Наталия Сац даже в тюрьме сумела организовать театр

Считается, что за всю свою жизнь Наталия Сац основала шесть детских театров. На самом деле – значительно больше

Н.И. Сац. Фото: teatr-sats.ru

Жизнь не как у людей

Наталия Сац родилась в 1903 году в Иркутске. Отец – Илья Сац, дирижер, композитор, виолончелист. Автор романса «Тихо тащится лошадка». Мать – Анна Щастная, оперная певица. Познакомились во Франции, в городе Монпелье, где Илья Александрович скрывался от полиции. Приехали в Россию, но Сац вновь попал под подозрение полиции, и опять уехал, на этот раз в Иркутск.

«„Не как у людей“ началась моя жизнь», – напишет впоследствии Наталия Ильинична.

Впрочем, уже на следующий год Сацы не иркутяне, а москвичи. Глава семьи устраивается в Московский Художественный театр, да не кем-нибудь, а заведующим музыкальной частью. В гостях у Сацев – Станиславский, Качалов, Вахтангов, Рахманинов. Эта атмосфера очень дорогого стоит.

Наталия Ильинична вспоминала: «Приходит к папе и Иван Михайлович Москвин, артист Художественного театра, «из самых главных». С виду он точь-в-точь псаломщик из села Полошки: глаза круглые, нос курносый, говорит тонким голосом. Только что он ни скажет – взрослым все смешно, хохочут, хохочут, как маленькие.

А потом мы с Ниной видели, как без всякой скатерти, без ничего Москвин вдруг стал Котом из «Синей птицы». Куда девались его руки и ноги? Это же мягкие лапки, а сам он какой пушистый, ласковый, хочется его все время гладить!..

Посмотрев на Ивана Михайловича в этот вечер, я стала считать себя близко знакомой со всеми котами и кошками!»

Н.И. Сац в детстве и в 1953 году. Фото: http://izbrannoe.com/

В 1910 году Наташа поступает в частную гимназию Евгении Репман. Это была одна из самых передовых московских гимназий, в ней даже вместе обучались мальчики и девочки. А в 1911 году она переходит из гимназии Репман в другую частную гимназию – Марии Густавовны Брюхоненко. Не менее, надо сказать, легендарную, там обучались Марина Цветаева, Вера Холодная, а также Елена Дьяконова, она же супруга Сальвадора Дали Гала.

«Мои одноклассницы то и дело шептали друг другу, как какой-нибудь мальчишка поднес ранец одной из них, назначил встречу в Скатертном переулке или даже поцеловал в Хлебном. Все эти переулки были рядом с нашим, Столовым, и причудливо сочетали прозу своих названий с поэзией первых флиртов».

На переменах девочки прогуливались в очаровательном фруктовом саду, и казалось, что вся эта сказка никогда не закончится.

Тем не менее, она закончилась уже в 1912 году. Умер отец Наташи, он же ее большой друг. Девочке только девять лет, а она уже знает, что такое беда. И не одна беда, чувство невосполнимой утраты сопровождается финансовым крушением, жить теперь не на что.

К счастью, Илья Александрович успел обучить свою дочь фортепианной игре, и теперь ребенок зарабатывает уроками музыки. При этом продолжает обучаться и музыке, и сценическому мастерству.

Наташа участвует в Драматической студии имени А.Грибоедова. Она писала в книге «Новеллы моей жизни»: «Юношеская группа курсов драмы С.В.Халютиной превратилась в самостоятельную драматическую студию. После того как мы успешно поставили «Горе от ума», она стала называться «Драматическая студия имени А.С.Грибоедова». Там преподавали знаменитые режиссеры и артисты Художественного театра».

А в 1917 году девушка оканчивает музыкальный техникум имени А.Н.Скрябина.

Наталия не уставала учиться.

Время вундеркиндов

Шесть детских театров обязаны ей своим рождением: первый Театр Моссовета, первый Государственный детский театр, Московский детский театр, Центральный детский театр, первый ТЮЗ Казахстана и, наконец, первый в мире театр оперы и балета для юных. Фото: teatr-sats.ru

Наступила революция, а вместе с ней и время вундеркиндов. В 1918 году, всего в 15 лет Наталия Сац становится заведующей детским сектором театрально-музыкальной секции Моссовета. Это даже круче, чем Гайдар, он стал командовать своим полком в 17 лет.

В том же году юная товарищ Сац создает Детский театр Моссовета – первый в новом государстве театр с репертуаром для детей. Труппа была набрана из тех же студийцев-грибоедовцев. Каждый раз выступали в каком-нибудь новом месте. И не только потому, что не было своей площадки. Просто дети с московских окраин не имели возможности ездить в центр города, с транспортом тогда были серьезные проблемы. И театр приезжал к ним, на окраины.

Наталия Ильинична писала: «Хочу создавать театр для детей. Совсем новый. Такого театра еще никогда нигде не было. «Синяя птица» был лучший, в своем роде единственный детский спектакль большого искусства. Но он так и остался единственным. Художественный театр жил интересами взрослых, а в задуманном театре все должно было быть для детей».

Первыми спектаклями стали русские сказки и басни Крылова.

С 1920 года Сац руководит своим детским театром. Первым спектаклем был «Маугли». Здание же для театра нашла она сама в Мамоновском переулке. Наталья Ильинична вспоминала: «Помещение бывшего театра миниатюр в Мамоновском переулке, дом 10, никого не привлекало – оно в переулке, у него крепко сложившаяся репутация «прогарного»».

Дело в том, что все театры в этом здании, начиная с дореволюционного театра Сергея Саввича Морозова и кабаре «Розовый фонарь», тут долго не задерживались.

Впрочем, уже в 1921 году Сац открывает еще один, Московский театр для детей. Эксперименты пока что приветствуются, и девушка вводит в репертуар детские музыкальные спектакли и даже детскую оперу. И ей все удается.

Сам Михаил Кольцов пишет в газете «Правда»: «Когда в середине акта смотришь в слабо освещенный зал, на ряды зрителей, раскинувшихся в креслах просто, задумчиво и величественно, как сидят только дети, видишь ясно, убедительно, волнующе, радостно, вне всякой агитации: они, наши дети, живут сейчас хорошо».

Удивительным режиссером интересуются за рубежом. Наталия Ильинична ставит «Фальстафа» в Берлине, «Кольцо нибелунга» и «Свадьбу Фигаро» в Буэнос-Айресе. И там, и там – аншлаги.

В 1936 году ее театр переименовывают в Центральный детский театр. Ему дают новое помещение – самый центр Москвы, напротив Малого театра. Репортеры в восторге: «С новым театром, товарищи дети!

Поспешим, товарищи, поспешим! Мартовский день идет к концу, надвигаются сумерки, скоро семь часов.

Кондуктор, до Охотного десять копеек? Дайте скорее билет этому юному москвичу! Гражданин, посторонитесь, дайте пройти. Не ворчите, пожалуйста, – он ведь торопится в свой новый театр».

Все это уже не казалось баловством. Наталия Ильинична добилась того, что к детскому театру стали относиться не как к шалости, а как к серьезному, важному, необходимому делу. Для театра пишет высшая литературная элита – Алексей Толстой, Валентин Катаев, Евгений Шварц.

Тогда же, по ее просьбе, Сергей Прокофьев сочиняет для этого театра свою знаменитую музыкальную сказку «Петя и волк». Наталия Ильинична писала: «Мне загрезилась сказка, да, сказка, – ведь нашей советской действительности Прокофьев тогда еще до конца не ощутил, недавно в Москву из-за границы вернулся, – сказка для симфонического оркестра. Какая-то совсем новая – он в музыке первооткрыватель, у него «великий почин инициативы»».

И в результате сказка была создана. А на следующий год – арест.

Убийца-бесприданница

Наталия Сац на фоне афиши своего спектакля, 1933 год. Фото: https://stmegi.com/

Беда подобралась со стороны мужа, наркома внутренней торговли Израиля Вейцера. Его обвинили в контрреволюционной деятельности и расстреляли. А Наталью Ильиничну, как «члена семьи изменника Родины» отправляют в лагеря. И там она сначала открывает хоровой кружок, а затем и театр. Ставят «Бесприданницу» Островского. Главную героиню – собственно, романтичную бесприданницу – играет женщина, приговоренная к пятнадцати годам за убийство мужа.

Но и этого мало Наталье Ильиничне. В лагере она создает драмджазоркестр.

Сац освобождается в 1942 году. Но окончательным освобождением это назвать нельзя – ей запрещено проживать в Москве и Ленинграде. И Наталия едет в Казахстан, в Алма-Ату эвакуировали множество актеров, она на время Великой Отечественной войны стала своего рода театральной столицей страны.

В Казахстан приезжает не изможденная и опустившаяся зэчка, а элегантная красавица – все пять лет Наталия Сац следила за собой, чего бы ей это ни стоило. Правда, красавица была теперь блондинкой – каштановые волосы поседели в первую же ночь пребывания в камере.

И Наталия Ильинична открывает свой очередной театр, на этот раз Алма-Атинский театр юного зрителя. Целых 13 лет она руководила этим учреждением. И вернулась в Москву уже в разгар «хрущевской оттепели», в 1958 году.

Поначалу Наталия Ильинична возглавила Всероссийский гастрольный театр, но у нее есть очередная революционная идея. В 1962 году Наталия Сац и Дмитрий Кабалевский пишут в «Правде» заметку под названием «Нужен Музыкальный театр для детей»: «Речь идет о таком театре, которого еще нет в нашей стране, какого еще не существует на свете. О театре, потребность в котором давно уже назрела».

И в 1964 году Сац создает очередной свой театр, на этот раз Московский детский музыкальный. Он существует до сих пор и носит ее имя.

* * *

Главный режиссер театра Наталия Сац и герои сказки «Комар и самовар» во время встречи с маленькими зрителями. 28.01.1977. Фото: Булдаков Олег/Фотохроника ТАСС

Умерла Наталия Сац в 1993 году, когда Советского Союза – страны, закрывавшей ее в лагерях и вручавшей ей же свои высшие награды – уже не было. Ее похоронили на Новодевичьем кладбище.

А в 2003 году, к столетию со дня рождения Наталии Сац перед театром ее имени установили трогательный памятник. Наталия Ильинична в окружении двух маленьких детей. Девочка в костюме Красной Шапочки и мальчик в костюме Серого Волка.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?