Надо ли восстанавливать трудовую книжку?

Был украден сейф с документами, там хранились трудовые книжки. Грабителей не нашли, документы тоже. Нужно ли заниматься восстановлением трудовой книжки?

Уважаемый Александр, доброго Вам здоровья! О ситуации: в организации, где я официально числюсь (редакция газеты), примерно год с небольшим назад была совершена кража. Ночью неизвестные вскрыли помещение и украли сейф с документами. В числе прочих бумаг там хранились трудовые книжки сотрудников в т.ч. и моя. Милиция грабителей не нашла, документы тоже. Сотрудникам, оформлявшим ранее загранпаспорта, книжки удалось быстро восстановить (при оформлении паспорта делается копия трудовой книжки). У меня загранпаспорта нет.

Вопросы: а) Нужно ли вообще заниматься восстановлением трудовой книжки? (насколько критично вообще остаться без книжки?) б) Если да, то каков порядок действий по ее восстановлению (два предприятия, где я ранее работал, уже ликвидированы)? в) Очень ли важна для восстановления книжки поддержка нынешнего работодателя? (недавно у нас сменилось руководство, коллектив на 90% обновился, отношения с новыми руководителями у меня рабочие, но теоретически через месяц тоже могут «попросить»).

Заранее благодарю за ответ. Спаси Вас Господь! С уважением, Алексей Каминский, г. Саров Нижегородской области.

Уважаемый Алексей! По Вашему вопросу в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации сообщаю следующее:
Во-первых, согласно статье 66 Трудового кодекса РФ (далее – «ТК РФ») трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Однако следует отметить, что в действующем законодательстве, к сожалению, имеется пробел относительно того, что касается регулирования отношений работодателя с работником в случае утери первым трудовой книжки по своей вине или каким-либо иным причинам (в т.ч. как в случае с кражей сейфа). Представляется, что в такой ситуации работник может рассчитывать на компенсацию виновными лицами (их определит суд) материального ущерба, понесенного в связи с восстановлением своей трудовой книжки, в общем порядке на основании статей 232, 233, 235 и 237 ТК РФ, т.е. в полном объеме (стоимость бланка, расходы на сбор справок из других организаций, архивов, моральный вред и т.п.).

В Правилах ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 г. № 225 (далее – «Правила»), предусмотрен порядок восстановления трудовых книжек в случае их утери или порчи по вине работника. Применение этого порядка дает Вам возможность по аналогии заполнить пробел регулирования этой части отношений субъектов трудового договора, имеющийся в российском законодательстве.

Так, по аналогии с требованием пункта 31 Правил лицу, узнавшему об утрате трудовой книжки по вине работодателя, необходимо немедленно подать своему работодателю письменное заявление с просьбой восстановить утерянную трудовую книжку с указанием мест и периодов работы. Согласно действующим Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555, работодатель выдаст Вам дубликат трудовой книжки, но только после получения информации о Вашем стаже на основании справок, представленных соответствующими органами и учреждениями (например, Пенсионный фонд РФ осуществляет внесение в лицевые счета сведения о работе и за прошлые периоды для того, чтобы весь страховой стаж была зафиксирован в базе данных ПФР) в разумный период времени.

При оформлении дубликата трудовой книжки, осуществляемом в соответствии с Правилами, в него вносятся сведения об общем и/или непрерывном стаже работы работника до поступления в данную организацию, подтвержденном соответствующими документами, и сведения о работе и награждении (поощрении), которые вносились в трудовую книжку по последнему месту работы. Общий стаж работы записывается суммарно: указывается общее количество лет, месяцев, дней работы без уточнения организации, периодов работы и должностей работника (В.В. Архипов «Массовая утеря трудовых книжек по вине работодателя: проблемы и последствия». – «Адвокат» № 8, 2006).

В случае если какой-либо период времени по Вашему стажу работы документально подтвердить будет невозможно, Вы сможете доказать подобное свидетельскими показаниями в судебном порядке.

Таким образом, в Вашем случае поддержка и взаимопонимание со стороны действующего руководства организации, в которой Вы «числитесь», желательна.
При появлении иных вопросов правового характера обращайтесь в редакцию.

С уважением Александр Морозов

Православный юрист on-line!
На Милосердии.ru
Теперь на нашем сайте вы можете задать свои вопросы православному юристу, специализирующемуся по земельному, жилищному, семейному, трудовому законодательствам, Александру Морозову, который проводит бесплатные юридические консультации для прихожан при храмах в Успенском благочинии. Ответы на наиболее интересные и общезначимые вопросы мы опубликуем на сайте.
Вопросы задавайте по адресу info@miloserdie.ru с обязательной пометкой «ПРАВОСЛАВНОМУ ЮРИСТУ». Рекомендуем вам для начала ознакомиться с архивом вопросов, на которые уже были даны ответы.
Если наша инициатива оправдает себя, будет создан специальный почтовый ящик для вопросов А.А. Морозову, о чем будет также помещено объявление на нашем сайте.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?