму) у них нет. В Москве все сиротские учреждения укомплектованы мебелью и компьютерами, везде хороший ремонт, спонсоры и филантропы дарят детям игрушки и подарки.

Все это, безусловно, нужно, но во многом именно такая форма благотворительности и формирует у них иждивенческую позицию, не приучая детей к мысли о необходимости труда. Поэтому мы приняли для себя девиз «Мы даем не рыбу, а удочку».

– Поясните, пожалуйста.
– Например, мы предлагаем выпускникам детских домов участвовать в нашей программе «Ты не один». И задача сотрудников фонда не решить за ребенка какую-то проблему, а научить его самого разбираться со своими проблемами. А проблемы бывают самые разные – от проблем с английским языком во время учебы в вузе, до окон, из которых дует.

Вот Павел, 19-летний выпускник детского дома, живет в полученной от государства квартире. И обратился он к нам с просьбой: поменяйте мне обычные окна на пластиковые, потому что пришла зима, а зимой из окошек дует. Конечно же, речи о покупке стеклопакетов мы не вели. Мальчик взрослый. Если хочет пластиковые окна, то пусть зарабатывает на них. Но наш волонтер приехал к нему и показал, как можно самому утеплить и заклеить окна.

– Я знаю, что ваш фонд также пытается помогать в решении проблемы социального сиротства?
– Не секрет, что существует так называемое повторное сиротство. Это означает, что дети в детских домах часто оказываются рожденными мамами, выпускницами детских домов. Девочки-выпускницы часто оказываются беременными уже в первый год после выхода из учреждения. Опыта жизни в семье с заботливыми родителями у них нет, поэтому отказываются от своих детей они очень легко. Мы проводим встречи со старшеклассниками, говорим о планировании жизни. В числе прочего, обсуждаем тему создания семьи и ответственности перед будущими детьми.

– Как вы строите этот разговор?
– Я задаю вопрос девочкам: когда они планируют создавать семью. Отвечает 18-тилетняя Катя, ученица одиннадцатого класса: «В 20 лет я выйду замуж, в 21 рожу ребенка». Для Кати, как и многих других ее подруг, и 20 и 21 – это очень далекое будущее, как им кажется. В голову не приходит необходимость увязать матримониальные планы с мечтой о будущей учебе.

Я уточняю: «Значит, ты планируешь родить ребенка на 3-ем или 4-ом курсе?». Ой. Мой вопрос ставит ее в тупик. Я рассказываю, что значит для девушки деторождение во время учебы, как это трудно – тем более что полагаться на помощь родственников ей, к сожалению, не приходится. Также мы обсуждаем проблему матерей-одиночек. Девочки как-то не задумываются о том, почему молодые мамы – выпускницы детских домов часто остаются без поддержки своих молодых людей, гражданских супругов. К сожалению, самые простейшие вещи, которые в семье девочкам объясняет мама, в сиротском учреждении обсудить бывает, порой, просто не с кем.

– Как складывается сотрудничество с центром «Вдохновение»?
– Центр «Вдохновение» – уникальное учреждение. Именно оттуда в нашу семью попали оба наших сына, поэтому дружба с «Вдохновением» у меня давняя и проверенная временем. В основном в центре находятся маленькие детки, и нас просят обычно помочь им с одеждой, или с какими-то предметами для жизни, например, с мебелью.

– Помощь этому центру относится к проектам вашего фонда?
– Нет. Но как-то посодействовать людям, помогающим деткам, попавшим в очень тяжелые жизненные ситуации, вылечить тело и душу и обрести семью, мы всегда готовы и делаем это с большой радостью.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?