Не бояться и победить: советская военная визуальная пропаганда 1941-1945 гг.

Колонка Дмитрия Петрова. Как образ любящей матери и победы предков помогали народу собраться с духом и выстоять. Кукрыниксы, Геббельс и кальян. Инфографика для юных борцов с зажигательными бомбами

Как образ любящей матери и победы предков помогали народу собраться с духом и выстоять. Кукрыниксы, Геббельс и кальян. Инфографика для юных борцов с зажигательными бомбами.

Вторая мировая война плотно оккупировала мозги и души моих современников. Атилла, Чингисхан или Бонапарт никого уже особо не волнуют. Отовсюду слышно лишь «фашист-фашист», «гитлер-гитлер».

Политические противники небезуспешно находят друг в друге похожие черты «фашистов» и «гитлеров» с тем, чтобы потом ими клеймить.

Такой след в памяти может оставить только леденящий страх, наследуемый даже потомками потомков.

Если сейчас от этого ужаса остались лишь отголоски и словами можно жонглировать легко (без последствий), то в 1941 году харизматический контуженный ефрейтор (и неудавшийся акварелист) Адольф Шикльгрубер(Гитлер) был еще жив-здоров и полон амбиций, красная армия с союзниками не загнали еще его за Можай.

Армия германских национал-социалистов была самой современной и боеспособной в мире, она смела, как картонные игрушки, армии своих европейских противников. У нацистов были самые опытные пехотинцы, самая передовая наступательная стратегия, отличное вооружение и так далее. Гитлер предугадывал действия противников и нарушал все правила и договоры с исскуством злого волшебника.

Что же противопоставить такому неумолимо надвигающемуся ужасу?

В Бога советский человек верить перестал (во всяком случае так официально утверждалось). Церковь начала постепенно восстанавливаться, но в пропаганде это пока боялись открыто использовать.

Идея о войне «малой кровью на чужой территории» и последующей за этим «мировой революции» сама рассыпалась в прах приграничные советские войска несмотря на упорное сопротивление были окружены и уничтожены (или взяты в плен). Тысячи танков и самолетов красной армии, предназначенные для прорыва обороны противника и наступления, были сожжены, до того, как смогли что-либо предпринять.

Сознание, как утопающий за соломинку, хватается за те простые, но важные вещи, которые всегда с нами. Такие как, например, любовь к ближним и готовность их защищать.

Автор плаката «Родина-мать зовет» – Ираклий Моисеевич Тоидзе. Позировала для образа Родины-матери жена художника, Тамара Теодоровна.

Сын Тоидзе вспоминает:
«Плакат висел на сборных пунктах и вокзалах, на проходных заводов и в воинских эшелонах, на кухнях, в домах и на заборах. Для солдат и офицеров он стал портретом Матери, в котором каждый видел черты дорогого ему лица…

Мама рассказывала, что, услышав сообщение Совинформбюро о нападении фашистов, страшно испугалась за детей. От первого брака у нее была 9-летняя дочь Марина, которая жила отдельно со своим отцом.

Вбежав к отцу в мастерскую, мама с шумом распахнула дверь, крикнула в отчаянии: “Война!” Видимо, выражение лица у нее было такое, что отец воскликнул: “Стой так и не двигайся!”…

Мама стояла у окна и позировала. У нее то и дело затекала поднятая вверх рука».

Рукой она как-то растерянно указывала туда, за распахнутую дверь, где из уличного репродуктора только что прозвучало сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР. Художник никогда еще не видел Тамару Федоровну в таком состоянии. Через испуг и тревожное смятение на ее лице пробивался немой призыв: Надо срочно что-то делать! Бежать, спасать!..»

По уровню воздействия на чувства людей с этим плакатом могла сравниться лишь песня «Священная война».

Вспомнили и об истории России. Это после того, как в революцию все должно было быть «разрушено до основанья».

На плакате советские танкисты – продолжатели славы былинных богатырей.

А красная армия должна расправиться с Гитлером, как прежде русская армия – с Наполеоном.

Кроме возвышенных чувств использовался и смех – как лекарство от страха.

В этом приуспели Кукрыниксы творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев: Михаил Куприянов (1903—1991), Порфирий Крылов (1902—1990) и Николай Соколова (1903—2000).

Их совместное карикатуры отличались редкой едкостью.

У них есть цикл карикатур посвященных несбыточным мечтам фюрера и его верного помощника в информационной войне – Йозефа Геббельса. В этой картинке есть что-то антинаркотическое.

Врага и его методы надо знать.

Например, на этой картинке Кукрыниксы изобразили душегубку-Gaswagen, при помощи таких машин нацисты уничтожали миллионы людей.

Странно, правда, смотрится фраза на английском.

Другой мастер карикатуры и плаката – Борис Ефимов (1900 — 2008) издевается над «арийской теорией»

Некоторые военные плакаты являются руководством к действию.

Окно ТАСС № 100 – инфографика для добровольного помощника противовоздушной обороны.

Зажигалки тушили даже подрости и дети.

Кроме героизма фронту нужны были и деньги. Жертвовали все – от священников до тамбовских колхозников.

Через четыре года враг был загнан обратно в германию и там разбит. Но победа далась страшной ценой. Погибли миллионы молодых здоровых мужчин.

А страну надо поднимать из руин.

Вот поэтому на одном плакате изображен дед-крестьянин.

А на другом женщина, которой пришлось еще многие годы тащить двойной груз. За себя и за ушедших навсегда мужчин.

Использованы материалы сайтов:
Новый пенсионер

NoNaMe

Spynet.ru

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?