На грани катастрофы

Если бы документы о столичной регистрации выдавал Минздрав, на них впору было бы писать: «Жизнь в Москве вредит вашему здоровью»

Свежий воздух, чистая вода, много зелени – об этом жителям мегаполисов приходится только мечтать. С экологическими проблемами сталкивается население практически всех крупных городов, но Москва выделяется даже на этом фоне, стабильно попадая в число самых загрязненных мегаполисов мира. Если бы документы о столичной регистрации выдавал Минздрав, на них впору было бы писать: «Жизнь в Москве вредит вашему здоровью». Если экологическую проблему в российской столице не решить в ближайшие годы, Москва окажется совершенно непригодным для жизни местом.

Вредоносные факторы

Российская столица традиционно является не только политическим, деловым и культурным центром страны, но и местом скопления промышленных предприятий, а также крупным транспортным узлом. Выхлопы и выбросы загрязняют воздух и отравляют воду, что, в конечном счете, не добавляет здоровья ни коренным москвичам, ни многочисленным «гостям столицы». Индустриализация 1930-х годов и послевоенный промышленный бум изрядно подпортили местную экологию. Последние несколько десятилетий наибольший урон окружающей среде наносят растущий как на дрожжах автомобильный парк и бытовые отходы, с переработкой которых город категорически не справляется. Ну и, конечно же, вырубка лесов вокруг Москвы под строительство дорог и коттеджных поселков.

В городах-миллионниках автотранспорт, промышленные предприятия и объекты теплоэнергетики являются основными загрязнителями атмосферы. При этом доля автомобильных выхлопов достигает 90% от общей массы и измеряется сотнями тысяч тонн в год. Сегодня число автомобилей в Москве приближается к четырем миллионам. Эксперты прогнозируют, что, когда их станет еще на полмиллиона больше, движение в столице будет полностью парализовано. Результаты абсолютно всех опросов общественного мнения свидетельствуют: транспортная проблема кажется москвичам едва ли не главной столичной бедой. Именно заторы на московских дорогах оказывают гнетущее влияние на экологию, ведь стояние в пробках в разы увеличивает количество выбросов из выхлопной трубы. Новые московские власти полтора года пытаются как-то улучшить дорожную ситуацию, но пока что становится только хуже. Экологам положение дел и вовсе кажется безвыходным. Расширение дорог решает проблему ненадолго: воодушевленные автомобилисты начинают активнее пользоваться новыми магистралями – и это снова приводит к затруднению движения. Запрет на въезд грузовиков также не имеет эффекта: их места занимают легковушки, так что выхлопов меньше не становится.

Московские заводы и фабрики выбрасывают в атмосферу более 200 наименований вредных веществ, многие из которых (свинец, медь, кадмий, ртуть) относятся к высшему классу опасности. При этом улавливается только около 70% выбросов. Хаотичная застройка и несоблюдение границ санитарно-защитных зон привели к тому, что около двух миллионов москвичей живет в экологически неблагополучных условиях.

Тонны отходов производства с московских предприятий перерабатываются лишь наполовину, остальное вывозится на свалки или скапливается на различных территориях в черте города. Бытовая канализация и сточные воды промышленных объектов попадают в московские водоемы. Очистные сооружения не могут справиться с потоками нечистот. В итоге в Москву-реку ежесуточно сбрасывается до полумиллиона кубометров недостаточно очищенных сточных вод. Спасение власти находят в использовании блоков ультрафиолетового обеззараживания – один из таких блоков на днях был установлен на Курьяновских очистных сооружениях.

Посильный вклад в уничтожение московской экологии вносят и научные учреждения, работающие с радиоактивными веществами и электрофизическими установками, создающими ионизирующее излучение. В городе функционирует множество рентгеновских аппаратов, действует три атомных реактора, широко применяются радиоизотопные источники энергии. Общий радиационный фон в Москве пока относительно постоянен (от 6 до 25 микрорентген в час) и вполне укладывается в норму, но тенденция складывается неприятная.

Негативное влияние на состояние здоровья москвичей оказывают также факторы, не связанные напрямую с загрязнением окружающей среды. Высоковольтные линии электропередачи, станции сотовой связи, радиоволны значительно увеличивают уровень электромагнитных излучений по сравнению с естественным фоном. По уровню шума Москва опережает таких европейских лидеров, как Лондон и Париж. Проблема состоит не только в количестве транспорта, но главным образом – в неправильном размещении транспортных магистралей и промышленных объектов относительно жилых районов, а также в отсутствии современных средств шумоизоляции. Шумы способствуют развитию нервных заболеваний и заболеваний органов слуха, понижают работоспособность. Немало вреда приносит и вибрация. Она оказывает неблагоприятное влияние на состояние нервной и сердечно-сосудистой систем организма. Наиболее значимые ее источники в городе – линии метрополитена мелкого заложения, трамвайные и железнодорожные пути.

Когда деревья были больные

Еще один тревожный звонок – массовая гибель деревьев, которая наблюдается в столице в последние годы. Как выяснилось, основная причина этого – не засушливая погода и не резкий перепад температур. Отчасти свое дело сделали насекомые-вредители. Из-за аномально жаркого лета 2010 года в Москве развелось большое количество тополевой моли, от нее засохли тополя, которые пришлось срубить. Однако энтомолог Сергей Остапенко отмечает, что, если бы много лет назад при озеленении московских улиц бальзамические тополя высаживали подальше от жилых домов, у моли не хватало бы сил долетать от квартир, где они устраиваются на зимовку, до деревьев, где они откладывают яйца. Тогда деревья бы не гибли, и нынешнему поколению не пришлось бы расплачиваться за недальновидность городских служб.

Руководитель лесной программы «Гринпис России» Алексей Ярошенко, со своей стороны, отмечает, что для деревьев губительны не столько насекомые, сколько недостаток воздуха и влаги. Корни растений не достают до водоносного горизонта из-за подземных коммуникаций, а утрамбованная земля не позволяет корням дышать. К тому же коммунальные службы не умеют правильно ухаживать за терпящими бедствие растениями: в летнее время деревья никто не поливает, потому что это дорого, зато потом город тратит миллиарды рублей на спиливание старых и высаживание новых растений. Понижает жизнеспособность деревьев и повсеместное высевание газонной травы вместо природного разнотравья: газоны не задерживают в почве влагу; в результате погибают насекомые и червяки, которыми питаются птицы; птицы не вьют гнезд на окрестных деревьях, и их уничтожают вредители.

«Озеленять» столицу начинают обычно в феврале (так было после приснопамятного ледяного дождя, от которого в Москве погибло 50 тысяч деревьев), так что нет ничего удивительного в том, что новые насаждения, которыми так гордятся столичные власти, протягивают не дольше двух-трех лет, после чего их снова приходится спиливать и запускать программу по новому циклу. Специалисты поясняют, что чиновники заинтересованы в том, чтобы озеленять город постоянно: ведь это позволяет легко освоить немалые бюджетные средства. Иногда дело доходит до умышленного вредительства…

Горе-озеленители также не обращают внимания на то, что некоторые породы деревьев (например, ель или липа) не имеют шансов прижиться в загазованном воздухе столицы. К тому же саженцы для посадки в городе нужно долго и тщательно готовить, из-за чего их себестоимость значительно повышается. Коммунальщики же, руководствуясь положениями закона «О госзакупках», покупают не то, что получше, а то, что подешевле. Это приводит к тому же плачевному результату.

Война против тополя

Для борьбы с тополиным пухом в Москве в конце весны – начале лета проводится санитарная обрезка тополиных ветвей. Действенность этого способа довольно сомнительна: сами озеленители признаются, что пух пропадает всего на три-четыре года, пока на стволе не вырастут новые ветки. Так что этот метод больше похож на очередную схему отмывания денег – не говоря уже о том, что обрезка уродует внешний облик столицы: ряды голых деревянных столбов являют собой подходящую декорацию для съемок постапокалиптического фильма. В департаменте природопользования и охраны окружающей среды на днях пообещали к 2020 году заменить пушащие виды тополей на непушащие, чтобы справиться с назойливым пухом и избавиться от необходимости регулярно обрезать ветви. Войну тополям объявил и главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко. По его словам, тополиный пух изрядно досаждает аллергикам, так что от этого дерева надо вообще отказаться при озеленении парков и жилых кварталов.

Еще один удар по зеленым насаждениям столицы неожиданно последовал со стороны чиновников природоохранного ведомства. Минувшей зимой новый глава департамента Антон Кубальчевский предложил вернуться к хорошо забытому средству борьбы с наледью. По его указанию на столичные улицы высыпали 350 тыс. тонн технической соли, получаемой из отходов магниевого производства. Только после того как снег стаял, а соль растворилась в почве и плотно осела на дыхательных путях горожан, эксперты выяснили, что реагент содержит целый букет вредных веществ, в частности радиоактивного калия. Он вызывает аллергическую реакцию у людей и приводит к гибели растений. С другой стороны, это позволило чиновникам с чистой совестью выделить энную сумму на закупку 200 тысяч тонн спецшампуня для устранения последствий «ядерной зимы».

Площадь озелененной территории в Москве в настоящее время составляет 34 тысячи гектаров. Половина из них – это лесопарковые зоны. Но, исходя из общемировых норм, даже этого мало в пересчете на одного жителя столицы. Тем не менее, зеленых насаждений в городе и вокруг него больше не становится. Скорее наоборот. Экологи бьют тревогу: около трети лесопаркового защитного пояса Москвы уже безвозвратно потеряно, и нет гарантий, что остальные угодья не ждет аналогичная судьба. «При сохранении существующих тенденций в течение ближайших десяти лет будет утрачено до 60% подмосковных лесопарков», – отмечается на сайте «Гринпис России».

Дети под угрозой

Неблагоприятная экологическая обстановка привела к резкому ухудшению самочувствия молодых москвичей. Загрязнение воздуха – основной фактор риска для здоровья людей. Как показали результаты комплексного медицинского обследования, которое прошли 2,7 млн детей и подростков, две трети юных жителей столицы имеют более-менее серьезные отклонения в состоянии здоровья. Среди обнаруженных болезней преобладают заболевания органов дыхания. Примерно у половины «проблемных» детей отклонения в состоянии здоровья при должном уходе можно нивелировать. У остальных уже сформировалось хронические заболевания, при этом многим врачи поставили по три-четыре диагноза. В хит-парад популярных мегаполисных недугов также входят заболевания желудочно-кишечного тракта, органов кровообращения, сердечно-сосудистой системы, а также новообразования.

Медицинские специалисты говорят, что тотальная диспансеризация и применение современных профилактических методов выправить положение дел уже не в состоянии. Только принятие кардинальных мер по улучшению экологической ситуации в Москве может повернуть вспять этот процесс.

Перекладывать ответственность на государство – национальная русская черта. Но в вопросе улучшения экологической обстановки именно властям принадлежит главенствующая роль – слишком уж системного подхода требует решение проблемы: от принятия необходимых законов до внесения изменений в градостроительную политику. Общественная кооперация, частные инициативы, экспертные заключения, безусловно, важны, но они скорее могут послужить сигналом для государства о наличии проблемы или источником идей для ее решения. Московские власти (надо отдать им должное) от трудностей не прячутся – еще в 1999 году была принята Концепция обеспечения экологической безопасности города. Но изменить ситуацию к лучшему пока не получается.

Может показаться, что мегаполис по определению не приспособлен для нормальной жизни человека. Однако на Западе так не считают. Применение «зеленых» технологий при переработке мусора, превосходные системы общественного транспорта, качественная дорожная сеть, экономное потребление энергии, отсутствие промышленных предприятий в городской черте – все это помогает жителям, например, Стокгольма или Ванкувера пользоваться всеми благами цивилизации и при этом дышать полной грудью. Москва в настоящее время придерживается модели развития, которая роднит ее скорее с Пекином, Мехико, Каиром и другими городами-монстрами. Но повернуть в правильном направлении, наверное, еще не поздно.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?