Накануне

Накануне праздников перед большинством взрослых стоит один и тот же вопрос: что дарить? Опыт прошлого года подсказывает мне – настольные игры.
Ошибочно думать, что это какой-то пережиток серого советского прошлого. Надеюсь, что данный материал разубедит вас в этом

Накануне
Накануне праздников перед большинством взрослых стоит один и тот же вопрос: что дарить? Опыт прошлого года подсказывает мне – настольные игры.

Ошибочно думать, что это какой-то пережиток серого советского прошлого, когда не было «нормальных» компьютерных игр, в телевизор нельзя было вставить какой угодно диск или включить один из 120 каналов. Надеюсь, что данный материал разубедит вас в этом.
Настольные игры можно разделить на несколько категорий – для маленьких детей, для всей семьи или для большой компании, экономические игры, игры в слова, активные игры. Конечно, такое деление условно. Но, прежде чем выбрать игру в подарок, вы обязательно должны определиться, кому собираетесь ее дарить, иначе поиск затянется на долгие часы.


Для большой семьи
Семье, где несколько подросших детей, стоит подарить «Активити». Играть в нее может компания от 3 до 30 человек. Игроки делятся на команды, и каждая команда по очереди выбирает задание разного уровня сложности. Один из игроков команды должен объяснить загаданное слово или словосочетание с помощью синонимов, рисунка или пантомимы. За правильно угаданное слово команда получает очки и продвигается по игровому полю. Кто первым дойдет до финиша, тот и победил. «Активити» не требует никакой специальной подготовки и долгого изучения правил.
Мне эта игра нравится тем, что каждый из участников может реализовать в ней именно свой талант – один наделен актерскими способностями, другой умеет хорошо рисовать, а третий имеет большой словарный запас. Каждый приносит команде очки.

«Активити» настолько популярна в мире, что со временем появились ее разновидности: «Активити для детей» и «Активити для малышей» – задания и правила проще, игровое поле ярче. Игра учит логике и ораторскому искусству. Отсутствие и того и другого – характерная черта большинства современных школьников.

Игры в слова
Развивает разговорные навыки и игра «Тик-так-бум». По сути, это – игра в слова. Игрок должен за считанные секунды придумать слово, содержащее тот или иной набор букв. При этом по кругу передается тикающая «бомба-игрушка». В самый ответственный момент бомба взрывается и проигравший выходит из игры.

К той же категории веселых семейных игр в слова относится и «Табу». В ней надо в течение минуты объяснить то или иное слово, не называя ни его, ни других, связанных с ним. Эти слова табуированы, то есть запрещены. Например, команде необходимо объяснить понятие «черный хлеб», не используя слова «рожь», «белый», «буханка», «Россия», «мука». Игроки могут объяснить это словосочетание, используя названия «Бородинский», «Дарницкий» и т.д.

Классический вариант игры в слова – это «Скрабл» (Scrabble). Во времена нашей юности советский вариант этой игры назывался «Эрудит». Игроки должны составлять слова с помощью фишек-букв, чем длиннее будет составленное слово, тем больше очков они получат, кроме того, более «редкие» буквы выше ценятся. Эта игра настолько популярна в Европе, что по ней проводятся турниры как среди юниоров, так и среди профессиональных взрослых игроков. Игра чем-то похожа на шахматы. Она, как и все игры в слова расширяет кругозор, развивает лингвистические навыки и тренирует память.

Единственный «минус» этой игры – рассчитана она скорее на подростков, но, как и в случае с «Активити», у нее есть «детская версия». Слова уже написаны на поле, ребенок, который только недавно научился читать, должен подбирать буквы и получать очки за сложенные слова. «Скрабл» есть на разных языках, поэтому вы можете купить ее и тем, кто осваивает иностранные языки.

Экономические игры
Многие наши ровесники помнят, как рисовали карточки и поле, чтобы поиграть в нашу, русскую версию известнейшей американской игры «Монополия». Это игра была разработана еще в 19 веке не как развлечение, а как способ обучения экономическим принципам Смита. Именно стратегия монополизма и последовательного захвата рынка была в то время наиболее успешной. Позже, когда рыночные отношения стали намного сложнее и интереснее — в эпоху великих маркетинговых войн — была создана «Антимонополия».

Последняя, в отличие от «Монополии» предлагает выбор между двумя стратегиями: вы можете стать Монополистом, а можете — Конкурентом. Разница в том, что Монополист должен строить свою империю, рассчитывая на существенные прибыли при захвате рынка, а Конкурент может действовать «здесь и сейчас», извлекая максимум прибыли из своих компаний. По сути, первая стратегия — это модель классической экономики Смита, а вторая — более современных принципов Траута. Говоря профессиональным языком, Конкурент выигрывает за счёт дифференциации, Монополист — за счёт согласованности действий в холдинге.


После выпуска «Антимонополии» компания Hasbro – монополист тогдашнего рынка настольных игр, выпускавший, в частности «Монополию», – подала в суд на производителей новой игры. Решение было не в её пользу, таким образом, «Антимонополия» на практике доказала эффективность тех принципов конкуренции, которым обучала.

Тем не менее у игры есть и «минусы» по сравнению с «Монополией» – партии в «Антимонополии» существенно длиннее (обычно занимают несколько часов), а правила весьма запутаны.

Игры-стратегии
Такие названия как «Цивилизация» (Civilization) и «Варкрафт» (World of Warcraft) ассоциируются у нас с компьютерными играми и лишь немногие знают, что их настольные версии не менее интересны и увлекательны. Поединки между миром Альянса и Ордой, борьба за колонизированные земли, добыча полезных ископаемых, освоение новых территорий, постройка городов – сюжеты игр-стратегий бесконечны. В игровые наборы входят карты, фигурки героев, кубики и жетоны, для осуществления торговых операций. Обе игры очень интересны, но мой родительский опыт говорит о том, что играть в них можно только во время каникул – процесс настолько увлекательный и долгий, что некоторые партии длятся по несколько дней.

Новинкой среди игр-стратегий является немецкая «Аркадия». Каждый из игроков является застройщиком, который принимает участие в возведении города. Главный приз – контракт на строительство замка – достаётся тому, кто быстрее и эффективнее сможет воспользоваться своим влиянием и богатством на благо города. Застройщик может получать контракты от Домов, а может играть на бирже – это две различные игровые стратегии. Затрагивая экономическую сферу, «Аркадия» перекликается с такими играми как «Монополия» и «Антимонополия».

Два поезда выехали навстречу друг другу…
Меня всегда волновал вопрос, почему билет на поезд из Москвы в город N стоит, например, 2000 рублей, а обратно (тем же поездом, в том же вагоне) – дороже, и поездка длится на час дольше. На подобные вопросы можно ответить, играя в «Билет на поезд».

В идеале железные дороги должны быть стройной схемой, но в действительности все совсем не так. В начале игры каждый участник получает несколько карт маршрутов. Его задача – оптимально выстроить железнодорожное полотно. Если игрок успевает составить маршрут, он получает очки. Если в конце выясняется, что маршрут не собран, то очки вычитаются. Дополнительные очки даются за строительство самого длинного железнодорожного пути, а также за соединение соседних городов. Эта игра помогает понять, что пока конкуренты борются за важные транспортные узлы, пассажиры и грузы проводят лишние часы, а то и дни, в дороге.

Несмотря на элементы конкурентной борьбы, эксперты отмечают, что в «Билете на поезд» даже в самых сложных ситуациях всегда сохраняются хорошие отношения между игроками, это очень спокойная и увлекательная игра для аудитории любого возраста.

Непривычные
К необычным настольным играм можно отнести, например, «Падающую башню» или «Дженгу». Она появилась в 1974 году в Великобритании, а в восьмидесятые стала очень популярна в Америке.

Участники должны построить башню из ровных деревянных брусков, каждый новый «этаж» делается с чередованием направления укладки, а затем игроки начинают аккуратно вытаскивать по одному бруску снизу и ставить его наверх. Побеждает тот, кто последним достанет брусок и не обрушит башню. Действовать нужно аккуратно и внимательно. Принять участие в игре могут дети любого возраста, опытные мамы сразу заметят, что она развивает мелкую моторику, а это, как известно, влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Кроме того, «Башня» учит пространственному мышлению, и играть в нее может любое количество игроков, делая ходы по очереди.

Для самых маленьких
Думая об играх для маленьких детишек, мы часто мыслим стереотипно. Во-первых, это должно быть связано с кубиками или крупными пазлами, а, во-вторых, играть в них интересно только малышам. На самом деле, это не так. Неким открытием в этом смысле для меня стала игра «Винни-Пух: подвижная игра».

Сюжет понятен даже двухлетнему малышу: пока Пух лез на дерево за мёдом, в лесу поднялся страшный ветер, который сорвал кучу листьев с деревьев, утащил шарф у Пятачка и хвостик у Иа-Иа. Все это падает сверху, а участники игры ловят их сачками.

Несмотря на стандартную, средних размеров коробку, в собранном виде эта игра выглядит впечатляюще: ствол дерева 120 см, в его основании установлен вентилятор. Игра началась, вентилятор заработал, листья посыпались, участники скачут в восторге с сачками
Игра развивает ловкость, координацию движений и внимательность. В нее готовы играть дети любого возраста и даже некоторые взрослые.

В цифрах
Пожалуй, основной мыслью этой заметки, было то, что выбор настольных игр огромен. Во всем мире это – часть культурной жизни людей, у нас они также переживают сейчас второе рождение. Что касается цен, то они приемлемы – от 500 рублей до 1500 рублей (редко до 2000-3000 рублей). Все качественные современные игры выглядят очень красочно, это всегда плотный яркий картон, понятно написанные правила. Если вы хотите найти что-то интересное и необычное, стоит поехать в специализированные магазины, есть также сайты настольных игр, где цены часто ниже, а доставка бесплатна.

Все перечисленные настольные игры можно приобрести на сайте www.mosigra.ru

Анастасия ОТРОЩЕНКО

Об авторе:
Анастасия Отрощенко – многодетная мама,
учитель русского языка и литературы в Димитриевской школе.
Работала редактором программы на радиостанции «Радонеж», редактором рубрики ряда современных журналов различной тематики, литературным редактором в издательстве.
Читать предыдущий выпуск колонки Анастасии Отрощенко

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?