Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

20 млрд на борьбу с коронавирусом. Как Норникель поддерживал свой регион

Как поддерживали соцпредпринимателей, студентов и школьников в год пандемии в самых северных городах страны, порталу Милосердие.ru рассказал директор департамента социальной политики «Норникеля» Игорь Сухотин

Фото: @NNcharity/facebook

В октябре 2020 года «Норникель» занял первое место в рейтинге Forbes по затратам на борьбу с коронавирусом – 20 миллиардов рублей.

СИЗы и арендные каникулы для малых предприятий

– На что именно были потрачены деньги?

– Мы покупали реанимобили, оборудование для медицинских лабораторий, антисептики и тепловизоры. Приобрели более 32 тысяч медицинских тестов и почти 10 млн масок.

Что еще важно – 94 млн рублей было потрачено на приобретение СИЗов для предприятий малого и среднего бизнеса в Норильске и на Кольском полуострове. У них самих после простоя не было денег, чтобы выполнить требование Роспотребнадзора о масках и антисептиках для сотрудников и покупателей. А без этого открыться они бы не смогли.

Мы выдали продуктовые сертификаты и наборы для сотрудников малых и средних предприятий и для малообеспеченного населения. Около 150 предпринимателей, арендующих помещения у компании, получили арендные каникулы.

В Норильске сделали онлайн-платформу для малого и среднего предпринимательства – разместили информацию об их работе и онлайн-торговле. Во время локдауна работала горячая линия для бизнесменов – они могли проконсультироваться у юристов и бухгалтеров, на какие меры поддержки могут рассчитывать, и как их получить. Кроме того, в Норильске компания компенсирует до 50% от суммы на грузоперевозки малых и средних предприятий. С просевшим оборотом весны им было бы сложно завозить товары с материка.

В самом начале пандемии наши корпоративные волонтеры сшили больше 3 тысяч защитных масок и передали в разные учреждения, больницы и дома престарелых. Они доставляли продуктовые наборы социально незащищенным группам. Итоги акции подводили в онлайне – было волонтерское чаепитие.

Игорь Сухотин и волонтеры собирают продуктовые наборы для пострадавших в пандемию коронавируса. Фото: nornickel.ru

Новый формат позволил привлечь экспертов, которые в другое время в Норильск бы не приехали

– Благотворительная программа «Норникеля» «Мир новых возможностей» была запущена в 2014 году. Как на нее повлияла пандемия?

– Мы считаем, что ее удалось сохранить по максимуму. Чтобы помочь перестроиться победителям нашего грантового конкурса, в мае мы провели в зуме социально-конструкторское бюро. Там было разработано 20 онлайн-акций, которые продемонстрировали возможности для развития в новой непривычной ситуации. А в октябре – интенсив по социальному проектированию в онлайне, чтобы помочь потенциальным участникам конкурса социальных проектов.

Когда стало ясно, что локдаун продлится дольше, чем предполагали, и возникли ограничения, связанные с детским отдыхом, мы сделали с нуля молодежный онлайн-форум Svet On. Он прошел в конце июня. В форуме приняли участие около 1000 подростков, которым о своей работе рассказали SMM-эксперт Павел Гуров, основательница медового бренда Coco Bello Гузель Санжапова, летчик-космонавт Сергей Рязанский и другие известные люди. У самых популярных трансляций в сетях сейчас около 5,5 тыс просмотров – эти цифры показывают, что и в новых условиях мероприятия проводить можно, все работает.

Ну а осенью, когда все уже освоились, мы провели в онлайне слет социальных предпринимателей Севера, два дня. Новый формат позволил привлечь экспертов, которые в другое время в Норильск бы не приехали. А среди участников были представители 30 городов со всей страны – мы не ограничивали регистрацию регионами нашего присутствия. Так что мы не только не свернули те мероприятия, которые были запланированы, но даже добавили новые.

Соцпредприниматели решают проблему моногорода – низкое качество сервиса и услуг

Слет социальных предпринимателей Севера в этом году прошел в онлайн-формате. Фото: @NNcharity/facebook

– Почему у компании такой акцент на социальном предпринимательстве?

– Все очень просто. Мы заинтересованы в изменении среды в городе, где живут и работают наши сотрудники. Одна из проблем – низкое качество сервиса и услуг. А это как раз зона предпринимательства. Мы помогаем построить устойчивый социальный бизнес – чтобы услуги оказывались постоянно и высокого качества.

Поддержка выражается в том, что мы сначала приглашаем на обучение на курсе «Социальное предпринимательство» -туда заявляются все желающие. Три модуля, итогом каждого – часть бизнес-плана. По окончании обучения у будущих предпринимателей должен быть готов бизнес-план. С ним они приходят на инвестиционную сессию, а экспертный совет принимает решение, поддержать его или нет. Победителям компания предоставляет беспроцентный, но возвратный займ на два года. Бывает, даже с отсрочкой первого платежа.

Акселератор социальных бизнес-проектов задуман, чтобы бизнес-проекты интенсивно развивались и повышался уровень компетенций социальных предпринимателей. В программе: анализ, как идут дела в действующих бизнес-проектах, выявление узких мест и определение потенциальных точек роста бизнеса, поддержка наставников и финансирование на развитие бизнес-проекта. 

Также у нас есть Клубы соцпредпринимателей в Норильске и на Кольском полуострове – для встреч и общения.

Школьники могут выиграть в нашем конкурсе до 100 тыс рублей на свой проект

Фестиваль городских идей «Это наш город». Фото: @NNcharity/facebook
Как устроена благотворительность компании

Благотворительная программа «Норникеля» «Мир новых возможностей» и программа корпоративного волонтерства «Комбинат добра» реализуются на территории Мурманской области, Красноярского и Забайкальского краев. Для развития регионов создано три института: Агентство развития Норильска, Агентство развития Мончегорска и Центр «Вторая школа» в Печенгском районе.
Компания – дважды лауреат конкурса Форума Доноров «Лидеры корпоративной благотворительности» в 2020 году (первое место в номинации «Лучший грантовый конкурс» за конкурс «Мир новых возможностей» и третье место за образовательный проект «Перемена» в номинации «Лучшая программа в сфере поддержки образования»).

– Расскажите о победившем в конкурсе Форума доноров образовательном проекте «Перемена».

– Одна из ключевых задач в стратегии поддержки городов нашего присутствия – развитие местного сообщества. Мы хотим, чтобы подрастающее поколение, от школьника младших классов до студента Норильского государственного индустриального института, могли найти себя сейчас и построить трек в будущем.

Понимая, что будущее ребенка во многом определяют родители, мы запустили проект «Перемена» в нем родители могут подумать о будущем ребенка вместе с ним и включиться в его выбор. Программа молодая, ей два года, но мы видим вовлеченность в этот процесс и педагогов, и школьников, и родителей.

Для подростков мы проводим фестиваль городских идей «Это наш город», где участвуют школьные команды. Лидеры этих команд потом принимают участие в «Школе городских компетенций»: учатся, дорабатывают проекты и приходят к нам на конкурс, где могут получить на реализацию своего проекта до 100 тысяч рублей. Кроме того, в Норильске и на Кольском полуострове в школах создаются проектные офисы, куда ребята могут прийти, получить поддержку, протестировать свои идеи и заявиться на конкурс.

Самый крутой вуз за Полярным кругом

Глеб Воронов, который заставил мыло летать. Фото: IMAKE/ligaimake

– Растите ли вы будущих сотрудников компании? Как пробуждаете интерес к инженерным наукам?

– Мы проводим фестиваль научных открытий Arctic Wave, куда приглашаем ребят, кому интересны наука и изобретательство. Также мы запустили инженерный марафон и конкурс юных изобретателей IMake. До пандемии финалисты этих конкурсов побывали в составе российской команды на международных выставках детских изобретений в Индонезии и в Женеве.

Например, Глеб Воронов из Дудинки стал серебряным призером в Джакарте со своим изобретением – «магнитно-левитационной» мыльнице, над которой «парит» мыло. Он получил на нее патент, и теперь наша задача сделать так, чтобы это изобретение дошло до пользователей. Чтобы такие мыльницы появилась сначала в гостиницах города Норильска, а потом и в других городах.

К нам часто идут работать выпускники Норильского государственного индустриального института, поэтому у вуза при поддержке компании появилась новая стратегия развития. Помимо прочего, она предусматривает строительство кампуса. Сегодня в институте учатся в основном ребята из Норильска, а мы хотим, чтобы к ним присоединились и студенты из других городов. Кампус – это всегда креативная среда. Кроме того, идет обсуждение проекта внешней и внутренней реновации института, чтобы это был современнейший ВУЗ, самый крутой за Полярным кругом.

– Кстати, о креативной среде – компания ведь поддерживает арт-резиденции?

– Да, у нас есть арт-резиденции в Норильске и Никеле. Устройство у них несколько отличается. В Норильск приезжают художники – впечатлившись окружающей средой, они создают произведения искусства, которые выставляются там же в резиденции для жителей города. В последний раз заявок на участие было больше тридцати.

В Никеле принцип другой: туда приезжают люди, которые вовлекают в проекты местных жителей и помогают им посмотреть по-другому на свой поселок и его возможности. Необязательно это художники, могут быть фотографы, недавно приезжал из Санкт-Петербурга музыкант, математик и медиахудожник Сергей Костырко (он, кстати, родом из Никеля).

Близость Норвегии позволяет привлекать норвежцев и финнов. В пандемию все это усложнилось, но мы надеемся, что летнюю арт-резиденцию удастся сделать в традиционном формате.

– Какие выводы по итогам 2020 года вы считаете главными?

Их два. Оказывается, так тоже можно – жить, проводить мероприятия, взаимодействовать. Условный зум стал неотъемлемой частью жизни. Приглашение эксперта на любые мероприятия теперь стоит гораздо дешевле. Вторая – надо смотреть в будущее с точки зрения синергии онлайна и оффлайна. В каждом свои плюсы и минусы. Успешное будущее – в комбинации. Кто предложит форму, которая максимально сочетает в себе плюсы обоих подходов, тот и будет в выигрыше.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?