Чем заработать на жизнь маме ребенка-инвалида, которая не может оставить ребенка одного? Видимо, надомным трудом. Но каким? Ведь одно дело – печально клеить конверты, еще больше впадая в уныние, и совсем другое – заниматься трудом творческим.
Петербурженка Татьяна ТАФТУНОВА для таких мам организовала фирму «Потеха». В «Потехе» шьют мягкую игрушку, которую покупают не только в России, но и в Швейцарии, Швеции, США… С Татьяной беседует наш корреспондент из Санкт-Петербурга Наталья ВАСИЛЬЕВА.
– Татьяна, как вы придумали «Потеху»?
– Совершенно неожиданным для себя самой образом. Еще в 1977 году я закончила художественно-графический факультет Педагогического института и стала работать преподавателем в художественной школе. Мне всегда нравилось общаться с ребятами. И не просто преподавать им рисунок, живопись, композицию, а стараться создать такую атмосферу, в которой детям хотелось бы вместе взрослеть и узнавать жизнь, знакомиться с музеями, театрами, природой. Тогда я поняла, что именно через игру можно многому научить детей.
В 1990-е годы началась перестройка, и стало ясно, что надо выживать материально. Тогда открылись все двери: можно было пойти в бизнес, писать картины или работать в театре. В те годы я как раз пришла к Православию и поняла, что все названное – не мое. Но куда мне податься, не знала. И все сложилось как-то само собой.
Я была дизайнером театральных костюмов, а в свободное время шила дома куклы на чайники (тогда они еще ни на Невском проспекте, ни в других местах Санкт-Петербурга не продавались). Потом стала делать маленькие куклы в национальных русских костюмах. И судьба моя решилась.
Как-то за чашкой чая знакомые из Института раннего вмешательства рассказали о шведской фирме, которая занимается изготовлением и продажей игрушек. От них же я узнала о сложностях в семьях, где есть дети с проблемами в развитии. Специализированных детских садов у нас почти нет, да и не каждого ребенка можно туда отдать. Иногда и папа из такой семьи исчезает, и мама одна вынуждена нести этот крест.
Итак, работы нет, денег нет (прожить двоим на нищенскую инвалидную пенсию невозможно), да еще и психологически такая мама нередко остается в вакууме. И я поняла, что если могу хоть чем-то помочь, то просто должна это сделать.
– И как вы начали действовать?
– Когда у меня уже были образцы шведских игрушек и мамы, которым нужна работа, остальное нужно было сочинять, как хочешь. Не было даже комнаты, куда можно привезти груз. А шведы уже прислали первый заказ и материалы для изготовления игрушек. Пришлось выяснять, что такое международный контракт, таможня, переработка, инвойс (сопроводительный документ). Это сейчас в любом магазине можно купить справочники по внешнеэкономической деятельности, а тогда, в 1994 году, никто этого не знал.
На оформление бесчисленных документов ушло два месяца. Когда, наконец, все подготовили и приехали за грузом, выяснилось, что надо уплатить 300 долларов за его хранение. Мы вынуждены были сказать: «Отправляйте груз обратно, потому что у нас таких денег нет». На нас посмотрели широко открытыми глазами и… выдали груз бесплатно.
Это счастье, что в петербуржской таможне нашлись добрые люди. Тогда мне казалось, что таможня – самое трудное в нашем деле. Но когда началась работа с людьми, я поняла, что таможня – это всего лишь «цветочки». Ведь я не имела ни малейшего представления, как организовать дело с теми, кто никогда не шил. Это не цех, где все сидят рядами, мамы взяли образцы игрушек – и пошли по домам. И вот у кого-то машинка не шьет, кто-то уже постирал игрушку, кому-то хочется подстричь хохолок или пришить носик… А шведам нужны такие игрушки, где все четко сделано по их дизайну.
Так мы начинали – как слепые котята. Затем год за годом все в большем количестве шили игрушки, которые стали продаваться в разных странах мира. Их число перевалило за четверть миллиона. Немалая часть была продана в самолетах, которые летают над Европой.
– А почему вы решили собственную фирму открыть?
– Как говорил мне еще в художественной школе один замечательный человек – все начинается с мечты. Она возникла два с половиной года назад, когда меня пригласили в Таллинн на Международную конференцию Эстонского союза защиты детей. Там выступали представители нескольких стран, и все говорили о том, что когда на проект отпускаются деньги, все начинается очень хорошо. Но вот деньги заканчиваются – и проект закрывается…
Что-то подобное было и у нас: шили мы от заказа к заказу на одну и ту же шведскую фирму, возникали перерывы. Но ведь женщинам каждый день надо кормить детей. Потому и запала тогда в душу эта мысль — ставить дело на более серьезную и постоянную основу. Тем более, что нередко приходилось рассказывать о нашем опыте на всевозможных встречах и семинарах, и ко мне часто обращались из разных организаций и других городов с просьбой помочь сделать то же самое, найти такую же фирму. Причем как бы с упреком: вот, мол, вы-то хорошо устроились. А все мои разговоры о том, что не сошелся свет клином на шведской фирме, что можно придумать и организовать нечто подобное и самим, ни к чему не привели. Всем подавай такую же готовую зарубежную фирму…
Тогда я и поняла: надо делать это самой. И уже всерьез задумалась: да, мы шьем прекрасные игрушки, которыми в мире восторгаются. Но для шведской фирмы и по их дизайну. Так почему же не может быть русской фирмы и русских игрушек?
Эта тема меня так сильно взволновала, что начались поиски решения проблемы: что и как делать? Ведь денег у меня не было. Помещения тоже. Вообще ничего не было, кроме желания. Хотя, конечно, мне было легче уже хотя бы потому, что имелся восьмилетний опыт работы в шведской фирме и в организации такого производства. Были и женщины, которые умели шить игрушки.
Во всевозможных раздумьях, попытках и мучениях прошел целый год. К мечте добавилась молитва. А еще – благословение батюшки Василия Ермакова (это старейший священник Петербургской епархии), который сказал:
– Делай русские игрушки и для России!
И вот я сшила первую пробную коллекцию. В ней оказалось примерно 40 образцов игрушек: кольца, мячи, кубики, а также звери – персонажи русских сказок. Игрушки всем нравились, и теоретически многие хотели взяться за это дело. Но рассуждали все больше о прибыли, а вот желающих работать было маловато, вкладываться никто не спешил. Но «случайно» нашелся человек, которому понравились идея и тема. Он сказал очень простые слова: «Хочу, чтобы у наших детей тоже были хорошие, красивые игрушки. Мне за державу обидно». И стал помогать. (Кстати, средства, которые он на нас затратил, мы ему уже вернули. И сегодня он работает в нашей фирме).
Сегодня мы шьем русские игрушки для многих стран, но главное – они стали продаваться и в России. И как хотелось бы, чтобы в дальнейшем у нас появились самые разные интересные русские игрушки для русских детей – деревянные, пластмассовые, оптические, глиняные, музыкальные…
– Любая ли женщина может сшить мягкую игрушку? Нужны ли какие-то специальные навыки?
– Мы не отбирали портних, а принимали всех, кому нужна надомная работа. Кто умеет держать иголку в руках и имеет швейную машинку. Поэтому у нас работают представительницы самых разных профессий (за 8,5 лет их было более 70, и среди них, кстати, не только мамы детей-инвалидов, но и многодетные, и мамы маленьких детей). Самое главное – это желание самой женщины. Если оно есть, я должна помочь, научить, чтобы женщина смогла достойно зарабатывать. Думаю, что это удалось.
Хотя заработки, конечно, очень разные. В среднем в месяц получается от пяти до девяти тысяч рублей. Одна «рукастая» женщина может заработать одни деньги, другая – другие. И ситуации бывают всякие. К примеру, кто-то из близких попал в больницу, требуются средства на дорогие лекарства или операцию. Или предстоят похороны (ведь жизнь есть жизнь). Во всех подобных случаях швея уже не успевает выполнить работу в срок. И что тут делать – менять человека? Но ей нужны деньги именно сейчас! А наш проект, с одной стороны, социальный, но с другой – он все-таки коммерческий. И есть жесткие правила бизнеса – груз нужно отправлять вовремя. Как поступать в подобных случаях? Как помочь женщине заработать в ее сложной ситуации?
Мы взяли за правило в первую очередь рассчитываться с теми, кто сшил. И после приема игрушек, не дожидаясь реализации, выплачивать зарплату. Это очень сложно, но всю ответственность мы берем на себя. То есть работа фирмы – это постоянная жизнь на острие ножа…
Еще мы стараемся почувствовать каждого человека, чтобы понять, какой объем игрушек и какие именно – сложные или простые – может хорошо сделать та или иная женщина.
– Что было самым трудным в вашем деле?
– Научиться верить и терпеть. Терпеть трудности, людей, себя. А еще, пожалуй, покорить русского покупателя.
– А что вдохновляло? Кто поддерживал?
– Когда все складывалось неудачно, обязательно находились добрые люди, которые помогали. Вы не представляете, сколько молитвенников я обрела благодаря этому начинанию. Некоторых их имен я даже не знаю. Всегда поддерживала семья дьякона Михаила Преображенского, где пятеро детей. Вместе с матушкой Инной они говорили: мол, раз возникают серьезные препятствия – значит, я на верном пути. Они очень много вложили в меня своей души и часто подталкивали: нельзя отступать, надо продолжать дело. И я им очень благодарна за это.
А еще вдохновляло то, как менялись женщины, которые стали шить игрушки. Они пришли к нам печальными, с потухшими глазами, ведь рождение ребенка-инвалида – страшный удар. Многие начинают считать, что жизнь безнадежно перечеркнута. Но постепенно они оживали, начиная ощущать себя совсем по-другому, и уныние отступало от них. Ведь теперь они занимаются красивым, творческим делом, которое приносит столько радости другим.
Позитивный момент и в том, что многие из моих мечтаний сбылись. Что спустя всего четыре месяца после открытия фирмы игрушки продаются в нескольких странах. Что наши изделия нравятся. Что некоторые игрушки раскупили очень быстро и просят еще. Что когда мы только оформляли витрину, многие даже спешащие люди останавливались, удивлялись и долго стояли, улыбаясь. Когда видишь взрослого человека, который смотрит на игрушку и расплывается в улыбке – это для меня главный подарок. И трудности отступают.
– Могли бы вы поделиться какими-то своими выкройками?
– Наши игрушки хотя и кажутся незатейливыми, но сшить их непросто. Поэтому планирую создать серию упрощенных выкроек, чтобы дети могли сшить себе любимую игрушку. Очень хотелось бы, чтобы родители и дети вместе придумывали игры и игрушки к ним. Ведь лучшей для ребенка будет та, которую он сам сделал.
– Какие планы?
– Развиваться, конечно. Ведь «Потеха» – первая ступенька, на которую можно поставить ножку. Мы хотели бы шить и продавать игрушек побольше, чтобы, если Бог даст, сбылась моя самая большая мечта – появилось «Тридевятое царство». Но об этом как-нибудь в другой раз… Могу только сказать, что первая проба моей задумки уже состоялась. В центре Санкт-Петербурга есть необычный небольшой кинотеатр с теплым названием «Свет». Здесь идут несколько православных (и не только) лекториев для взрослых. А вот для детей никакой постоянной программы не было. Поэтому 19 июня здесь произошло, на мой взгляд, удачное соединение двух направлений – в лавке «Света» стали продаваться наши игрушки, а кинотеатру мы дали новый импульс: открыли в нем продажу наших игрушек и организовали бесплатный праздник для детей.
Он начинался прямо у входа в «Свет»: была волшебная палочка, а в тазике – волшебная смесь. И все желающие – взрослые и ребята – пускали огромные мыльные пузыри. Был такой восторг, что все вместе они были, словно дети.
А фойе мы украсили зеленью – настоящими кустами и цветами, как на Троицу, пол усеяли травой. Под потолок повесили флаги, как на мачтах. Получился образ зеленого корабля. В большие окна светило яркое солнце, и было ощущение настоящего жаркого лета. Всякий входящий с городского асфальта просто обмирал, что нужно идти по траве. И поначалу старался обойти сторонкой, не наступив на нее.
Затем мы провели разные конкурсы и викторины, где дети играли вместе со взрослыми. Были команды, болельщики, победы, призы. А закончился праздник тем, о чем давно мечтала. Помогли мои бывшие ученики из художественной школы, и получился теневой театр – показали Сказку об ослике Мафине. Следующий такой праздник в «Свете» планируем провести в сентябре, когда дети вернутся в город после летнего отдыха.
– Что вы можете посоветовать тем, кто захочет пойти по вашему пути?
– Если есть хорошая, добрая идея, то нужно просто работать, работать, работать. И все получится. Когда вкладываешь душу, то все необходимое – помощь, люди, средства – обязательно найдутся!
С игрушками фирмы «Потеха» можно познакомиться на сайте www.potekha.ru.
Купить игрушки можно в Санкт-Петербурге в лавке к/т «Свет» (м.»Петроградская», Большой пр. Петроградской Стороны, д.74) или в магазине «Кроха» (м.»Озерки», пр. Энгельса, д.120, ТЦ «Озерки»).
Заказать игрушки можно на сайте, по электронной почте: mail@potekha.ru или по тел. (812) 325-22-21, 164-34-21.
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.