Опыт работы с благотворительными ресурсами, накопленный в США, несомненно, интересен нам в России, где формирование и использование целевых капиталов НКО делает пока первые шаги.
Во всем мире многие люди готовы проявлять милосердие и помогать своим близким, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. С незапамятных времен благотворительность считается благородным и богоугодным делом. Тем не менее, каждый руководитель благотворительной организации знает, какая непростая это работа – собирать средства на милосердные дела. С 2007 г. в России действует Федеральный закон N 275 «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», принятый для того, чтобы облегчить финансовое обеспечение некоммерческих организаций (НКО), помочь им выполнять свою миссию в долгосрочной перспективе. Закон позволяет получить пожертвование и передать его в управление финансовой компании с тем, чтобы доходы от такого целевого капитала на протяжении многих лет служили источником средств для той общественно полезной работы, которую ведет НКО. В 2008–2009 гг. целевые капиталы появились в России, например, у ГМИИ им. А.С. Пушкина, Московского государственного института международных отношений, Новосибирского государственного университета, Благотворительного фонда «Агат» и др. Благотворительный фонд Владимира Потанина в 2009 г. создал Клуб экспертов «Целевой капитал». Клуб оказывает информационную и методическую поддержку деятельности НКО с целевым капиталом и создает возможность для установления горизонтальных связей и информационного обмена между представителями организаций, заинтересованных во внедрении модели целевого капитала в российскую практику. В планах клуба на 2010 г. выпуск сборника «Целевые капиталы в России — лучшие практики».
В США традиция осуществления пожертвований в форме целевого капитала (эндаумента), когда донор передает некоммерческой организации финансовые активы, денежные средства или недвижимость, насчитывает более ста лет. Опыт работы с такими благотворительными ресурсами, накопленный в США, несомненно, интересен нам в России, где формирование и использование целевых капиталов НКО делает пока первые шаги.
В США за счет собственных целевых капиталов обеспечивается деятельность многих музеев, крупных медицинских центров, однако самые важные сферы применения целевых капиталов в США – это благотворительные фонды и специализированные фонды ведущих университетов.
Благотворительные и университетские фонды США располагают впечатляющими ресурсами. В 2007 г., до того как разразился финансовый кризис, капитал благотворительных фондов США составлял 682 млрд долл., университетских фондов – 411 млрд долл. ( Highlights of Foundation Yearbook 2009. Foundations Center; NACUBO Press Release, January 24, 2008.). За тот же год благотворительные фонды выделили грантов другим НКО на сумму в 44,4 млрд долл., расходы университетских фондов на поддержку образования и науки достигали 18-20 млрд долл. (Highlights of Foundation Yearbook 2009. Foundations Center. ; NCSE Press Release. January 28, 2010.
http://www.nacubo.org/Documents/research/2009_NCSE_Press_Release.pdf). Подобные ресурсы позволяют осуществить немало общественно полезных дел. Вместе с тем справедливо будет отметить, что ресурсы от управления целевыми капиталами не заменяют собой в США «массовую» благотворительность: индивидуальные благотворительные пожертвования американских граждан составили в том же 2007 г. более 250 млрд долл. (Giving USA // Philanthropy Statistics. National Philanthropic Trust.), т.е. превосходили средства, выделенные на общественно полезные цели благотворительными и университетскими фондами более, чем в четыре раза.
Как организовано управление целевыми капиталами? Что происходит с этими благотворительными ресурсами на неустойчивых по природе финансовых рынках? Целевые капиталы благотворительных фондов – это финансовые ресурсы, инвестируемые в рыночные активы с целью получения дохода. Средства, целевым образом предназначенные для поддержания благотворительной деятельности, обращаются на рынке вместе с «обычными» инвестициями. Положение на финансовом рынке непосредственно определяет размер доходов благотворительных фондов и доходов на целевой капитал у иных некоммерческих организаций. Как правило, закон и обычай требуют, чтобы стратегии инвестирования средств благотворительных фондов были мало- или умеренно рискованными, однако ни закон, ни обычай, ни мастерство специалистов, управляющих этими средствами, не могут гарантировать некий заданный уровень доходности и даже безубыточность вложения средств целевых капиталов благотворительных фондов в рыночные активы, если ситуация на рынке кризисная.
Исторически целевые капиталы благотворительных фондов США инвестировались в «безрисковые» активы или в активы с минимально возможным уровнем риска. В 60-70 е годы прошлого века традиционной стала считаться стратегия инвестирования целевых капиталов благотворительных фондов в акции хорошо известных в стране крупных компаний и в финансовые инструменты с фиксированным доходом (например, в облигации корпораций или государства) в пропорции 60 на 40. Диверсификация инвестиционных портфелей была сравнительно невысокой, приоритет отдавался критерию «надежности» эмитента. Первыми, кто осуществил отход от данной традиционной стратегии инвестирования целевых капиталов НКО, стали управляющие целевыми капиталами трех ведущих американских университетов: Гарварда, Йеля и Принстона. Основываясь на научно-прикладных исследованиях управления инвестиционными рисками, они пришли к выводу, что широкая диверсификация инвестиционного портфеля позволяет получать повышенный доход, сохраняя риски на приемлемом уровне. Наряду с обычными акциями и облигациями инвестиционные портфели благотворительных фондов пополнялись весьма доходными, но и более рискованными активами: вложениями в венчурный капитал, инструменты рынка недвижимости, бумаги развивающихся рынков, хедж-фондов, вложениями на товарных рынках, включая рынки энергоносителей. Новый подход к управлению целевым капиталом был реализован на практике и принес впечатляющие результаты.
Совокупный целевой капитал американских благотворительных фондов увеличился с 1990 по 2000 г. в 3,4 раза – с 142 млрд долл. до 486 млрд долл. (в текущих ценах). Затем в связи с кризисом на рынке акций высокотехнологических компаний на протяжении двух лет подряд наблюдалось снижение совокупного целевого капитала американских благотворительных фондов – 435 млрд долл. в 2002 г., однако это падение на 11% выглядит сравнительно скромным на фоне беспрецедентного непрерывного роста за предыдущее десятилетие (Highlights of Foundation Yearbook 2009. Foundations Center. http://foundationcenter.org/gainknowledge/research/pdf/fy2009_highlights.pdf). В последующие пять лет – с 2003 г. по конец 2007 г. рост целевых капиталов американских благотворительных фондов возобновился. Их совокупный объем достиг упомянутой выше величины – 682 млрд долл.
Нынешний финансовый кризис тяжело ударил по целевым капиталам благотворительных и университетских фондов США. К концу 2008 г. общая рыночная стоимость активов американских благотворительных фондов сократилась на 149 млрд долл. до 533 млрд долл., т.е. почти на 22% (Highlights of Foundation Yearbook 2009. Foundations Center.). Сокращение рыночной стоимости американских университетских целевых капиталов по итогам 2009 финансового года составило, в среднем, 23,0% (2009 NACUBO-Commonfund Study of Endowments. ). Ее общая величина на конец июля 2009 г. снизилась до 306 млрд долл. (NCSE Press Release. January 28, 2010.). Потери понесли, в том числе, и самые известные в США фонды с целевыми капиталами более чем 10 млрд долл. каждый: Фонд Билла и Мелинды Гейтс, Фонд Рокфеллеров, Фонд Форда, фонд Гарвардского университета. Дело в том, что особенностью нынешнего финансового кризиса стало одновременное снижение рыночной стоимости практически всех без исключения разновидностей финансовых инструментов, поэтому диверсификация инвестиционного портфеля не спасла, как раньше, целевые капиталы благотворительных фондов от крупных потерь. Вместе с тем большинство американских экспертов склонно считать такую драматическую ситуацию спецификой нынешнего кризиса и не видят оснований для отказа от стратегии широкой диверсификации инвестиционного портфеля благотворительных фондов для обеспечения сохранности целевых капиталов благотворительных и иных некоммерческих организаций («Yale’s Swenson Sees ‘Extraordinary Opportunity to Snap Up Debt», January 2, 2009. ).
Наличие целевых капиталов помогло благотворительным и университетским фондам США достойно выполнять свою социальную миссию по поддержке общественно полезной деятельности в кризисный период, когда нужда в благотворительных ресурсах возрастает. Благотворительные фонды в 2008 г. увеличили выплаты грантов на 2,7% до 45,6 млрд долл., в т.ч. за счет использования основной суммы целевых капиталов (Philanthropy Statistics. National Philanthropic Trust.). Более половины университетских фондов также увеличили выплаты, 43% пошли для этого на увеличение нормы расходования целевого капитала. Специальные программы поддержки нуждающихся на время кризиса ввели в США 14% всех фондов и 35% фондов местных сообществ, чья деятельность в наибольшей степени приближена к нуждам конкретных людей (Lawrence, S., «Foundations Address the Impact of the Economic Crisis», The Foundation Center, April 2009.).
Естественно, что благотворительным фондам США пришлось искать резервы экономии и задумываться о послекризисном восстановлении целевых капиталов. В долгосрочной перспективе фонды не могут игнорировать задачи по сохранению и приумножению своих целевых капиталов как основы благотворительной деятельности. По данным опросов руководителей фондов, практически все постарались сократить административные расходы, 46% фондов планировали сократить выдачу грантов «новым» соискателям, а 44% планировали сокращать выдачу грантов на многолетние проекты до окончания кризиса (Lawrence, S., «Foundations Address the Impact of the Economic Crisis», The Foundation Center, April 2009.).
В числе уроков кризиса для благотворительных фондов США, на которые полезно обратить внимание российскому некоммерческому сектору, можно отметить вывод американских экспертов о целесообразности развития специализированных институтов совместного управления целевыми капиталами. Ряд малых и средних благотворительных организаций в США уже сегодня доверяют управление своими целевыми капиталами таким организациям как Инвестиционный фонд для фондов (Investment Fund for Foundations, TIFF), Общий фонд (Common Fund), располагающим квалифицированными финансовыми управляющими. Статистические данные подтверждают преимущества управления крупными целевыми фондами. За пять лет, предшествовавших кризису 2008 г., доходы от управления целевым капиталом крупных благотворительных фондов в США (с капиталами от 500 млн долл. до 1000 млн долл.) составляли в среднем 8,4% в год, в то время как у мелких фондов (с капиталами до 20 млн долл.) этот показатель находился на уровне 6,4% в год. Сверхкрупные благотворительные фонды (с капиталом от 1 млрд долл. и выше) имели в среднем доход на уровне 9,6% в год (Inker, B., «When Diversification Failed»; Grantham, J., «Silver Lining and Lessons Learned», GMO Quarterly Letter, October 2008.).
Необходимо упомянуть еще об одном уроке кризиса для благотворительных фондов США: фонды стали более тщательно отбирать финансовые компании, которым можно доверить управление своими целевыми капиталами. В периоды бурного роста финансовых рынков некомпетентность или нечистоплотность управляющих компаний или отдельных менеджеров может достаточное долгое время оставаться незамеченной клиентами, однако в момент кризиса эти проблемы резко выявляются, создавая болезненные репутационные риски для некоммерческих благотворительных организаций, оказывающихся неспособными выполнить свои обязательства перед получателями благотворительных ресурсов.
Очень важно сейчас тем, кто занимается развитием НКО в России, знать масштаб явления в США, стране с давней историей благотворительных и некоммерческих организаций. Важно знать систему целевых капиталов, знать, как она работает, понимать ее профессионально. Только тогда можно говорить о системе благотворительности у нас в стране, как о факте нашей действительности. Пока же до этого нам, увы, далеко.
Владимир БЕНЕВОЛЕНСКИЙ
(Кандидат экономических наук, Президент Московского общественного научного фонда, ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Государственного университета – Высшей школы экономики)