Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

«Не бойтесь заступить за грань, говоря о Христе»

Иоанн Златоуст и его Крестный ход как пиар-находка. Вопросы-парадоксы, например, «Если Христос воскрес, почему я умру?» Разговор о церковных праздниках через кино. Журналисты и супруги Алла Митрофанова и Александр Ананьев – о том, как не скучно писать на православные темы

Портал «Милосердие.ru» продолжает цикл обучающих лекций с участием известных российских журналистов.

Супруги Алла Митрофанова и Александр Ананьев – ведущие программы «Семейный час» на радио «Вера», ранее – ведущие программы «И будут двое» на телеканале «СПАС» – в лекции «Как не уставать от православной темы» делятся своим опытом.

Для вашего удобства мы подготовили основные тезисы лекции в формате тайм-лайна.

4.27 Как не уставать от православной темы – находить в любой части жизни христианское измерение. Как не уставать от общения с любимыми? О чем бы мы не рассуждали, всегда можно проявить себя как христианина или христианку.

6.22 Как изменилась христиански ориентированная журналистка за 20-25 лет – краткий исторический экскурс. В середине 90-х христианских СМИ еще не было, это множество репринтных изданий, брошюры на скорую руку, подчас сомнительного качества. Голод на христианскую литературу и периодику. Документальный фильм Валерия Золотухи «Попы». В нулевых – мощный расцвет христианских СМИ: «Фома», «Нескучный сад», «Наследник» и другие.

14.15 Сейчас пространство расширилось, и критики Церкви стало больше. Информационный шум и пресыщенность, недоверие к «людям в рясах». В Церкви и вокруг нее сейчас много пены, второстепенного. В то же время Церковь остается очень важным институтом – по опросам, по степени доверия она на третьем месте после государства и армии.

16.00 Внешнее медийное поле. Оскорбление чувство верующих – бич нашего времени. Хайповые темы, связанные с церковной жизнью.

18.00 Внутреннее медийное поле. Условно консервативные и условно либеральные христианские СМИ, противостояние между ними. Партийность, борьба с врагами, политизированность. Благотворительные сборы. Свидетельство о Христе как главная тема христианского СМИ.

23.40 Тенденции последних 3-5 лет в православных и нецерковных СМИ.

27.40 Что такое сенсация? По сути, это парадокс. Главная задача христианского СМИ и журналиста – свидетельствовать о Христе и уметь находить такие парадоксы.

30.08 Пример сенсации-парадокса: Георгий Великанов, который отдал жизнь за бездомного.

37.20 Должен ли разговор о Церкви быть внешне привлекательным? Тенденция: христианские СМИ осторожно пытаются актуализировать картинку, атмосферу и форму.

43.02 Иоанн Златоуст и его Крестный ход как пиар-находка. Ефрем Сирин и его веселые частушки, которые раскрывали суть Писания.

49.26 Мысленно представляйте, для кого мы это делаем. Сосед Леха и моя задача, чтобы он пришел ко мне и задал вопрос. Вызвать на диалог. Не бояться заступить за грань.  Как не пресно и не назидательно говорить о Христе? Говорите с позиции своей боли, своей радости, своих открытий. Ищите сенсационные, провокационные ходы.

55.15 Ничто так не цепляет слушателя, как хорошая история и личные переживания. Можно рассказывать истории, которые будут работать по принципу Евангельских притч. Преображение Ивана Карамазова у Достоевского – пересказ притчи о милосердном самарянине. Необязательно копытом в лоб.

1.04.30. Рубрика «Непридуманные истории». Личный опыт. Рассказ про таксиста, который однажды умер, когда была Пасха. Христос говорит с нами на том языке, который мы можем воспринять на данном этапе нашей жизни. Студент-атеист и ответ на его молитву. Спектакль с аншлагом по «Непридуманным историям». Ценнее, чем личные свидетельства, ничего нет, только не стоит выпячивать свое «я».

1.17.30 Как из года в год говорить о церковных праздниках, чтобы было не скучно? Примеры из журнала «Фома». О Пасхе – через фильм «Матрица», диалоги из Фауста. Вопросы-парадоксы: если Христос воскрес, почему я умру? Частотные запросы – например, сколько длится Пасха, что происходит во время Пасхального богослужения – давайте подробный ответ, это привлечет новую аудиторию. Необычный исторический срез. Например, в годовщину Октябрьской революции в 2017 году материал о том, как революционеры хотели заменить Пасху на первомай. Какую Пасху отмечал Христос? Пасха в космосе.

1.25.20 Делая подборку рецептов, можно напоминать о символике. Что символизирует кулич, красное яйцо. Что пасха – камень, отваленный от Гроба. Историки кухни Максим Сырников и Олег Ольхов прекрасно об этом рассказывают, можно обращаться к ним за комментариями.

1.28.21 Всегда острые – темы, связанные с семейной жизнью. Это ценнейший ресурс для свидетельства о Христе.

1.30.25 Две резонансные статьи в журнале «Фома» о семейной жизни.  «Когда завянут помидоры. Мужские размышления о главных причинах разводов». Болезненная тема и личный опыт.

1.36.00 Очень важный навык журналиста – уметь замечать мелочи, настроить оптику, чтобы видеть, что Бог проявляется повсюду в жизни. Через житейские обстоятельства получается тоньше и лучше всего.

1.37.57 Как рассказать о чуде и надо ли журналисту проверять чудеса? Величайшее чудо – перемена человеческого сердца. Заповедь журналиста – проверять и перепроверять факты, по разным источникам. Не пишите морали, дорогие журналисты.

1.45.52 Журналистское чутье в работе с чудесами, чтобы избежать «розовых соплей». История про рыбу и хлеб. Ищите неслучайные совпадения, потому что у Бога все неслучайно.

1.49.00 Как искать стоящие истории. Активно общайтесь и сразу записывайте, что увидели, чему стали свидетелем, иначе забудете. Больше читайте художественную литературу, ищите метафоры.

1.58 Соцсети как возможность обкатать журналистские замыслы. Ваши статьи уходят корнями в личные переживания и умение ими делиться. Воспринимайте соцсети, как личное СМИ, и тренируйте навык общения с аудиторией.

2.02.04 и далее – ответы на другие вопросы аудитории.

Конкурс Православная инициатива
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива»
Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?