Музыка и жесты: у нас похожие пальцы

Оказывается, слабослышащие дети разбираются музыке не хуже (а то и лучше), чем слышащие. Они, например, сразу смогут отличить вальс от польки по… вибрациям. А раз слабослышащие могут слушать-чувствовать музыку, и им есть о чем поговорить…

«Слышим сердцем» – так называется проект, запущенный Санкт-Петербургской ассоциацией общественных объединений родителей детей-инвалидов ГАООРДИ при поддержке Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями летом. Цель проекта – интеграция слабослышащих детей в общество через творчество и общение со своими сверстниками-музыкантами.

Оказывается, слабослышащие дети разбираются музыке не хуже (а то и лучше), чем слышащие. Они, например, сразу смогут отличить вальс от польки по… вибрациям. И на дискотеки слабослышащие ребята бегают, также как и все остальные.

А раз слабослышащие могут слушать-чувствовать музыку, им есть о чем поговорить… Это показал первый мастер-класс проекта «Слышим сердцем», который был организован 16 сентября в Музыкальном колледже имени М.П.Мусоргского. Здесь порядка пятнадцати юных музыкантов встречали гостей – двенадцати-тринадцатилетних учащихся школы-интерната №1 для глухих детей Выборгского района Санкт-Петербурга. Мастер-класс проводили педагоги из этих учреждений и специалисты-актеры включенного театра «ШедЭврика», где дети и молодые люди с ограниченными возможностями занимаются вместе со своими здоровыми сверстниками.


Музыканты ждут слабослышащих. Пока музыканты ждали слабослышащих ребят, специалисты театра «ШедЭврика» играли с ними. На фото: группа должна показать, как булыжник превращается в перышко


Гости приехали, начинается знакомство. Участники разбились на группы, где вместе со здоровыми ребятами находятся слабослышащие. Юным музыкантам раздали блокноты с жестовым алфавитом. Все по-очереди показывают жестами свое имя и затем записывают его на бейджике.


Чтобы запомнить имена друг друга, ребята по-очереди произносят жестами свое имя и сопровождают его каким-либо движением. Все повторяют


Следующее задание: надо построится в один ряд, но не по росту, а по длине волос (от самых коротких к самым длинным), по цвету глаз (от светлых к темным), по длине пальцев рук. Все это надо проделать без использования языка и жестов. Это хорошая проверка на слаженность. Оказалось, что разработанные пальцы музыкантов очень похожи на гибкие и проворные пальцы слабослышащих, общающихся жестами


Слева: Начинается знакомство слабослышащих ребят с музыкальными инструментами. Перед нами барабан. Ребятам рассказывают про особенности инструмента, а потом дают послушать его вибрации. Барабан звучал так громко, что даже многие слабослышащие затыкали уши. После мастер-класса одна слабослышащая девочка сказала, что без труда могла бы научиться играть на барабане
Справа: Туба. Слабослышащие ребята прикасаются к инструменту во время его звучания


Ксилофон. Все смогли попробовать поиграть на нем


Аккордеон. Он тоже вибрирует


Слева: домра
Справа:Небольшой орган. Многие слабослышащие ребята увидели этот музыкальный инструмент впервые


Дети прижимались к органу и слушали его вибрации


Слабослышащим ребятам раздали народные инструменты, получился импровизированный оркестр с солирующими гуслями


В завершение мастер-класса и после чашечки чая с пряниками гостей повели на экскурсию по Музыкальному колледжу, а на следующий день юные музыканты отправились в гости к слабослышащим детям. Там они познакомятся с искусством танца и жестового пения. А в середине осени состоится итоговый мастер-класс. Так что общение продолжается.

Наталья ШТЕЙНЕР

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?