Народ выбрал — народ собрал: день краудфандинга в России

550 млн рублей собрали две самые известные российские краудфандинговые площадки за 4 года работы. О принципах сбора средств и секретах успеха — на примере Planeta.ru и Boomstarter.ru

Фото: vk.com/bust_stalinu

Сталин правил не нарушает. Или нарушает?

«Как можно собирать на памятник палачу народов?» — так или примерно так негодовали многие пользователи интернета, узнавшие, что на краудфандинговой платформе «Бумстартер» идет сбор на установку бюста Сталина в Сургуте.

«Ну а что такого? Это же народное финансирование. Народ выбрал — народ собрал. Сталин был великий человек», — так или примерно так отвечали на это сторонники самого известного советского вождя в интернет-спорах.

В итоге сбор еще открыт, а на памятник Сталину уже насобирали денег — и даже больше, чем нужно: более 160 тысяч вместо заявленных 145. Всего в этом краудфандинговом проекте приняли участие 242 спонсора.

Фото с сайта icanchoose.ru

Мария Докшина, руководитель отдела по работе с авторами Boomstarter.ru, сообщила, что на этой краудплатформе не дают субъективную оценку проектам, которые соответствуют правилам:

– Никакого личностного фактора — рублем голосуют люди. Соответственно, им решать, что поддерживать, а что нет. Мы лишь помогаем довести проект до качественного вида. Например, даем рекомендации по дизайну или видео, проверяем наличие грамматических ошибок. Мы живем в свободной демократической стране, и если люди хотят поддержать какую-либо инициативу, это их свободная воля.

На «Бумстартер» есть правила, которые ограничивают размещения проектов по направлениям «алкоголь», «сигареты», «оружие», «порнография», «БАДы» и др. Подобные правила есть и на других краудфандинговых площадках.

Но вот например, «Планета» от сбора на бюста Сталина отказалась. PR-менеджер «Планеты» Ирина Борисова рассказала, что этот проект не прошел модерацию по этическим принципам.

– «Планета» не запускает проекты, преследующие личную цель и не имеющие прямой связи с творческой или общественно-полезной деятельностью; если проект противоречит морально-этическим нормам общества, связан с политикой или религией, противоречит российскому законодательству или размещен на аналогичном ресурсе, — пояснила Ирина. — И, конечно, если проект не соответствует целям и задачам Planeta.ru, определенным в правилах сервиса, он также не размещается на нашей платформе.

День рожденья российского краудфандинга – сразу после Пушкина

Фото с сайта /pulsopyme.com

«Планета» и «Бумстартер» стартовали в 2012 году с разницей в два месяца. День рождения «Планеты», 7 июня, стал Днем краудфандинга в России — в этом году он отмечается во второй раз. (Бумстарстер стартовал 21 августа.)

Суммарный сбор за 4 года работы обеих этих площадок — 550 млн рублей (доля «Планеты» — 432 млн). И сборы растут, проекты «закрываются», то есть увенчиваются успехом, несмотря на кризис.

Planeta.ru — крупнейшая краудфандинговая платформа в России по количеству успешных проектов (более 2000) и по общей сумме сборов. За четыре года через Planeta.ru авторам проектов удалось собрать 432, 4 млн рублей.

На «Планете» говорят о себе как об «агентстве полного цикла»: помимо «народного финансирования» платформа занимается пиаром проектов, продакшном, пост-продакшном, логистикой и обучением авторов проектов азам краудфандинга.

Кроме краудфандинга на платформе развиваются другие сервисы: онлайн-трансляции, интернет-магазин. «Планета» сотрудничает в категории «Благотворительность» с «МегаФоном» (программа «МегаФон помогает») и с Lipton в категории «Социальное предпринимательство» (GOODSTARTER).

Boomstarter — аналог зарубежного проекта Kickstarter.
«Важный фактор успеха для нас – хорошая команда, которая всем сердцем болела за каждый новый запущенный проект, — рассказала о секрете успеха Мария Докшина, руководитель отдела по работе с авторами краудфандинговой площадки Boomstarter.ru. — Постепенно разнеслась молва о проекте. Рекламой сайта мы не занимались вообще. У нас даже не был выделен на это бюджет. Большая часть средств  уходила на разработку платформы: наша задача была сделать сайт быстрым, удобным, простым в использовании».

Какой проект быстрее собирает?

PR-менеджер «Планеты» Ирина Борисова. Фото Анастасии Шароновой сайта enter.kazanfirst.ru

Бюст Сталина, конечно, не самый популярный краудфандинговый проект в России. Какие же проекты охотнее всего сегодня финансируются?

«Чаще всего — те, что отвечают на общественный запрос», — говорит Ирина Борисова. «Например, поклонники ждут новый альбом своей любимой музыкальной группы, поэтому они с радостью через краудфандинг профинансируют запись пластинки и тем самым сделают ее предзаказ. Или есть в городе необходимость установить светофор (как было в Кирово-Чепецке) — активные граждане собирают средства на его установку».

В последнее время люди активнее всего поддерживают проекты, связанные с общественными инициативами, проекты социальных предпринимателей. Становятся популярнее технологичные проекты. Творческие проекты (сбор на запись альбома, издание книги, декорации для спектакля и т.д.) по-прежнему в топе успешных — это самая понятная, привычная аудитории категория.

Слово «краудфандинг» (сrowd funding) дословно переводится как «народное финансирование» (от англ. сrowd — «толпа», funding — «финансирование»)

Сейчас в России есть один проект – абсолютный рекордсмен, — сбор на экранизацию романа Виктора Пелевина «Empire V» — 7,7 млн руб из необходимых 15 млн.

В 2015 году фурор произвел сбор средств на альбом Бориса Гребенщикова, когда было собрано 7,3 млн. рублей вместо 3-х. (Оба сбора- на «Планете».)

Вызывает поддержку у интернет-сообщества проект просветительского фонда «Эволюция»: запуск новых программ с целью популяризации научного знания — 2,1 млн рублей вместо 1 млн («Планета»).

Фото с сайта urbanurban.ru

1000 пар обуви для запуска необычной фабрики, где трудятся люди с ограниченными возможностями — это проект социального предпринимательства, на который на «Бумстартере» было собрано 2 млн вместо 1,7 млн.

Одним из успешных проектов «Бумстартера» стал «Биван — надувной диван» (предлагалось профинансировать производство быстронадувающихся, от одного взмаха буквально диванов, которые можно складывать и носить с собой – они весят с сложенном виде 1,5 кг), собравший почти в четыре раза больше денег, чем было нужно — 3,9 млн вместо 1 млн.

«Радует, что проектов, которые готовы предложить пользователям интересные продукты, становится все больше. Приятен тот факт, что производство в России растет и находит своих первых клиентов через краудфандинг», — говорит Мария Докшина.

Бессрочные сборы — хорошо или плохо?

Фото с сайта thesun.co.uk

В конце мая «Бумстартер» запустил новую схему работы — теперь на этой площадке можно собирать деньги на проект до полного успеха, без срока. Раньше тут существовало только правило «Все или ничего» — авторы проектов могли забрать собранные деньги только в том случае, если собиралось 100% суммы в указанное время.

На «Бумстартере» полагают, что новая модель даст новое развитие проектам, которые нуждаются в регулярном финансировании и постоянной поддержке.

На «Планете» бессрочные сборы действуют только для благотворительных проектов. Но здесь не рекомендуют авторам пользоваться этой возможностью.

«Как показывает практика, отсутствие срока сборов сказывается негативно на проекте, — поясняет Ирина Борисова. — Во-первых, это не мотивирует автора проекта. Он знает, что может собирать необходимую сумму сколько угодно, поэтому крайне вяло занимается продвижением своего проекта, значит, сборы не растут.

Во-вторых, бессрочный сбор снижает мотивацию потенциальных спонсоров. Когда срок крауд-кампании подходит к концу, люди, не успевшие профинансировать в свое время проект, обычно активизируются.

И наконец, длительный срок сборов выматывает автора проекта: вместо двух месяцев активной работы, ему приходится заниматься привлечением финансов в проект полгода, год, а может и больше. А это значит, что все это время он рассказывает всем и вся о своей крауд-кампании, пытаясь активизировать аудиторию.

Но вместо денег автор получает негатив от своих потенциальных спонсоров, потому что вряд ли кто-то захочет на протяжении месяцев слушать миллион раз  даже очень интересную историю с просьбами помочь финансово».

Лучше всего, полагают на «Планете», во время краудфандинговой кампании разбивать финансовую цель, не ориентироваться в рамках первой крауд-кампании на сумму свыше 300 тысяч рублей.

И ставить срок сборов не более двух месяцев: «Собрали за два месяца часть от общей суммы, берете передышку для себя и своей аудитории, проводите работу над ошибками, придумываете новые инструменты продвижения, а потом запускаете еще один проект».

Краудфандинг и благотворительность

Изображение с сайта carshippingnevada.com

На «Планете» ведется сбор на благотворительные цели — и с таких сборов не взимают комиссию за услуги платформы.

Рекордсмены раздела «Благотворительность» на «Планете»:

Уникальный Центр для животных «Мокрый нос» — 5,3 млн руб.

Дом для собак-инвалидов — 5,5 млн руб.

Выездная служба детского хосписа фонда «Вера» — 2,8 млн руб.

Содействие больным саркомой — 2,2 млн руб.

Подросткам нужен шанс на семью — 2 млн руб.

На «Бумстартере» раздела «Благотворительность» нет и комиссия взимается со всех успешно завершившихся сборов. Но в 2015 году здесь появилась категория «Общество», где каждый желающий может запустить проект, «решающий общественно-полезные и социально-значимые задачи». Например, восстановить крестьянское хозяйство, построить приют для бездомных животных, благоустроить территорию, помочь хоспису или детскому дому и т.д. По словам Марии Докшиной, процент успешности таких проектов на «Бумстартере» очень высок.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?