Православный портал о благотворительности

«Не хочу, чтобы, глядя на меня, люди плакали». Звезда шоу «Голос» Вадим Азарх – о жизни с рассеянным склерозом

Екатерина САЖНЕВА, редактор Елена СИМАНКОВА
Вадим Азарх за роялем
Вадим Азарх

Зрители помнят певца и композитора Вадима Азарха молодым и энергичным участником второго сезона шоу «Голос». Но в новом телепроекте «Браво! Бис!», который идет сейчас в телеэфире, артист вышел на сцену с поддержкой. Он поет сидя и не скрывает от публики свой диагноз – рассеянный склероз.

 «Надо просто научить организм с этим работать и жить, чем, собственно, я сейчас и занимаюсь», –  признается Вадим. Он рассказал корреспонденту портала «Милосердие.ru» о том, чему его научила болезнь, и о том, почему важно не скрывать ее.

О герое

Вадим Азарх родился в 1974 году на Камчатке в семье музыкантов. Jтец работал замдиректора филармонии, мама – солистка советского джаз-оркестра Иосифа Вайнштейна, приехала на гастроли и осталась на Дальнем Востоке.

Когда Вадиму было около 4 лет, семья вернулась в Ленинград, где артист и проживает до сих пор.
После школы поступил в Ленинградскую консерваторию по классу фагота и стал солистом коллектива «Рандеву».

Участник музыкальных конкурсов и фестивалей «Шлягер-93», «Славянский базар», «Ялта-Москва-Транзит», «Новая волна».

Строил карьеру за рубежом, учился в Кембридже.

Ведущий телепроекта «Пепси Чарт», в котором работал под псевдонимом BАD VAD с виджеем Леной Пономаревой.

В 2013 году принял участие в шоу «Голос». В команде Димы Билана дошел до четвертьфинала.

Женат, воспитывает дочь, которой в 2026 году исполнится 4 года.

Аэропорты и города

Вадим Азарх в детстве и юности

Сам Вадим этого, конечно, не помнит, но родители рассказывают, что еще до года он начал мычать совершенно чисто по нотам, а запел даже раньше, чем заговорил.  «И мама такая: «О! Мой сын будет музыкантом», – улыбается он сейчас.

Предсказание сбылось: сначала музыкальная школа, затем Ленинградская консерватория по классу фагота, после чего Азарх стал солистом коллектива «Рандеву».

В 1993 году выиграл приз зрительских симпатий на конкурсе «Шлягер-93» и «Золотое яйцо» на фестивале «Славянский базар», получил третью премию на «Ялте-Москва-Транзит», где исполнил специально написанную для него песню Леонида Агутина «Отпусти».

Но вместе того, чтобы закрепить успех, молодой певец неожиданно для всех уехал в Англию. «В Москве меня увидел один английский продюсер. Раньше не было соцсетей, чтобы продвигать себя, артистов подбирал лейбл. В моем случае это был Sony Music, очень серьезные ребята». Яркой внешностью и манерой исполнения Вадима Азарха заинтересовались, но было одно «но» – он очень плохо знал английский. И интерес вскоре сошел на нет.

Азарх остался за рубежом, поступил в Кембридж. Одновременно играл в джаз-бендах, записывал кавер-версии популярных мелодий, продюсировал. Пришли какие-то деньги, наработались связи. «У меня не было планов остаться в Англии надолго. Ну месяц, год, два… Но, если суммировать, то получится, что я прожил там 26 лет», – говорит артист.

Временами возвращался – например, в 2003 году, чтобы принять участие в «Новой волне»: тогда Вадим уступил первое место молодой Анастасии Стоцкой, а сам занял третье. Тогда же случилась телевизионная удача: в новогоднем мюзикле «Снежная королева» он вместе с Натальей Ветлицкой спел дуэтом в роли принца.

Вадим вспоминает, что почти 20 лет назад Леонид Агутин написал песню «Аэропорты», которую они должны были исполнять вдвоем. Сегодня Азарх исполняет ее на проекте «Браво! Бис!», а тогда отказался от предложения и на долгих 10 лет опять уехал в Англию. Вернуться на российскую сцену удалось в 2013 году.

Химия с публикой

Слева – Вадим Азарх на шоу «Голос» 2 сезон. Справа – российский певец Вадим Азарх и эстонская певица Анне Вески во время выступления на концерте «Звездный прибой» в Севастопольской бухте. 02.08.1993 г. Фото: Олег Булдаков/ТАСС

Осенью 2013-ого на Первом канале стартовал второй сезон шоу «Голос». На «слепых прослушиваниях» к Вадиму Азарху повернулся Дима Билан. Леонид Агутин, бывший на шоу одним из наставников, не повернулся: говорил, что коллегу не узнал, но потом искренне аплодировал.

Тогда победителем стал Сергей Волчков. А второй – певица Наргиз Закирова. Азарх выбыл в четвертьфинале программы. «Нет такой гарантии, что человек занял призовое место и у него все теперь пойдет как по маслу. После «Голоса», я продержался на волне, но не долго», – признается Азарх. И продолжает: «Сейчас я это вижу так: не самое важное, как ты поешь в конкурсе, главное, чтобы случилась химия с публикой. Мне все равно – пою я в провинциальном Доме культуры или в Олимпийском, для меня главное донести до людей, как я их чувствую».

Вернувшись в родной Петербург, он встретил свою будущую супругу Анну. И вскоре после того, как они поженились, узнал о своей неизлечимой болезни.

Диагноз, в котором больше вопросов, чем ответов

Слева – в Лондоне. Справа – свадьба!

Это произошло почти случайно девять лет назад. Друзья из Швейцарии приехали погулять по Санкт-Петербургу. И жена товарища – врач-кардиолог, где-то в районе Дворцовой площади обратила внимание на походку Вадима.

«Она сказала мне, что я иду как-то странно, будто бы прихрамываю. Предложила провериться. У меня ничего не болело, но я пошел по врачам. Сперва прогноз вроде бы был оптимистическим, но затем мне сказали, что это рассеянный склероз и что он не лечится. Это до сих пор такой диагноз, в котором больше вопросов, чем ответов», – говорит Азарх.

Рассеянный склероз – хроническое аутоиммунное прогрессирующее заболевание центральной нервной системы. При нем иммунная система человека разрушает специальную оболочку отростков нервных клеток. Это нарушает проведение нервных импульсов в головном и спинном мозге.

У больного постепенно могут появиться двигательные и чувствительные расстройства, зрительные нарушения, снижается память, ухудшается концентрация внимания, страдает речь. Болезнь не поддается лечению, но можно затормозить ее прогрессирование.

Вадиму повезло: у него такая форма рассеянного склероза, которая повлияла только на движение. Он продолжает петь, играть на фортепиано, выступать на сцене. Врачи успокоили: с  этим можно жить и как-то справляться.

«Первое время мне этот диагноз не мешал. Возможно, именно поэтому мне и не могли довольно долго назначить курс лечения, так как симптомов почти не было. Говорили, что надо правильно питаться, высыпаться, заниматься физкультурой», – вспоминает певец.

Было искушение пересесть на инвалидную коляску

Перед первым выходом на сцену в шоу «Браво! Бис»

Постепенно Вадиму стало тяжело ходить. Как-то он даже упал. А потом началась эпидемия ковида, которым он переболел два раза, и ухудшения стали развиваться стремительнее и ощутимее.

«Это уже был явный рассеянный склероз, но все равно, знаете, не в самой ужасной форме. Он затронул только ноги, – объясняет музыкант. – Есть позитивная сторона этого – реабилитация помогает. Например, сейчас я стал лучше стоять, хотя ходить хуже».

Доктора предупредили его честно: на сегодняшнем этапе развития медицины можно лишь приостановить течение заболевание.

«Раньше я пел стоя с микрофоном и много двигался. Сейчас либо сижу за роялем, либо на стульчике. Моя правая нога как у пианиста должна находиться на педали. Это рефлекс. Но так как она функционирует очень медленно, то я перекрещиваю ее левой и работаю уже только ей, если вы заметили, поначалу это было сложно, но сейчас привык», – раскрывает артист профессиональные тайны.

На голос рассеянный склероз не повлиял. Сохранилась и сила в руках, позволяющая играть на инструментах. Эрготерапевт, который помогает Вадиму Азарху с реабилитацией, сказал, что в его случае это невероятно круто – продолжать использовать пианино, так как это физические упражнения на кистях и пальцах.

«Буквально вчера закончил еще один курс реабилитации, – говорит Вадим. – Я или занимаюсь сам, или вызываю кого-то, или иду на массаж. Главное, не сидеть долго на месте – это очень важно. Было искушение пересесть на инвалидную коляску для удобства и скорости. Но я видел такие истории, когда человек сел и уже больше не встал, поэтому для себя решил: пока могу ходить – буду ходить».

«Какие здесь могут быть комплексы?»

Вадим уверяет: депрессии из-за тяжелого диагноза у него не было, вердикт врачей он принял мужественно. «В начале было что-то похожее, но со временем адаптируешься и понимаешь, что через это тоже нужно пройти. Меня вдохновила история Ника Вучича, который родился без рук и ног, и достиг всего. Так что сидеть и бубнить о несправедливости мира, если я не умираю? Как-то в аэропорту разговорились с девочкой-параолимпийкой. Она на коляске, приехала из Италии, очень жизнерадостная и юморная. Тут я со своей ногой, а она даже голову повернуть не может! Есть с чем сравнить!»

Да, ограничения есть: например, теперь приходится заранее планировать свой день, выходить куда-то загодя, чтобы не опоздать, каждый раз иметь дополнительный «план Б». «Была ситуация, когда поднялась температура 40 и отнялись ноги, а у меня концерт. Билеты все проданы. Ну и что – пришлось все-таки садиться и выезжать на сцену прямо в коляске, – рассказывает Вадим Азарх. – Народ обычно достаточно позитивно все это воспринимает: ну надо же, какой молодец! Но я не хочу, чтобы, глядя на меня, люди плакали. Я пою не для этого».

После выхода в эфир шоу «Браво! Бис» ему пришло много писем от людей с рассеянным склерозом. Они считают, что Вадим вселил в них надежду, показал тот путь, к которому нужно стремиться. «Раз кому-то это нужно и интересно, то я решил: какие здесь могут быть комплексы? – размышляет певец. – Я не стесняюсь своей болезни».

Через два месяца ему исполняется 52 года. Говорит, что никогда не был атеистом, но последнее время стал больше читать Библию, чаще прощать.

«Я же сам в юности из бандитского Петербурга и у меня в характере тоже было, накричать, нахамить, правила были где-то внизу и для всех, а я выше них. Я через это прошел, но сейчас спустился с неба на землю, стал намного терпимее. Помирились с некоторыми старыми друзьями. Стараюсь не зазнаваться и не превозноситься. Да, Бог дал мне возможность выступать по телевизору, и я рад этому», – поясняет он.

О победе в шоу, которое объединило тех, кто когда-то был знаменитым, но по разным причинам выпал из обоймы, Вадим Азарх не думает. «Если моя история жизни кому-то тоже поможет выстоять, я буду только рад», – говорит артист.

Фотографии из личного архива Вадима АЗАРХА

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем файлы cookie и метрические программы. Что это значит?

Согласен
Exit mobile version