Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Налог на милосердие

Обществу необходимы благотворители. Почему же в России так плохо с благотворительностью? Посмотрим, как обстоит дело с налогообложением благотворительной деятельности

Когда государство не справляется со своей социальной функцией – защитой слабых в физическом и финансовом смысле – цивилизованному обществу как воздух необходимы те, кто возьмёт на себя это служение. Благотворители. Почему же в России так плохо с благотворительностью? Посмотрим, как обстоит дело с налогообложением благотворительной деятельности.

Льготы для благотворителя
В Налоговом кодексе предусмотрены следующие основные льготы для благотворителя:
1. Освобождение от НДС товаров, работ и услуг, связанных с благотворительной деятельностью (пп. 12, п. 3 ст. 149).
2. Освобождение от НДФЛ гражданина на сумму его пожертвований бюджетным (то есть финансируемым государством или муниципалитетами) организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения (пп. 1 п.1 ст. 219).
3. Освобождение от земельного налога религиозных организаций в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены строения благотворительного назначения (п. 4 ст. 395).

Самой существенной является первая из названных льгот, поскольку она стимулирует участие в благотворительности не только граждан, но и организаций. Для того, чтобы воспользоваться этой льготой, передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) должна осуществляться безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Законом «О благотворительной деятельности» с соблюдением условий упомянутой выше ст. 1 этого Закона.
Однако в России до сих пор нет льгот по налогу на прибыль для тех организаций, которые направляют часть своих доходов на благотворительность.

На загнивающем Западе
В США корпорации имеют право направлять на благотворительность до 10% своей прибыли – c этой суммы они не платят налоги.

Но основная часть пожертвований поступает от граждан. Одна из распространенных форм частной благотворительности в США – это фонды, которые информируют гражданина о том, куда перечисляют деньги с его благотворительного счета. Сам гражданин получает вычет по подоходному налогу на сумму, которую внес на этот счет. Если гражданин делает взнос не наличными деньгами, а ценными бумагами, то налоговую скидку дают на прирост капитала. Кроме того, если гражданин завещает посмертную выплату по своему полису страхования жизни фонду, он получит право на вычет этой суммы из налогов при жизни. При этом государство жестко контролирует работу частных благотворительных фондов.

Но даже эти налоговые стимулы едва ли могут объяснить тот факт, что благотворительностью занимаются до 95 % граждан США, а, например, ещё в 2001 году каждая американская семья жертвовала в среднем 620 или 3,2 % своего годового дохода (по данным Independent Sector).

С другой стороны, во многих европейских странах граждане и организации, направляющие на благотворительность личные деньги, вынуждены платить с них все налоги, а значит ситуация для благотворителей там ещё хуже, чем в России. Однако, несмотря на отсутствие ощутимых налоговых льгот, и в Западной Европе, по некоторым данным, средства на благотворительность жертвуют до 95% предпринимателей.

Проблемы и перспективы
О том, почему в России участие граждан и организаций в благотворительности несоизмеримо скромнее, мы попробуем сказать чуть позже.

Но сделать ситуацию с благотворительностью в нашей стране ещё хуже может намеченное на 2011 года увеличение нагрузки на фонд оплаты труда – увеличение многочисленных отчислений в фонды, с помощью которых под разговоры о «социальной ответственности» увеличивается налоговая нагрузка на бизнес.

Для самого государства при этом, фактически, не создаётся никаких социальных и финансовых обязательств: едва ли будущие пенсионеры, формирующие свои права в 2000-х, будут получать больше, чем нынешние пенсионеры, сформировавшие свои пенсионные права в 1980-х. Наши чиновники большие мастера обеспечить нищенские пенсии на законных основаниях, да ещё и пенсионный возраст повысить, дабы облегчить «непосильную» нагрузку на бюджет.

О налоговой нагрузке на граждан и организации думать традиционно не принято. А нагрузка эта без всяких исключений ляжет и на благотворительные НКО – в результате, деньги, предназначенные для помощи бедным, будут уходить чиновникам ПФР и ФСС.

Нельзя сказать, что власти придержащие совсем уж не осознают ущербность существующей в России системы налогового регулирования благотворительности. Например, в одобренных Правительством РФ 25.05.2009 «Основных направлениях налоговой политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» целый раздел № 15 посвящен содействию практике благотворительной деятельности и добровольчества. Этим документом предлагается:
— Расширить практику применения налоговых стимулов для участия в благотворительной деятельности и снизить налоговые издержки, связанные с осуществлением благотворительной деятельности. Для этого предполагается распространить льготу по НДФЛ на суммы, пожертвованные налогоплательщиком не только бюджетным, но и внебюджетным благотворительным организациям.

— Освободить от НДФЛ выплаты добровольцам на оплату жилья и проезда при осуществлении благотворительной деятельности.
— Расширить перечень целевых поступлений на содержание НКО, не облагаемых налогом на прибыль, включив в него услуги (работы), полученные безвозмездно в целях поддержки уставной деятельности НКО, а также труд добровольцев.
— Отнести распространение социальной рекламы к необлагаемой НДС благотворительной деятельности.
— И даже рассмотреть вопрос о том, чтобы включить в состав учитываемых при налогообложении расходов организации расходы в виде благотворительных пожертвований.

Реализация этих пожеланий могла бы существенно облегчить налоговое бремя, возложенное сегодня законодателями на плечи благотворителей. Особенно актуален последний пункт об учете благотворительных пожертвований при взимании налога на прибыль. Безусловно, объяснимы предлагаемые в этом случае Правительством ограничения по целям пожертвований и по их предельной доли в доходе организации. Однако сегодняшняя ситуация, когда согласно п. 16 и п. 34 ст. 270 НК РФ никакие пожертвования не считаются обоснованными расходами организации и фактически приравниваются к расходам на поход в казино, представляется ненормальной.

Некоторые идеи по улучшению налогового климата для благотворителей отражены в законопроекте № 385319-5, внесенном в Госдуму 2 июня 2010 года и прошедшем первое чтение в конце сентября. Законопроектом, например, предлагается:
– освободить от налогообложения суммы, уплаченные благотворительными и религиозными организациями за лечение лиц, не состоящих с ними в трудовых отношениях;
– освободить от налогообложения питание, проживание и оплату стоимости проезда к месту осуществления благотворительной деятельности и обратно;
– освободить от НДФЛ пожертвования в пользу любых, а не только бюджетных, благотворительных организаций.

Законопроект № 385319-5 разработан Правительством, что сегодня почти является гарантией его принятия – пусть, зачастую, и нескорого принятия. Так что у налоговых льгот для благотворителей в России, хочется верить, есть перспективы.

Держать и не пущать
Только отчего же эти перспективы столь неопределенны и отчего все здравые мысли в этой сфере пробиваются с таким трудом? В итоге сфера благотворительности развивается крайне медленно. По данным журнала «Финанс», все российские коммерческие организации в сумме потратили на спонсорские и благотворительные программы, например, в 2007 году около ,5 млрд. – то есть меньше, чем ежегодно тратит на те же цели один Билл Гейтс. Всего же в тот год траты американцев на благотворительность превысили $300 млрд. И одним только экономическим развитием США этого не объяснить: разница между нашими экономиками всё же не достигает двух порядков.

Дело, возможно, в отсутствии доверия.

Нет доверия со стороны бизнеса, который не горит желанием заниматься благотворительностью в государстве, дважды за 100 лет устроившем «чистки» меценатам. Сначала в 1917 году. Затем в первые годы XXI века, когда бизнес в получил недвусмысленный «сигнал» от власти: «послушный вор в почете – непослушный меценат в тюрьме». В результате сегодня из крупнейших холдингов многомиллионными тратами на благотворительность может похвастаться разве что «Интеррос» Потанина, да, временами, «Лукойл». У остальных же сырьевых и финансовых гигантов с «похвастаться» всё в порядке, а вот реальные пожертвования на фоне их доходов более чем скромны.

Нет доверия со стороны государства. Ведь любые налоговые льготы в России зачастую используются как лазейки для «оптимизации» налогообложения. А в случае с льготами для благотворителей это сделать особенно легко. Отслеживать же и строго контролировать целевое использование льгот лень – на официальном языке это, как и в случае с введением общепринятой прогрессивной шкалы подоходного налога, называется «сложностями администрирования».

Между тем для общего дела лучше дальнейшее развитие продуманных налоговых льгот для благотворителей. Льгот, ограниченных как по цели (только на благотворительную деятельность), так и по объёмам (не больше определенного процента от дохода, дабы на липовую «благотворительность» нельзя было бы списывать всё подряд). Льгот, использование которых контролируется – просто контролируется, без преференций и палок в колёсах. И тогда, возможно, государственный патернализм постепенно уступит место здоровой ситуации, когда общество само защищает своих слабых в физическом и финансовом смысле членов.

Дмитрий КАЗАНЦЕВ

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?