30 лет назад в России (тогда еще в СССР) выявили первого ВИЧ-инфицированного. Это бы студент из Африки. Первый зафиксированный случай заражения гражданина нашей страны – 1987 год.
За эти годы успело измениться многое: появилась терапия, у ВИЧ-инфицированных матерей стали рождаться здоровые дети. При этом вирус вышел далеко за пределы групп риска – сегодня его могут обнаружить у студента, бизнесмена, пенсионерки и молодой мамы. До сих пор вспышки ВИЧ регистрируются в разных регионах: где-то заражения идут на спад, а где-то, наоборот, активизируются.
Вместе с экспертами разбираемся, почему это происходит и когда вирус наконец удастся победить.
Исторический минимум: сколько людей в России болеют ВИЧ
По состоянию на 31 декабря 2024 года, в России проживало 1 215 145 человек с лабораторно подтвержденным ВИЧ. Из них 51 984 пациентов – это новые случаи, выявленные за минувший год.
Главный внештатный специалист по ВИЧ-инфекции Минздрава России Алексей Мазус считает, что в целом в России наблюдается тенденция к снижению числа новых ВИЧ-инфицированных.
«Оперативные данные федерального статистического наблюдения текущего года позволяют прогнозировать сохранение устойчивого тренда по снижению числа новых случаев ВИЧ-инфекции в Российской Федерации (более 44% за время реализации Государственной стратегии противодействия ВИЧ/СПИДу), которое сегодня находится на историческом минимуме» – заявил Мазус.
Разная эффективность: в каких регионах наибольшее число заражений ВИЧ
При этом есть регионы-антилидеры, в которых ситуация развивается иначе. Так, по данным Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом Роспотребнадзора, в лидеры антирейтинга в 2024 году попали: Чукотка, Кемеровская, Иркутская, Свердловская, Самарская, Оренбургская, Челябинская, Тюменская и Новосибирская области, а также Ханты-Мансийский автономный округ и Пермский край.
Локальные вспышки с начала 2025 года также отмечали в Республике Хакасия и Республике Коми.
В некоторых случаях, как, например, на Чукотке, это связано с эффективностью программ тестирования и выявления новых зараженных. В других – речь идет о «традиционных» для ВИЧ регионах. Так, эпидемия в свое время началась и наиболее укоренилась в регионах с высокой долей потребителей инъекционных наркотиков (Сибирь, Урал) и крупных портовых городах (Санкт-Петербург, Калининград). Эти очаги продолжают «подпитывать» распространение вируса дальше по стране. Уровень бедности, безработицы, миграция, доступность наркотиков напрямую коррелируют с распространенностью ВИЧ.
Кроме того, имеет значение разная эффективность региональных систем здравоохранения. В некоторых регионах созданы мощные СПИД-центры, в других же система работает формально.
До СПИДа почти никогда не доходит: как сейчас болеют люди с ВИЧ

Но есть и позитивные тенденции.
«До пятой, терминальной стадии (которая была введена в клиническую классификацию ВИЧ-инфекции в 1989 г., когда высокоактивной терапии еще не существовало), заболевание сегодня практически не доходит, – объясняет врач-инфекционист Поликлиника.ру Светлана Теплова. – Врачи научились выводить в ремиссию даже самых тяжелых пациентов с критически низким иммунным статусом. Процент тех, кто «доходит» до поздних стадий, сегодня ничтожно мал и связан в основном с поздним выявлением болезни или полным отказом от лечения».
Если говорить простым языком о стадиях заболевания, которые проходит пациент сегодня, то их уже не пять, а четыре:
— Сразу после заражения наступает период инкубации: вирус уже внутри и размножается, но симптомов нет, а тесты еще могут его не показать. Период длится от месяца до года.
— Затем начинается стадия первичных проявлений. Организм впервые реагирует на вирус. У кого-то это просто выработка антител без каких-либо симптомов. У других напоминает серьезную простуду: температура, увеличенные лимфоузлы, сыпь. В более редких случаях из-за временного ослабления иммунитета могут присоединиться другие инфекции, например, ангина или молочница. Эти симптомы обычно длятся пару недель и проходят.
-После этого болезнь надолго переходит в «тихую», или субклиническую, стадию. Человек может годами, в среднем 6-7 лет, чувствовать себя здоровым. Единственным признаком иногда бывают постоянно увеличенные лимфоузлы. Но в это время вирус медленно снижает уровень иммунных клеток.
— Когда иммунитет ослабевает значительно, наступает стадия вторичных заболеваний. Сначала это частые воспаления кожи и слизистых, повторяющиеся инфекции. Позже проблемы усугубляются: могут развиться поражения внутренних органов, туберкулез, потеря веса. Без лечения еще через несколько лет иммунитет истощается настолько, что развиваются тяжелые, угрожающие жизни заболевания с поражением нервной системы и человек может умереть.
«Но, повторюсь, в настоящее время даже у пациентов с уровнем CD4, близким к нулю, и тяжелыми вторичными заболеваниями, лечение ВИЧ-инфекции не является бесперспективным», – объясняет инфекционист.
Не застрахован никто: какой путь заражения ВИЧ сегодня основной
В России за последние годы произошел значительный сдвиг в структуре путей передачи ВИЧ. Доминирующим стал половой путь, на долю которого теперь приходится около 80% новых случаев инфицирования. При этом преобладает гетеросексуальный контакт, что свидетельствует о выходе эпидемии за пределы так называемых «групп риска» и ее распространении в общую популяцию.
«Сегодня от ВИЧ не застрахован никто», – отмечает врач-инфекционист СПб ГБУЗ Городская поликлиника 112 Евгения Даева. По ее словам, вирус также перестал быть болезнью молодых и активных людей: им заражаются и старики. «Доподлинно невозможно сказать, например, вот бабуле 78 лет, у нее не может быть ВИЧ! Может, и у меня были такие пациенты. Так что, как когда –то в рекламе, стоит повторить: ВИЧ касается каждого».
Около 30 тысяч человек ежегодно: почему от ВИЧ по-прежнему умирают

С расширением охвата антиретровирусной терапии (АРВТ) смертность от СПИД-ассоциированных заболеваний постепенно снижается, и люди с ВИЧ могут жить полноценной жизнью, сопоставимой с продолжительностью жизни без ВИЧ.
Но пациенты продолжают умирать. По информации директора Федерального методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом Вадима Покровского, в России ежегодно из-за ВИЧ умирают около 30 тысяч молодых человек трудоспособного возраста ( в среднем – 42 года).
Основные причины смерти среди людей с ВИЧ связаны с прогрессированием ВИЧ-инфекции до стадии СПИДа и развитием так называемых оппортунистических инфекций (туберкулез, пневмоцистная пневмония, токсоплазмоз и др.), а также сопутствующих заболеваний (гепатиты, онкология).
Умирают в основном те пациенты, у которых вирус был выявлен слишком поздно, и те, кто по разным причинам отказывались от терапии.
Терапия пожизненна: как сегодня лечат ВИЧ-инфцицированных
ВИЧ – хитрый вирус, он уклоняется от иммунного ответа и постоянно мутирует – вот почему создать эффективную вакцину пока не удается. Современная антиретровирусная терапия (АРВТ) направлена на то, чтобы уничтожать вирусные частицы в крови: тогда ВИЧ не разрушает защтные иммунные клетки, и человек становится не заразен для окружающих.
«Терапия пожизненна, – напоминает врач-инфекционист СПб ГБУЗ Городская поликлиника 112 Евгения Даева. – Больше того, прерывать или принимать ее неправильно. Это чревато тем, что вирус выработает устойчивость к препаратам, и их придется менять из-за потери эффективности».
Сегодня разработки в области АРВТ связаны в том числе с тем, чтобы сделать терапию как можно более удобной: принимать препараты редко и не в большом количестве. Современные схемы АРВТ очень эффективны. При регулярном приеме они позволяют снизить вирусную нагрузку до неопределяемого уровня. Это означает, что ВИЧ-позитивный человек не только сохраняет свое здоровье, но и не может передать вирус половым путем.
В России АРВТ доступна бесплатно всем ВИЧ-позитивным гражданам. Лечение назначается сразу же при постановке на учет, независимо от состояния пациента, даже если у него пока нет никаких выраженных симптомов.
От студента до бизнесмена: как сегодня выглядят ВИЧ-инфицированные

Если еще 10 лет назад ВИЧ-инфекция была в основном уделом молодых людей и девушек, которые экспериментируют с запрещенными веществами и меняли партнеров, то сегодня разными веществами, возможно, они экспериментируют с новыми партнерами, то сегодня ситуация изменилась.
«Наш пациент – мужчина или женщина в возрасте от 35 до 45 лет. Это социально адаптированный человек», – говорит специалист екатеринбургского СПИД-центра по взаимодействию с НКО Ксения Гоголева.
«Понятие «средний портрет» сегодня размыто, и это, отчасти, тенденция, свидетельствующая о выходе эпидемии за пределы ключевых групп, – объясняет врач-инфекционист, паразитолог, гепатолог Id Clinic Светлана Звонцова. По ее словам, в структуре зараженных доминируют мужчины (около 60-65% новых случаев) в возрасте от 30 до 49 лет, но есть и молодежь.
Портрет также сильно зависит от региона. В индустриальных регионах Сибири и Урала (Кемерово, Екатеринбург, Иркутск) это может быть рабочий или представитель сферы услуг. В крупных мегаполисах (Москва, Санкт-Петербург) – от студента до бизнесмена.
Но все еще остаются и маргинальные группы, в том числе мигранты, однако, вопреки стереотипам, в общей структуре зараженных они составляют не более 3% от всех новых случаев. При этом речи о том, что в страну въезжают уже инфицированные мигранты, нет: вирус они получают уже в России. «Чаще всего на территории России заражаются те иностранные граждане, кто живут здесь довольно продолжительное время, – говорит директор фонда «Шаги» Кирилл Барский. – К сожалению, они практикуют рискованное поведение, не осознавая, что это объективно очень опасно. И когда мигранты возвращаются к себе на родину, то привозят болезнь своим супругам. Нередко о ВИЧ жена и муж узнают, уже когда женщина встает на учет по беременности».,
Когда ВИЧ будет окончательно побежден
Эксперты считают, что сейчас мы находимся на историческом перепутье.
С одной стороны, медицина достигла невероятных высот: ВИЧ стал контролируемым хроническим заболеванием, есть инструменты для борьбы с ним. Есть эффективная терапия, до- и постконактная профилактика, идут разработки вакцины. Есть случаи (так называемый берлинский и лондонский пациенты), когда после пересадки костного мозга у ВИЧ-позитивных больных вирус перестал определяться в крови.
С другой стороны, люди продолжают заражаться. Во много это связано с социальными факторами: стигмой, дискриминацией, недостатком просвещения и неравенством в доступе к помощи.
Главный вызов сегодня — не научный, а системный и гуманитарный. Чтобы переломить ситуацию, необходимо создать такую среду, в которой каждый человек не боялся бы проверить свой статус и, в случае положительного результата, получил бы быстрый и беспрепятственный доступ к современному и эффективному лечению. Только тогда мы сможем воспользоваться плодами научного прогресса и положить конец эпидемии.
Коллажи Дмитрия ПЕТРОВА

