Нужно ли христианину участвовать в выборах?

Скоро выборы в городскую думу Москвы. Рекламные плакаты со всех сторон призывают участвовать в них. Но я не понимаю, должен ли участвовать в выборах христианин, ведь это мирское дело и не всегда честное?

Скоро выборы в городскую думу Москвы. Рекламные плакаты со всех сторон призывают участвовать в них. Но я не понимаю, должен ли участвовать в выборах христианин, ведь это мирское дело и не всегда честное?
Мария

Отвечает благочинный церквей Красногорского округа, настоятель Успенского храма г. Красногорска протоиерей Константин Островский

Если христианин живёт в пустыне, совершенно отрёкся от всего мирского и занимается только непрестанной молитвой, то он может с чистой совестью ни в какие мирские дела не вникать, в том числе и не ходить на выборы. Но в таком случае он и на плохую работу коммунальных служб роптать не будет, и, если его пустынную келью ограбят разбойники, не будет жаловаться на бездеятельность правоохранительных органов.

Большинство из нас не живёт в пустыне, и чаще, по-видимому, бывает, что мы просто ленимся участвовать в общественных делах, но, при этом, чуть что, ругаем власти. Это инфантильная, незрелая позиция, а, значит, не христианская. Живя в мире, мы не должны уклоняться от ответственности за то, что в нём происходит. И, если общество устроено так, что многие руководящие должности выборные, взрослые люди должны принимать участие в выборах.

Конечно, наш народ не привык к демократии, ведь в России до революции она была в зачаточном состоянии, а после революции существовала только на бумаге. Кроме того, многие люди, будучи многократно обмануты, никому не верят; многие чувствуют свою неспособность разобраться в решаемых властью политических и экономических вопросах. Некоторые не интересуются, вообще, ничем, кроме своих индивидуальных проблем, которые надеются решить при любой власти. Во многих случаях люди просто не видят разницы в кандидатах. Бывает, что и выбирать-то приходится не лучшего из хороших, а наименее плохого.

Но отказ от участия в выборах это тоже выбор, и за него человек тоже ответствен. Ведь, совсем без власти не бывает, и, если мы её никому не вручим, то кто-то возьмёт её сам. Кто? Мечтается, что самый смелый и умный, а, может быть, самый наглый и хитрый.

Верующий человек должен знать, что нет власти, которая не от Бога. Мудрый и добрый правитель – дар милости Божьей, глупый или злонамеренный – попущение и наказание Божье. Могу я или не могу разобраться в личностях и программах кандидатов, я должен молиться Богу о вразумлении, молиться о том, чтобы Он благословил мой выбор.

Не исключено, что тот, кого мы сегодня поддержим на выборах, завтра проявится как человек совершенно недостойный. Это не значит, что все голосовавшие за него преступники или глупцы. Тот, кто желал добра своему народу и лишь по неведению подал голос за недостойного человека, не понесёт на себе его грехов. Но последствия своего ошибочного выбора мы должны мужественно нести, не роптать на власти и, тем более, на Бога, но стараясь исправить ошибки.

Одно дело – конструктивная критика власть имущих и даже, возможно, противостояние им законными средствами, и совсем другое – ропот и брюзжание. Первое – это деятельность политически и умственно зрелых людей, а второе – безответственное ребячество.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?